ЗАКОН СПРОСА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАВНОВЕСИЯ

Спрос — это тот объем конкретного товара, который отдельный покупатель, какая-то группа потребителей или общество в целом желают и могут приобрести.

Характеристики (показатели) спроса:

1. Величина – (Qd) – количество товара, которое хотят купить покупатели по определенной цене в течение определенного времени.

2. Цена – (Pd) – максимальная цена, которую согласны заплатить покупатели за определенное количество товара.

Между(1) и (2) показателями существует зависимость, которая отражается в законе спроса.

Закон спроса -обратная зависимость между ценой спроса и объемом спроса на этот товар.

Графической формой выражения является кривая спроса.

Кривая спроса:

Спрос выражает взаимосвязь между потребностями людей и их возможностями иметь желаемое посредством товарно-денежных отношений. Количество товара, на которое предъявляется спрос, определяется следующими факторами: цена товара или услуги; вкусы покупателей; мода, реклама и т.д.; доходы потребителей; цены на товары-заменители; общее число покупателей данного товара или услуги; инфляционные ожидания.

Закон спроса выражает, во-первых, обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товара; во-вторых, постепенное убывание спроса на данный товар по мере его удовлетворения.

К детерминантам спроса относят:

· уровень личных располагаемых доходов потребителей;

· инфляционные либо дефляционные ценовые ожидания;

· изменения цен на сопряженные товары;

· социально-экономические факторы: размер рынка, реклама, вкусы и предпочтения, сезонность, изменения в законодательстве, катаклизмы и т.п.

Предложение — это количество товаров, которое имеется в продаже по данной цене. Предложение означает не просто наличие и существование, какого- либо товара, но и стремление владельца товара его продать за определенную цену. На предложение влияют следующие факторы - изменение технологии производства, изменение цен на ресурсы и другие товары, изменение ожиданий. Объем предложения — Количество товара, предлагаемое по данной цене. Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемых на рынке товаров - при возрастании цены на товар количество предложения товаров растет, и наоборот.

К основным неценовым детерминантам предложения относятся следую­щие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены ни другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.

 


Рыночное равновесие достигается в ситуации, когда количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. На графике это отображается в виде точки пересечения кривых спроса и предложения, которая называется точкой равновесия.

Если рыночная цена превышает равновесное значение, то существует избыточное предложение товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. Если рыночная цена ниже равновесного значения, то имеется избыточный спрос на товары, и это заставляет продавцов повышать цену.