I. Особенности МП по сравнению с внутригосударственным правом.

МП как право специфической социальной системы – межгосударственной системы – отличается от внутригосударственного права по способу образования норм, социальной сущности, субъектам, объекту регулирования, способам функционирования.

 

По способу образования норм – создаются самими субъектами МП, прежде всего, государствами, путем согласования воль государств или других субъектов МП (во внутригосударственной системе – нормы создаются законодательным органом);

 

По социальной сущностинормы общего МП, обязательные для всех государств, имеют общедемократический характер, а локальные нормы МПпо своей сущности могут отличаться от норм общего МП в зависимости от социальной природы государств, которые создали эти нормы и для которых они обязательны (нормы внутригосударственного права отвечают социальной сущности конкретных государств);

По субъектам– главным образом, суверенные государства, а также нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, межгосударственные организации и некоторые квазигосударства и лишь частично физические и юр. лица (во внутригосударственном – физические и юридические лица, органы государства).

Однако субъекты МП не охватывают всех акторов межгосударственной системы. К акторам также относят различные объединения государств, а также м/н органы, не являющиеся м/н организациями.

 

Тем не менее МП прямо или косвенно регулирует отношения между всеми акторами межгосударственной системы.

По объекту регулирования (предмету) –МП имеет свой предмет регулирования, отличный от предмета регулирования внутригосударственного праваотношения между всеми акторами межгосударственной системы.

По способам функционирования –функционирование МП и прежде всего его применение существенно отличается от функционирования и применения внутригосударственного права. Главную роль в функционировании МП играют государства, а также м/н организации.

3. II. Современное МП и старое классическое МП (сравнительная характеристика).

Современное МП можно считать новым МП, прежде всего, в связи с изменением основных принципов и институтов МП.

а) Перестали существовать такие принципы и институты старого МП как право государства на войну, право победителя, институт завоевания, контрибуции и др.

К числу новых важнейших принципов и институтов МП относятся, прежде всего, принципы неприменения силы или угрозы силой в м/н отношениях, равноправия и самоопределения народов, уважения прав человека и др.

б) В старом МПтакие демократические принципы и нормы, как принципы суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела и др. вынуждены были уживаться с реакционными принципами и институтами, что не могло не ограничивать их содержания.

По мере искоренения реакционных институтов, принципов и норм,появления новых, прогрессивных принципов расчищался путь для более полного развертывания демократического содержания прогрессивных принципов старого м/н права.

 

в) Классическое м/н право продолжало, по существу, оставаться правом сильного; оно признавало право государства использовать силу в отношениях с другими государствами, право государства на войну и др.

Современное МП,напротив, запрещает обращение к войне, применение силы или угрозы силой. Государства должны разрешать свои споры только мирными средствами.

 

г) Старое МП содержало нормы и институты, которые являлись орудием колониального закабаления народов, освящали и юридически закрепляли колониальный режим и иные формы зависимости и эксплуатации народов. К ним относились, например, право завоевания, колонии, сферы влияния и т.п. Эти нормы и институты существовали наряду с демократическими принципами и нормами старого МП, находясь с ними в резком противоречии.

В современном МПпринцип равноправия и самоопределения народов – один из основных его принципов. МП охраняет свободу и независимость народов и объявляет колониализм вне закона.

 

д) Старое МПбыло преимущественно правом цивилизованных или христианских государств.

Вследствие распада колониальной системырасширилась пространственная сфера действия МП – оно стало всемирным правом.

 

е) Старое МПсчитало суверенитет государства непроницаемой границей, за которой человек оставался в безраздельном подчинении государства.

Современное МПвзяло человека под свою защиту, государства обязаны обеспечить основные права и свободы всем людям, проживающим на территории этого государства.

 

• ж) В классическом МП считалось, что, поскольку государства суверенны, в принципе не может быть каких-либо м/н механизмов принуждения государств к осуществлению норм МП.

В современном МП м/н механизмы реализации его норм приобретают все большее значение.

Существенное значение для укрепления МП имело признание наличия в нем императивных норм (jus cogens), от которых государства не вправе отходить по соглашению между собой.

Важные изменения произошли также во всех отраслях МП – в таких, например, как субъекты МП, право м/н договоров и др. Появился ряд новых отраслей МП: право м/н организаций, права человека, право м/н безопасности и др.

 

4. Процесс создания норм МП. Теория согласования воль Тункина Г.И.