А) Сущность государственной службы как правового института
Государственная служба как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование государственной службы, поведение и деятельность ее кадров по реализации Конституции и законов Российской Федерации, а также личный правовой статус государственных служащих. Государственно-служебные отношения регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о государственной службе. Основой этой работы в настоящее время являются федеральные законы «О системе государственной службы», «О государственной гражданской службе» и других видах государственной службы Российской Федерации.
Сущность государственной службы как правового института предполагает решение трех важных задач, касающихся страны в целом, государственной службы в отдельности и государственного служащего как личности.
1. На уровне государства и общества основной задачей государственной службы является реализация Конституции и законов РФ, законодательства субъектов РФ, обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, укрепление национальной безопасности с учетом интересов регионов, государственного суверенитета, экономической самостоятельности, духовно-нравственной самобытности. Такие функции может эффективно выполнять лишь высокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и организационно продуманный, в экономическом и правовом отношении обеспеченный аппарат государственных органов.
2. На уровне самой государственной службы речь идет о разработке и реализации специального законодательства об этой службе как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы и выполнением стоящих перед ней задач. Предусмотрены особые процедуры замещения государственных должностей, специфический порядок и технологии прохождения службы, система управления ею и др. Все эти правовые нормы нацелены на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
В советский период государственная служба практически не регулировалась нормами права. По правовому положению государственные служащие ничем не отличались от других категорий граждан. Господствовала «трудовая» теория государственной службы. Считалось, что норм Кодекса законов о труде (КЗОТа) достаточно для ее упорядочения. Отношения в государственном аппарате в этот период регулировались общими законодательными актами о Совете Министров, местных Советах, а также специальными нормативными актами - временными правилами о работе в государственных учреждениях и предприятиях.
В настоящее время имеется два закона о государственной службе, около трех десятков указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Это на порядок меньше, чем в дореволюционный период. На начало XX в. в России насчитывалось более 200 крупных нормативных актов, которые регулировали государственную службу (законы, царские указы, постановления правительства, уставы и т. д.). Еще более обширно современное законодательство о государственной службе в развитых странах мира, насчитывающее по тысяче и более базовых нормативных правовых актов.
3. На индивидуальном уровне становление и развитие правового института государственной службы проявляется в определении соответствующего правового статуса государственного служащего, т. е. юридической формы его социального положения как работника, находящегося на службе государству. Его состояние включает правосубъектность, права и обязанности (полномочия), ответственность, ограничения, запреты и гарантии.
Таким образом, сущность правового института государственной службы выражается в реализации законов государства, обеспечении соблюдения прав и свобод человека и гражданина, формировании необходимой для этого нормативной правовой базы государственной службы, а также правового статуса государственного служащего, обеспечении режима законности в их действиях.