Анализ тренда динамического ряда

Проводим анализ возможного типа модели. Альтернативными являются:

1) модель равномерного развития - увеличения оборота розничной торговли - (Dцi = const);

2) модель сезонной волны с годичным линейным трендом.

Выбираем вторую модель как более отвечающую исходным данным.

Параметры линейного годового тренда рассчитываем по двум средним - за 2004 и 2005 гг.

Средние значения квартального объема розничной торговли составляют:

хср2004 = (242,3+... +321,8) / 4 = 1032,1 / 4 = 273,025 млрд. руб. в квартал;

хср2005 = (309,2+... +407,2) / 4 = 1414,1 / 4 = 353,525 млрд. руб. в квартал.

Так как за год абсолютный прирост объема розничной торговли достаточно велик - в среднем 353,525-273,025=80,5 млрд. руб. в квартал, в качестве модели тренда динамики объема розничной торговли принимаем линейную модель

храсч = 273,025 + 80,5 (t - 2004).

Входящие в нее коэффициенты интерпретируются следующим образом: a0=273,025 трлн. руб. в квартал представляет собой расчетный средний начальный квартальный товарооборот (за 2004 г.), a1=80,5 трлн. руб. в квартал означает расчетный годовой средний абсолютный прирост объема розничной торговли. Переменная t равна году прогноза.

Анализ сезонных колебаний динамического ряда

Расчет индексов сезонности объема розничной торговли проводим по формуле:

isij = хij / хрi,

где хрi - расчетные уровни тренда, выступающие в качестве базы сравнения. В рассматриваемом случае предполагается линейный тренд, поэтому за базу сравнения принимаем средние уровни ряда за 2004 и 2005 гг.:

хр1=хср2004= 273,025 млрд. руб. в квартал;

хр2=хср2005=353,525 млрд. руб. в квартал.

Кроме индивидуальных индексов сезонности, рассчитываем также средние индексы сезонности isjср. Для этого усредняем индивидуальные индексы сезонности одноименных внутригодовых периодов анализируемого ряда динамики по формуле:

isjср = Sisij / 2,

где 2 - число годовых циклов (2004 и 2005 гг.).

Размах индекса сезонности рассчитывается по формуле:

Ri=imaximin

Результаты расчетов сведены в таблицу 3.

Т а б л и ц а 3

Индексы сезонности объема розничной торговли: