КОНТРОЛЬ
ЗА СОСТОЯНИЕМ
ПЛОВЦА
В наше время большинство тренеров знакомы с контролем за состоянием пловца по частоте пульса. Он был предложен профессором Коттоном и разработан для плавания в 1955—1956 годах Форбсом Карлайлом. Это тестирование помогает тренеру определить, как его пловцы реагируют на ту или иную тренировочную нагрузку. Наряду с исследованием содержания гемоглобина — тестом, показывающим, что низкий уровень гемоглобина в крови приводит к снижению результатов,— пульсовое тестирование является немногим из действительно полезных практических тестов, предложенных наукой.
Это тестирование легко выполняется. Его результаты наглядны и понятны, во всяком случае в общем виде, и для теста не нужно никакой специальной аппаратуры, за исключением секундомера. Практика доказала ценность пульсового тестирования, позволяющего, пусть даже и не совсем точно, предсказывать результаты, если, разумеется, контроль ведется достаточно систематически.
Тестирование проводится следующим образом. Непосредственно после проплывания дистанции спортсмен или тренер накладывают пальцы на шейную артерию и подсчитывают количество ударов сердца за 10 секунд. Затем следует отдых в течение 20 секунд и новый подсчет пульса. И снова 20-секундный отдых и 10-секундный подсчет. Таким образом, получается 3 подсчета пульса с 20-секунд-ным отдыхом между подсчетами. За последние годы в метод подсчетов вносились изменения, но сама система осталась. Выявилось, что общая сумма (за три подсчета) после нагрузки с максимальной интенсивностью составляет около 90 ударов. Сумма может колебаться от 87 до 94, но остается где-то около 90. Если в состоянии хорошей тренированности получены цифры 32—28—28 (сумма 88), вы можете с уверенностью сказать, что пловец показал максимум возможного.
В течение некоторого тренировочного периода после проплывания 400 метров с результатом 5.00 можно полупить значения 30—24—20 (сумма 74). Эти показатели мо-Ут считаться нормальными. По мере роста уровня тренированности тест может выглядеть так: 30—22—14 (сум-
4*
ма 66). Этот последний подсчет дал необычно низкий показатель (сумхма понизилась на 8 ударов), что является обычно хорошим признаком. На следующей неделе при проплывании этой же 400-метровой дистанции с тем же временем 5.00 пульсовая реакция может составлять 31 — 26—24 (сумма 81). Это на 7 ударов больше, чем в предыдущей неделе, при том же напряжении и при том же результате. Это означает, что пловец несколько утомлен.
РАСЧЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НА ДИСТАНЦИИ 400иПРИ 100 ЗДЫХ УСИЛИЯХ, |
Может быть, это вызвано тем, что он плохо спал, слишком много энергии потратил в школе, а может быть, просто очень сильно утомлен. Если подобпое явление встречается на протяжении более двух недель, я считаю нужным сделать анализ крови.
66 70 75 80 85 90 ЧАСТО-ТА'СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ (СУММА ТРЕХ ПОДСЧЕТОВ) |
Рис. 9. График изменения частоты сердечных сокращений и результатов при проплывании контрольной дистанции 400 м (объяснения в тексте) |
В подготовительном периоде после любой нагрузки пульс может быть 25—20—18. Приведенные цифры довольно низкие, но это нормально, так как пловец еще не готов к тому, чтобы по-настоящему «выложиться». Защитные механизмы не позволяют организму развить интенсивность, к которой он еще не готов.
Если вы в течение некоторого времени вносите в график результаты теста на дистанции 400 метров и результат 5.00 сопровождается суммой подсчетов пульса 65, результат 4.26 — суммой 85, а результат 4.40— суммой 77 (при этом из опыта вы знаете, что максимальная сумма составляет 90 ударов), то можно полагать, что пловец покажет результат 4.18 при 100-процентной мобилизации сил.
Имеются и другие эффективные тесты, но они или требуют от тренера медицинской подготовки, или для их проведения необходима специальная аппаратура. Такими тестами могут быть электрокардиографические исследования, исследования дыхания, эргометрия и прочее. Эти исследования полезны и дают нам определенные данные. Сюда *е
относятся гидродинамические исследования, связапные с изучением обтекаемости тела во время плавания, измерение силовых характеристик гребка с целью их улучшения. Однако эти исследования требуют специального оборудования, а интерпретация получаемых данных далеко не всегда под силу большинству тренеров. Реальная практическая ценность каждого теста определяется тем, насколько он полезен и понятен тренеру, стоящему на бортике бассейна. Каждый тест, который помогает тренеру лучше понимать тренировку, способствует развитию нашего вида спорта.