ИСКУССТВО СПРИНТА

Техника выдающихся мастеров кроля зависит от того, на какие дистанции они плывут—спринтерские или стайер­ские. Различия в технике, правда, невелики, но играют существенную роль. Проплывая длинную дистанцию, кро­лист думает прежде всего о сохранении энергии. Его дви­жения хорошо контролируются, а их частота сравнительно невысока. Он мало работает ногами и использует их в большей степени для равновесия, чем для создания движу­щей силы. В спринтерском же плавании главное — способ­ность к усилиям взрывного характера. Техника важна, но ее значение не так заметно.

Я сказал бы, что одно из основных различий между спринтерами и стайерами состоит в возрасте. Спринтеры в среднем на 2—3 года старше стайеров. Поэтому среди са­мых сильных спринтеров мира мы встречаем юных пловцов крайне редко, хотя время от времени они и появляются. В плавании же на длинные дистанции юные спортсмены часто достигают высокого класса. Одна из причин этого заключается в том, что пловцы старшего возраста лучше развиты физически и способны проявлять в воде большую мощность. Как я упоминал выше, спринтерское плавание требует зрелости. Поэтому в Австралии или любой другой стране система, при которой спортсмены старшего возраста вытесняются из плавания, а поиск спринтеров ведется сре­ди молодых пловцов, может привести к большим потерям. 1 ренерам необходимо учитывать это в своей работе.

Женщины прекращают заниматься плаванием в сред­нем раньше мужчин. Причины этого обычно социально-психологические. По своему складу женщины более чув­ствительны и ранимы и быстрее приходят в уныние от беспрерывных тренировок, чем мужчины. По этой причине


           
 
 
   
     
 

бались, стопы были только слегка обращены внутрь, хотя считалось, что всем кролистам должна быть присуща «косолапость». В этой серии время проплыванпя отрезка с полной координацией составляло 1 минуту 1 секунду, а время проплывания отрезка с помощью ног — 1 минуту 20 секунд. Урок, который можно извлечь из данного примера, оче­виден — движения ног создают значительное продвижение. Они вовсе не являются маловажной частью техники сприн­терского кроля, как мы это себе представляли до Токио. Утверждение, что интенсивные движения ногами при­водят к неоправданному расходу энергии, оказалось несо­стоятельным. До соревнований в Токио ведущие тренеры мира полагали, что роль движений ногами в спринтерском кроле заключается только в том, чтобы поддерживать быстрый темп движений рук, связывая количество ударов ногами (обычно шесть ударов) с частотой движений рук. Они утверждали, что энергичные движения ног выводят стопу слишком высоко из воды и приводят к потере скоро­сти, вызывая явление турбулентности. Высказывалась так-

большинство девушек, занимающихся спортивным плава­нием, не обладают достаточной зрелостью, чтобы стать спринтерами. Мы очень редко и случайно находим способ­ную для спринта девушку. Очевидно, из всего сказанного выше о спринте можно сделать вывод, что здесь имеются возможности для заметного улучшения рекордов.

РАБОТА НОГ

На Олимпийских играх в Токио мы увидели, что работа ног снова стала иметь значение в спринтерском кроле. Лидером в этом явился Дон Шолландер, за ним следовал Стив Кларк. Оба показали блестящий пример эффектив­ной работы ног в кроле. Следует отметить, что японцы еще в 1932 году стали серьезно заниматься со своими пловцами техникой движений ног. Возможно, оттого, что у японских пловцов была недостаточная функциональная подготовлен­ность или плохой гребок руками, успеха они в последую­щем не добились и, отказавшись от идеи улучшения рабо­ты ног, сконцентрировали свое внимание на технике дви­жений рук. Все же Яманака сумел хорошо использовать движения ногами. Он мог проплыть 400 метров с плава­тельной доской за 5 минут 20 секунд или около этого. Его движения, не являясь чрезмерно интенсивными, были не­сколько эффективнее, чем у других.

Вместо того чтобы выполнять движение прямой ногой, и Шолландер и Кларк заметно сгибали ногу в колене во время удара ею сверху вниз, в то время как движение вверх производилось прямой ногой. Сейчас я научил этому движению своих пловцов и уверен, что они будут плыть быстрее. Но выполнять это движение трудно. Если не считать японцев, то именно Дон Шолландер и Джордж Хейнс (возможно, единственный американский тренер, по­веривший в японскую теорию, согласно которой скорость спринтера может быть увеличена за счёт техники движе­ний ногами) доказали правильность этой техники движе­ний. Возможно, не каждый пловец может освоить это дви­жение. В Токио мы видели двух лидеров спринта, хорошо владевших такой техникой. Однажды я наблюдал за тем, как Шолландер во время тренировки преодолевал серию 100-метровых отрезков, чередуя плавание с помощью ног с плаванием с полной координацией движений. Его голе­ностопные суставы были очень гибкими и движения ног — свободными, расслабленными. Ноги легко и эластично сги-

U


же уверенность, что «узкая ра­бота» ног помогает поддержи­вать тело в плоскости, благо­приятной для скоростного пла­вания, особенно для тех спорт­сменов, для которых характер­но чрезмерное вращение отно­сительно продольной оси или выполнение ногами ножнице­образных движений. Техника движений ног у Шолландера, поставленная Джорджем Хейн-сом в соответствии с идеями японцев, навела меня на раз­мышления. Если мы, тренеры всего мира, надеемся превзойти высочайшие достижения в пла­вании американских спринте­ров, мы должны гораздо боль­ше работать над техникой дви­жений ног.

