Анализ тренда динамического ряда
Проводим анализ возможного типа модели. Альтернативными являются:
1) модель равномерного развития - увеличения оборота розничной торговли - (Dцi = const);
2) модель сезонной волны с годичным линейным трендом.
Выбираем вторую модель как более отвечающую исходным данным.
Параметры линейного годового тренда рассчитываем по двум средним - за 2004 и 2005 гг.
Средние значения квартального объема розничной торговли составляют:
хср2004 = (242,3+... +321,8) / 4 = 1032,1 / 4 = 273,025 млрд. руб. в квартал;
хср2005 = (309,2+... +407,2) / 4 = 1414,1 / 4 = 353,525 млрд. руб. в квартал.
Так как за год абсолютный прирост объема розничной торговли достаточно велик - в среднем 353,525-273,025=80,5 млрд. руб. в квартал, в качестве модели тренда динамики объема розничной торговли принимаем линейную модель
храсч = 273,025 + 80,5 (t - 2004).
Входящие в нее коэффициенты интерпретируются следующим образом: a0=273,025 трлн. руб. в квартал представляет собой расчетный средний начальный квартальный товарооборот (за 2004 г.), a1=80,5 трлн. руб. в квартал означает расчетный годовой средний абсолютный прирост объема розничной торговли. Переменная t равна году прогноза.
Анализ сезонных колебаний динамического ряда
Расчет индексов сезонности объема розничной торговли проводим по формуле:
isij = хij / хрi,
где хрi - расчетные уровни тренда, выступающие в качестве базы сравнения. В рассматриваемом случае предполагается линейный тренд, поэтому за базу сравнения принимаем средние уровни ряда за 2004 и 2005 гг.:
хр1=хср2004= 273,025 млрд. руб. в квартал;
хр2=хср2005=353,525 млрд. руб. в квартал.
Кроме индивидуальных индексов сезонности, рассчитываем также средние индексы сезонности isjср. Для этого усредняем индивидуальные индексы сезонности одноименных внутригодовых периодов анализируемого ряда динамики по формуле:
isjср = Sisij / 2,
где 2 - число годовых циклов (2004 и 2005 гг.).
Размах индекса сезонности рассчитывается по формуле:
Ri=imax – imin
Результаты расчетов сведены в таблицу 3.
Т а б л и ц а 3
Индексы сезонности объема розничной торговли: