III. Индивидуальные методы оценки персонала.
Название | Краткое описание | Результат |
Источниковедческий | Анализ кадровых данных, листок по учету кадров. | Логические заключения |
Интервьюирование | Беседа с работником в режиме «вопрос-ответ» | Анкета «Собеседование» |
Анкетирование | Опрос госслужащего с помощью специальной анкеты | Анкета «Вакансия» |
Социологический | Анкетный опрос работников разных категорий | Анкета «Социологический опрос» |
Наблюдение | Наблюдение за оцениваемым работником | Отчет о наблюдении |
Тестирование | Определение профессиональных знаний1 | Психологический портрет |
Экспертные оценки | Формирование экспертной группы, определение совокупности человеческих и профессиональных качеств | Матричная модель анализа |
Критический инцидент | Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека | Отчет об инциденте и поведении |
Деловая игра | Проведение организационно-деятельностной игры, анализ знаний и умений служащих | Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей. |
Анализ конкретных ситуаций | Передача работнику конкретной производственной задачи | Доклад с альтернативами |
Ранжирование | Сравнение оцениваемых работников между собой в коллективе | Ранжированный список |
Программирование | Оценка профессиональных знаний посредством тестирования | Карта результатов программирования |
В результате оценки персонала формируются следующие документы:
1. результаты (тестирования) профессиональных знаний и умений;
2. социально-психологический портрет личности:
· Медицинское заключение (при необходимости) о работоспособности госслужащего;
· Оценка деловых и моральных качеств;
· Анализ вредных привычек, увлечений и недостатков;
· Оценка уровня производственной квалификации;
· Оценка нахождения в кадровом резерве;
· Заключение аттестационной комиссии.
Задача комплексной оценки кадров госслужбы и управления имеет множество альтернативных вариантов как с точки зрения применяемых методов исследования характеристик работников, так и с точки зрения формирования интегрального показателя оценки кадров госслужбы с помощью рейтинга.
Рейтинг в основном представляет собой сумму баллов, измеряющую потенциал работников на определенный период времени, в зависимости от качественных и количественных характеристик и т.д.
IV. Аттестация кадров –это формакомплексной оценки кадров государственной службы. По результатам которой принимаются решения о дальнейшем служебном росте, перемещении работника. Аттестация кадров является важным этапом заключительной оценки персонала за период времени, как правило, от 3 до 5 лет.
Роль аттестации возрастает, когда усиливается государственный и общественный контроль за соблюдением прав человек, социальных гарантий работника и, наоборот, снижается, когда государственные гарантии прав человека слабеют или они фактически игнорируются, как в современном российском малом бизнесе.
Процесс аттестации кадров можно разделить на 4 основных этапа.
1.Подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации, утверждение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации, информирование трудового коллектива о сроках и особенностях аттестации. Перед проведением аттестации в комиссию представляется мотивированный отзыв об исполнении госслужащими должностных обязанностей.
2.Формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение.
3.Основной этап: организация работы аттестационной комиссии.
4.Заключительный этап: подведение итогов аттестации.
Из известных методов аттестации управленческого персонала целесообразно рекомендовать комплексный метод, в основе которого лежит сочетание оригинальных методов: «мозговой штурм», анкетирование, сравнительный анализ, социологический опрос и экспертные оценки. Идея этого метода заключается в том, что для всех испытуемых предлагается типовой набор вопросов, моделирующих портрет личности человека.
Ныне существуют методики аттестации с использованием матричных моделей оценки деловых и личностных качеств и «теория весов» в определении «реального образа» работника. В матричной модели имеется 25 качеств аттестуемого, по каждому из которых есть семь формализованных характеристик.