Однако было бы непоправи­мой ошибкой для любого трене­ра пытаться превратить движе-


Рис. 1. Движения ногами в кроле.

На верхнем рисунке правая нога выполняет удар, а левая выходит в исходное положе­ние для удара. На среднем рисунке удар выполняет левая нога. Сила отталкивания на­правлена, как показывают стрелки, не вниз, а назад. Нижний рисунок демонстри­рует положение пловца при плавании с помощью ног с доской. Руки вытянуты впе­ред, пальцы положены на доску сверху, пловец лежит в воде, как при плавании кролем, что создает большую нагрузку для ног


ния ногами в ведущее звено вольного стиля. Ноги не стали играть более важную роль в плавании вольным стилем, чем это было раньше, однако техника их движений стала более эффективной. Японцы могут сожалеть, что им не удалось в свое время доказать это.

Особенность американской техники движений ног со­стоит в том, что она не вызывает дополнительного расхода энергии и содействует продвижению пловца вперед, не снижая мощности гребковых движений рук. Американцы сильнее сгибают ноги, выполняя удар больше в направле­нии назад, чем вниз.

ГРЕБОК

Во всех вариантах техники вольного стиля пловец дол­жен стремиться к естественному характеру движений рук, уверенному гребку. В спринтерском кроле пронос руки осуществляется несколько ниже, ближе к поверхности воды и без такого ярко выраженного сгибания в локте, как это отмечается в технике стайеров. Рука энергично вкла­дывается кистью в воду впереди головы пловца, посылает­ся вперед-вниз и выполняет длинный и мощный гребок в направлении к бедру. Во время гребка рука остается поч­ти прямой в противоположность стайерской технике, где она заметно сгибается в локте. Существенное значение имеет скорость движения руки. Однако при этом нельзя терять контроль над гребком. В противном случае ваши результаты улучшаться не будут. Огромное значение име­ет правильный вход руки в воду и фиксированное поло­жение кисти, но плечи не должны быть напряженными.

Основная скорость создается силой плечевого пояса, спины и рук и зависит от правильного приложения этой силы во время входа руки в воду и захвата. Пловцы, начи­навшие с плавания на средние и длинные дистанции и не обладавшие достаточной силой плечевого пояса, часто переходят на спринт после того, как повысят свою подго­товленность упражнениями с тяжестями (я имею в виду все упражнения с отягощениями и сопротивлениями) и упражнениями общей физической подготовки. Но мыш­цы — это еще не все. Спринтерское плавание требует так­же правильной ритмичности движений, хорошего расслаб­ления, отличной техники поворотов и старта. Только в этом случае вы сможете сбросить заветные доли секунды с результата.


Интересно проанализировать возраст, в котором пока­зали свои высшие результаты бывшие олимпийские чем­пионы: Кларк Скулз в 1952 году (возраст 22 года), Джон Хенрикс в 1956 году (возраст 21 год), Джон Девитт в 1960 году (возраст 23 года), Дон Шоллапдер в 1964 году (возраст 18 лет). Подобно им Даун Фрезер достигла своих лучших секунд уже после 20 лет, выиграв спринт на трех Олимпиадах подряд — в 1956, 1960 и 1964 годах, впервые участвуя в олимпиаде в возрасте 17 лет.

Для того чтобы показывать высокие результаты на дистанции 100 метров, необходимо, разумеется, знать, как ее преодолевать на соревнованиях. Даже на олимпийских играх можно нередко встретить пловцов, которые не знают, что они должны делать. Возможно, их тренеры сами не имеют представления об этом; возможно, сильный «удар» по психике пловца наносит напряженность, вызванная соревновательной обстановкой. Разумеется, это может быть следствием и того и другого.

Вот здесь и проявляется хороший тренер. Ведь тре­нер — единственное лицо, которое на основании своего опыта и знаний может принять нужное решение. Он дол­жен видеть, что необходимо сделать пловцу, чтобы в дан­ной ситуации добиться своего лучшего результата. Конеч­но, не должно быть одного и того же совета для любого соревнования, но могут быть советы, которые подходят для многих соревновательных ситуаций. То, что тренер говорит в последние минуты перед стартом, может приве­сти и к успеху и к неудаче.

Если, скажем, у вас есть ученик, способный проплыть 50 метров за время около 25 секунд и 400 метров за 4 ми­нуты 30 секунд, вы видите, что у него хорошая скорость и достаточная выносливость. Я бы посоветовал этому спортсмену в плавании на дистанцию 100 метров проплыть ™РВУ" половину за время около 25 секунд или лучше 25,5. Если его результат на дистанции 400 метров не так хорош, следует стартовый отрезок начинать медленнее, т. е. проплывать его за 26,0-26,5 секунды, но ни в коем случае не медленнее. Так следует поступать и очень моло­дым пловцам, имеющим результат на дистанции 50 метров около 32 секунд. Они всегда должны начинать 100-метро­вую дистанцию с результатом на первой половине на 1 се-ьунду хуже своего лучшего времени. Только в этом случае у них есть надежда на успех.

Довольно часто спортсмен хочет показать на первой


половине 100-метровой дистанции свой лучший результат. Как тренер вы должны знать, в состоянии ли он сделать это достаточно надежно и стоит ли ему так поступать.

К несчастью, а может быть, напротив, к счастью (в за­висимости от того, как на это посмотреть), в этих вопросах нет однозначного ответа. Очевидно, что это не так просто, как я объяснял выше. Существует столько же решений, сколько есть пловцов, однако тренер, желающий добиться успеха со своими учениками, должен постоянно думать в этом направлении.