II. Стилистические ошибки.

 

1. Ошибки, связанные со слабым овладением ресурсами русского языка:

1.бедность словаря и фразеологии.

а) немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов: «Строители не страшатся смерти. Когда погибает Костя Зайкин, они не убегают со стройки, так как знают, чтостройка нужна стране»;

б) плеоназмы и тавтология, которые делают речь бедной, однообразной, снижают её выразительность. Примеры тавтологии: «Лодки приближались всё ближе»; «Машины освобождают трудоёмкий труд рабочих». Плеоназмы: «Шабашкина не мучила своя собственная совесть»; «Удар пришёлся ему внезапно и неожиданно»;

 

2) употребление штампов: «Через весь роман красной нитью проходит тема трагического положения человека в капиталистическом мире»;

 

3) употребление слов-паразитов, которые особенно часты в устной речи, например: «Ну, пошли, значит, мы однажды в лес…»;

 

4) немотивированное употребление нелитературной лексики: просторечных слов, диалектизмов, например: «Дикой сделает это запросто»; «В жаркие дни очень охота купаться»; однообразие в построении предложений, в выборе конструкций;

 

5) отсутствие образных средств там, где они естественны и даже необходимы для раскрытия темы сочинения.

2. Ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языковое стилистическое чутьё:

1) погоня за красивостью (употребление выразительных средств, немотивированное стилистически):

2) смешение разностильной лексики; немотивированное употребление разговорной или книжной лексики: «Мы видим, что Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не родня» (последнее слово в данном контексте неуместно не только по смыслу, но и потому, что носит разговорный характер);

3) «А. П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» показал не только людей двух разных классов, но и новых,посредством которых писатель обличал существующий

4) строй» (немотивированное использование книжного слова);

 

3. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей. Сюда относится широкое и немотивированное использование в одном стиле речи языковых средств (слов, словосочетаний, форм, конструкций), наиболее типичных для другого. Например:

 

1) злоупотребление канцеляризмами (лексикой и фразеологией делового стиля): «Не только в те годы, но и сейчас произведение «Как закалялась сталь» пользуется большим спросом у населения»; «Болконский храбро сражался на войне, согласножеланию отца»;

2) злоупотребление специальными терминами в тексте ненаучного характера.

 

4. Нарушения стилистических требований, связанных с широким контекстом. Сюда входят нарушения требований общей стилевой целостности произведения, которая определяется темой сочинения, избранным аспектом её раскрытия, характером заголовка.

 

В школе нередки случаи, когда тема сочинения, требующая эмоционального выражения своих впечатлений от прочитанного, воплощается в форме сухого пересказа сведений из учебника, сюжетной линии произведения и т.п.

 

В работе над стилем, очевидно, недостаточно использовать возможности лишь уроков русского языка, необходимо привлекать уроки литературы, внеклассного чтения и различные виды внеклассной работы.

 

11. Литература.

 

Основная литература:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.

2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: Инфра-М, 2001.

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М.: Флинта, 1999.

4. Казарцева О.М. Вишнякова О.В. Письменная речь. Учебное пособие. – М.: Флинта, 1998.

5. Культура русской речи/ Отв. ред. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. – М.: Норма, 2000.

6. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие. – М.: Флинта, 1998.

7. М.Н.Кожина «Стилистика русского языка».М.,П., 1983

8. Розенталь Д.Э., Голуб Н.Б. Современный русский язык. Айресс-пресс М., 2000

Дополнительная литература:

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988.

2. Русский язык и культура речи/ Под ред. проф. В.Н. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

3. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык. Учебное пособие для студентов-нефилологов. – М.: Флинта, 1999.

4. Основы культуры речи. Хрестоматия/ Сост. Скворцов Л.И. – М.: Высшая школа, 1984.

Справочная литература:

1. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. – М.: Наука, 1976.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1999.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Айресс-пресс М.:1999

5. Русский язык. Энциклопедия. – М: Советская энциклопедия, 1979.