I. Режимы прохода через проливы: транзитный и мирный проход
Транзитный проход - осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого прохождения судна или пролета летательного аппарата через международный пролив (ч. 2 ст. 38 Конвенции)
Режим транзитного прохода применяется к проливам:
используемым для международного судоходства между одной частью открытого моря (или исключительной экономич. зоны) и другой частью открытого моря (или исключительной экономич. зоны) (ст.37 Конвенции)
при этом к таким проливам относятся те, воды которых составляют территориальное море
Режим транзитного прохода НЕ применяется к проливам:
если в проливе, используемом для м/н судоходства, имеется столь же удобный судоходный путь, проходящий в открытом море или исключительной экономической зоне
так как на таких путях вообще не применяются положения ч.III Конвенции, а применяются другие соответствующие части настоящей Конвенции, включая положения, касающиеся свобод судоходства и полета (ст. 36 Конвенции)
если проход в пролив регулируется в целом или частично давно действующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам
так как к таким проливам вообще не применяются положения ч.III Конвенции – п. «с» ст.35
При осуществлении транзитного перехода суда обязаны соблюдать определенные Ковенцией 1982 г. условия (ст.39 Конвенции):
«…1. Суда и летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода:
a) без промедления следуют через пролив или над ним;
b) воздерживаются от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом, или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;
c) воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием;
d) соблюдают другие соответствующие положения части III Конвенции
2. Суда при транзитном проходе:
a) соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая Международные правила предупреждений столкновения в море;
b) соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов
В свою очередь государства – граничащие с проливом, вправе:
Устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов, если это необходимо для обеспечения безопасности судоходства (ст. 41 Конвенции)
такие коридоры и схемы должны соответствовать международным правилам
предложения об их установлении гос-ва должны передавать Международной морской организации (ИМО), которая после, согласования с гос-вами, граничащими с проливом, утверждает морские коридоры и схемы
гос-ва, установившие коридоры или схемы разделения движения, обязаны обозначить их на морских картах, а карты надлежащим образом опубликовать
Принимать законы и правила, касающиеся транзитного перехода, по любому из следующих вопросов (ч.1 ст.42 Конвенции):
a) безопасности судоходства и регулирования движения судов, как предусматривается в статье 41;
b) предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения путем введения в действие применимых международных правил, относящихся к сбросу нефти, нефтесодержащих отходов и других ядовитых веществ в проливе;
c) в том что касается рыболовных судов, - недопущения рыболовства, в том числе требования относительно уборки рыболовных снастей;
d) погрузки или выгрузки любых товаров или валюты, посадки или высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил государств, граничащих с проливами