I. Нестилистические ошибки.
Лексические ошибки:
1. употребление слов в несвойственном им значении как следствие незнания значений этих слов. Примеры из сочинений школьников: «Началась гражданская интервенция»; «Онегин улучшил жизнь крестьян тем, что заменил ярем барщиной»; «Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты»;
2. неумение учитывать семантическую сочетаемость слов, известных учащимся: «Летом и осенью тысяча девятьсот сорок первого года фашисты строили налёты на Москву»; «По всей стране проходят социалистические обязательства в честь 50-летия СССР»;
3. не устранённая контекстом многозначность, порождающая двусмысленность: «У него ещё нет понятия нормы»; «Это предложение надо оставить»;
4. смещение паронимов: «Зина поступила в подпольную организацию «Юные мстители» (вступила); «К службе Чацкий относился честно и добровольно» (добросовестно);
5. лексические анахронизмы: «Лиза была домработницей в доме Фамусова»;
6. употребление неизвестных литературному языку слов как результат неправильного словотворчества (этот тип ошибок может быть отнесён и к ошибкам словообразовательного характера): «Наташе очень хотелось, чтобы все почувствовали очаровательство природы»; «Мне нравится его прямота и остроумность».
Ошибки в использовании фразеологических оборотов:
– Смешение компонентов в близких по значению фразеологизмах: «Пьеса «Вишнёвый сад» сыграла большоезначение» (смешение фразеологизмов иметь значение и играть роль);
– Анахронизмы при использовании устойчивых словосочетаний: «У бабушки Ненилы были плохие жилищные условия»;
– Несоответствие значения фразеологического сочетания контексту: «Отец павла Власова посвятил жизнь побоямжены».
Морфологические ошибки (связанные с нарушением правил образования форм слова):
– Образование форм множественного числа от существительных, употребляемых только в единственном числе: «У них всё время происходят брани»;
– Ошибки в образовании падежных форм имён существительных: «Рахметов был обыкновенным юношем»; «А сколько построено фабриков!»;
– Ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных: «Алёша Попович более моложе, чем все остальные богатыри»;
– Ошибки в образовании местоимений: «Ихнеепоместье должно продаваться за долги»;
– Ошибки в образовании глагольных форм: «Душа Катерины жаждает любви»;
– Неправильное образование деепричастий: «Деревья, почувствуя приход весны, распускают листики».
Синтаксические ошибки:
– ошибки на разные случаи согласования: «Наше правительство заключают мирные договоры»; «Автором раскрыто важные факты»;
– ошибки на разные случаи управления: «Иной б примирился и к такой жизни»;
– смешение краткой и полной форм имён прилагательных в роли сказуемого: «Все были готовые к походу»; «Он был недовольный его поведением»;
– нарушение видо-временной контекстной соотносительности глаголов: «Когда мать узнает, что сын читает запрещённую литературу, у неё появился страх за него».