II. Нормы jus cogens.

 

Jus cogensкогентная норманорма, имеющая императивный характер.

 

В соответствии со статьёй 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., это норма, «которая принимается и признаётся международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

 

Согласно данной статье, договор (или его часть) является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права.

 

Согласно ст. 64 данной конвенции «если возникает новая императивная норма общего международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается».

 

По российской доктрине все принципы м/н права – jus cogens, при этом не все jus cogens – принципы.

 

10. Принцип неприменения силы или угрозы силой

История становление принципа:

Появился в МП в период между ПМВ и ВМВ сначала как принцип запрещения агрессивной войны, тем самым заменив право государства на войну (jus ad bellum).

Статут Лиги Наций ограничивал традиционное право государства на войну тем, что оно может использоваться только в случае неудачи в мирном разрешении спора. Также предусматривалась возможность применения санкций к государствам, нарушившим данное правило. Однако, для этого требовалось полное согласие всех членов ЛЛ.

Парижский договор (пакт Бриана - Келлога) 1928 года стал первым многосторонним международным договором содержавшим положение о запрете агрессивной войны. Стороны обязывались разрешать свои споры исключительно мирным путем (ст.2).

Содержание принципа в современном МП:

Устав ООН гласит: «Все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями ООН».

Авторитетное толкование принципадается также в Декларации о принципах МП 1970 г., в Хельсинском Акте 1975 г и др.

Генеральная Ассамблея ООН в 1974 г. установила следующее определение «агрессии»:

«Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении».

Основные положения этого принципа:

Запрещаются:

1) Любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства

2) Применение силы или угрозы силой с целью нарушения существующих международных границ другого государства или для разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ, или для нарушения международных демаркационных линий.

3) Репрессалии с применением вооруженной силы;

4) Организация или поощрение организации иррегулярных силы или вооруженных банд;

5) Организация, подстрекательство, оказание помощи или в участие актах гражд. войны или террористических актов на территории другого государства;

6) Военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушение Устава ООН;

7) Приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения.;

8) Насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость;

9) Запрещение пропаганды войны.

 

Одним из важных аспектов данного принципа является право на самооборону.

 

Согласност. 51 Устава ООН «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооружение нападение на Члена ООН, до тех пор пока СБ не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности».

Т.о., как только СБ примет дело об агрессии к своему рассмотрению, то дальнейшие действия против агрессора осуществляются в соответствии с резолюциями СБ.

Однако, в Западной доктрине МП имеется концепция, согласно которой Устав ООН не внес изменений в общее МП и потому использование права на самооборону допускается не только в случае вооруженного нападения, как было в старом МП.

!!! Но Международный Суд в 1986 по делу Никарагуа - США отверг данную концепцию. Суд заявил: «в случае права на индивидуальную самооборону использование этого права может иметь место, только если соответствующее государство явилось жертвой вооруженного нападения. Разумеется, что в случае коллективной самообороны это условие также сохраняется».

Ограничение действия данного принципа:

1) При этом данный принцип НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯна действия, предпринимаемые по постановлению СБ ООН на основании гл. VII Устава ООН. Так, с санкции ООН вооруженная сила применялись против Ирака в 1990 году.

2) Принцип не распространяется на события, происходящие внутри государства

11. Принцип мирного решения споров

(из дашиного)Тесно связан с принципом неприменения силы (споры решаются только мирными средствами).

В классическом МП (Гаагские конвенции) – только рекомендация не прибегать к силе.

Статут Лиги Наций – обращение к мирным средствам обязательно, но обращение к силе при этом не запрещается.

Парижский Пакт (Бриана-Келлога) 1928 г.– закрепление принципа. Урегулирование всех вопросов должно осуществляться только мирными средствами.

Устав ООН(ст. 2 п. 3) – фиксирование принципа.

Принцип также закрепляют: Пакт Лиги арабских государств, Хартия Организации африканского единства,Декларация о принципах МП 1970 г., Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе1975 г. и др.

Мирным путем разрешаются все споры и конфликты (независимо от их характера).

Признается свобода выбора мирных средств (см. Декларация о принципах МП): переговоры, арбитраж, судебное разбирательство, посредничество и др. Споры решаются на основе принципа суверенного равенства государств. Если стороны не достигнут урегулирования одним из мирных средств — обязаны стремиться согласия достигнуть.

12. Принцип суверенного равенства государств

(из лекции и вставки с учебника)Включает в себя уважение суверенитета всех государств плюс равноправие их в международных отношениях.

(Появление - с 1648 года – Вестфальский трактат).Закреплён в Уставе ООН, ст.2 п.1. Также присутствует в Декларации 1970г. И заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности 1975г.

1)Все государства юридически равны(de iure),

2)каждое государство пользуется всеми правами, присущими полному суверенитету,

3)каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств,

4)территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны,

5)каждое гос-во имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, социально-экономическую и культурную системы.

Проявления:

1)При голосовании в традиционных международных организациях действует принцип – одно государство = один голос.

2)Ни одно государство не может быть принуждено соблюдать норму без согласия.

 

Юридическое равенство государств входит в противоречие сильное с их фактическим неравенством! Например мелкие государства в организациях наравне в большими гигантами имеют один голос! Но на этом принципе современное МП омновано и он стоит в Уставе на первом месте.

Исключение из него — система квотирования(МВФ)

13. Принципы невмешательства во внутренние дела государств и уважения прав человека

Принцип невмешательства во внутренние дела государств:

Данный принцип тесно связан с принципом суверенного равенства государств.

История развития принципа:

o Прежде содержание данного принципа было ограниченным, так как во многих случаях допускалась интервенция, а также другие факты вмешательства во внутренние дела государств.

o В современном МП содержание данного принципа намного шире. Принцип зафиксирован в Уставе ООН.Авторитетное толкование принципа дается в резолюциях ГенАссамблеи ООН, Декларации о принципах МП 1970, в Заключительном акте Совещания 1975 г. и др.

Понятие и содержание принципа:

 

✓ Принцип невмешательства означает запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства (по Декларации 1970 г.).

При этом понятия «внутренние дела государства» или «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства» не являются территориальными понятиями (т.е. то, что происходит внутри государства может иметь отношение к его внешним делам, а то, что происходит за границей – к внутренним).

Содержание:

1)Запрещение вооруженной интервенции и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;

2)Запрещение использования экономических, политических и других мер, чтобы добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких-либо преимуществ;

3)Запрещение организации, поощрения, помощи или допущения вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;

4)Запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;

5)Запрещение применения силы для лишения народов свободно избирать формы их национального существования;

6)Право государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную системы без вмешательства других государств.

Принцип уважения прав человека:

История развития принципа:

o Еще в старом МП появились отдельные нормы о защите прав человека: например, запрет работорговли, нормы о защите некоторых национальных меньшинств;

o После ВМВ принцип был зафиксирован, хотя и в весьма общей форме, в Уставе ООН. В 1948 г. принята Всеобщая декларация прав человека ГенАссамблеей ООН, а также в 1966 г. – приняты международные Пакты о правах человека.

 

Также принцип зафиксирован в Заключительном акте Совещания 1975 г., в Парижской хартии для новой Европы 1990 г.

( Интересно, что данный принцип не зафиксирован в Декларации о принципах МП 1970 г., но там указано, что перечень представленных там принципов не является исчерпывающем).

 

Содержание принципа:

1)Все государства обязаны уважать основные права и свободы всех лиц, находящихся на их территориях;

2)Государства обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии;

3)Государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели.