III. Виды и формы МПО.
Существуют два вида МПО государств:
1) политическая;
2) материальная.
Политическая ответственность,как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются:
1) Реторсии;
2) Репрессалии;
3) Сатисфакция;
4) Ресторация;
5) Приостановление членства или исключение из МНО;
6) Подавление агрессора силой.
Формы ответственности реализуются посредством применения санкций.
Санкции- это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Реакция на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. В иных случаях применения санкцию нарушает их назначение.
Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН. После 2 Мировой Войны к государствам-агрессорам были применены различные санкции (от ограничения вооружения до ограничения суверенитета) из этого перечня.
Высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета. Это происходит после подписания безоговорочной капитуляции. Государства-победители самостоятельно управляют государствами-агрессорами, проводя свою политику (например, направленную на демилитаризацию или денацификацию).
Реторсиямисчитаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся:
1) отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;
2) запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства;
3) распространение аналогичного режима к гражданам государства.
Репрессалии(невооруженные) - это правомерные принудительные ответные действия одного государства против другого государства (нарушителя). Репрессалии должны быть соразмерными правонарушениям. Репрессалии могут выражаться в:
1) приостановлении или разрыве дипломатических отношений;
2) введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя;
3) приостановлении сообщение между государствами;
4) запрете на ввоз какой-либо продукции, произведенной страной-нарушителем
Репрессалии прекращаются с достижением цели (удовлетворением требований). Вооруженные репрессалии запрещены.
Сатисфакция(удовлетворение) - это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. Сатисфакция может быть выражена в виде:
1) официального принесения извинения;
2) выражения сожаления или сочувствия;
3) заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем;
4) оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна
Сатисфакция требуется, когда реституция или компенсация недостаточно для полного возмещения ущерба. Сатисфакция не должна носить карательного характера или предусматривать штрафные санкции (именно нематериальная санкция). Она преследует три цели:
1) принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;
2) наказание виновных;
3) принятие мер к предотвращению повторения нарушения.
Ресторациякак форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).
Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий государства-члена МН Организации или исключение государства-нарушителя из нее.
Материальная ответственностьнаступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме:
1) репарации;
2) реституции (здесь же компенсация и проценты);
3) субституции.
Репарациипредставляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Репарации выплачиваются а) после военных действий; б) могут выплачиваться в одностороннем порядке (правительство ФРГ выплачивало гражданам СССР); в) за иной инцидент, причинивший значительный ущерб (неправомерно сбитый самолет, корабль…).
Реституция- это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Формы реституции:
1) возврат в натуре утащенного во время боевых действий;
2) в мирное время возврат безосновательно удержанного или полученного имущества;
3) «юридическая реституция» – отмена законодательного или правоприменительного акта.
Компенсация.Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена.
Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потерпевшим государством в результате правонарушения. Функции компенсации и сатисфакции кардинально разнятся.
Проценты.Они начисляются тогда, когда это необходимо для обеспечения полноты возмещения вреда. Ставка и метод расчета процентов определяются таким образом, чтобы достичь этого результата. Проценты исчисляются с даты, когда должна была быть выплачена основная сумма, на дату выполнения платежного обязательства. На разные категории выплат в связи с одним нарушением могут быть начислены разные проценты.
Субституция- это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества, если это возможно.