КОНТРОЛЬ

ЗА СОСТОЯНИЕМ

ПЛОВЦА

В наше время большинство тренеров знакомы с конт­ролем за состоянием пловца по частоте пульса. Он был предложен профессором Коттоном и разработан для пла­вания в 1955—1956 годах Форбсом Карлайлом. Это тести­рование помогает тренеру определить, как его пловцы реа­гируют на ту или иную тренировочную нагрузку. Наряду с исследованием содержания гемоглобина — тестом, пока­зывающим, что низкий уровень гемоглобина в крови приво­дит к снижению результатов,— пульсовое тестирование является немногим из действительно полезных практиче­ских тестов, предложенных наукой.

Это тестирование легко выполняется. Его результаты наглядны и понятны, во всяком случае в общем виде, и для теста не нужно никакой специальной аппаратуры, за исключением секундомера. Практика доказала ценность пульсового тестирования, позволяющего, пусть даже и не совсем точно, предсказывать результаты, если, разумеет­ся, контроль ведется достаточно систематически.

Тестирование проводится следующим образом. Непо­средственно после проплывания дистанции спортсмен или тренер накладывают пальцы на шейную артерию и под­считывают количество ударов сердца за 10 секунд. Затем следует отдых в течение 20 секунд и новый подсчет пуль­са. И снова 20-секундный отдых и 10-секундный подсчет. Таким образом, получается 3 подсчета пульса с 20-секунд-ным отдыхом между подсчетами. За последние годы в ме­тод подсчетов вносились изменения, но сама система оста­лась. Выявилось, что общая сумма (за три подсчета) после нагрузки с максимальной интенсивностью составля­ет около 90 ударов. Сумма может колебаться от 87 до 94, но остается где-то около 90. Если в состоянии хорошей тренированности получены цифры 32—28—28 (сумма 88), вы можете с уверенностью сказать, что пловец показал максимум возможного.

В течение некоторого тренировочного периода после проплывания 400 метров с результатом 5.00 можно полу­пить значения 30—24—20 (сумма 74). Эти показатели мо-Ут считаться нормальными. По мере роста уровня трени­рованности тест может выглядеть так: 30—22—14 (сум-

4*


ма 66). Этот последний подсчет дал необычно низкий показатель (сумхма понизилась на 8 ударов), что является обычно хорошим признаком. На следующей неделе при проплывании этой же 400-метровой дистанции с тем же временем 5.00 пульсовая реакция может составлять 31 — 26—24 (сумма 81). Это на 7 ударов больше, чем в преды­дущей неделе, при том же напряжении и при том же ре­зультате. Это означает, что пловец несколько утомлен.

РАСЧЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НА ДИС­ТАНЦИИ 400иПРИ 100 ЗДЫХ УСИЛИЯХ,

Может быть, это вызвано тем, что он плохо спал, слишком много энергии потратил в шко­ле, а может быть, просто очень сильно утомлен. Если подобпое явление встречается на протя­жении более двух недель, я считаю нужным сделать анализ крови.

66 70 75 80 85 90 ЧАСТО-ТА'СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ (СУММА ТРЕХ ПОДСЧЕТОВ)
Рис. 9. График изменения частоты сердечных сокра­щений и результатов при проплывании контрольной дистанции 400 м (объяс­нения в тексте)

В подготовительном перио­де после любой нагрузки пульс может быть 25—20—18. При­веденные цифры довольно низ­кие, но это нормально, так как пловец еще не готов к тому, чтобы по-настоящему «выло­житься». Защитные механизмы не позволяют организму раз­вить интенсивность, к которой он еще не готов.

Если вы в течение некоторо­го времени вносите в график результаты теста на дистанции 400 метров и результат 5.00 со­провождается суммой подсчетов пульса 65, результат 4.26 — суммой 85, а результат 4.40— суммой 77 (при этом из опыта вы знаете, что максималь­ная сумма составляет 90 ударов), то можно полагать, что пловец покажет результат 4.18 при 100-процентной моби­лизации сил.

Имеются и другие эффективные тесты, но они или тре­буют от тренера медицинской подготовки, или для их про­ведения необходима специальная аппаратура. Такими тес­тами могут быть электрокардиографические исследования, исследования дыхания, эргометрия и прочее. Эти исследо­вания полезны и дают нам определенные данные. Сюда *е


относятся гидродинамические исследования, связапные с изучением обтекаемости тела во время плавания, измере­ние силовых характеристик гребка с целью их улучшения. Однако эти исследования требуют специального оборудова­ния, а интерпретация получаемых данных далеко не всег­да под силу большинству тренеров. Реальная практиче­ская ценность каждого теста определяется тем, насколько он полезен и понятен тренеру, стоящему на бортике бас­сейна. Каждый тест, который помогает тренеру лучше понимать тренировку, способствует развитию нашего ви­да спорта.