А) Сущность государственной службы как правового института

Государственная служба как правовой институт представля­ет собой совокупность юридических норм, регулирующих ста­новление, организацию и функционирование государственной службы, поведение и деятельность ее кадров по реализации Кон­ституции и законов Российской Федерации, а также личный пра­вовой статус государственных служащих. Государственно-служебные отношения регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о государственной службе. Основой этой работы в настоящее время являются феде­ральные законы «О системе государственной службы», «О государст­венной гражданской службе» и других видах государственной службы Российской Федерации.

Сущность государственной службы как правового институ­та предполагает решение трех важных задач, касающихся страны в целом, государственной службы в отдельности и государствен­ного служащего как личности.

1. На уровне государства и общества основной задачей государ­ственной службы является реализация Конституции и законов РФ, законодательства субъектов РФ, обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, укрепление национальной безопас­ности с учетом интересов регионов, государственного суверенитета, экономической самостоятельности, духовно-нравственной само­бытности. Такие функции может эффективно выполнять лишь вы­сокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и организационно продуманный, в экономическом и правовом отно­шении обеспеченный аппарат государственных органов.

2. На уровне самой государственной службы речь идет о разра­ботке и реализации специального законодательства об этой службе как совокупности юридических норм, правил и процедур, регули­рующих отношения, связанные с организацией государственной службы и выполнением стоящих перед ней задач. Предусмотрены особые процедуры замещения государственных должностей, спе­цифический порядок и технологии прохождения службы, система управления ею и др. Все эти правовые нормы нацелены на соблю­дение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

В советский период государственная служба практически не регулировалась нормами права. По правовому положению госу­дарственные служащие ничем не отличались от других категорий граждан. Господствовала «трудовая» теория государственной службы. Считалось, что норм Кодекса законов о труде (КЗОТа) достаточно для ее упорядочения. Отношения в государственном аппарате в этот период регулировались общими законодатель­ными актами о Совете Министров, местных Советах, а также специальными нормативными актами - временными правилами о работе в государственных учреждениях и предприятиях.

В настоящее время имеется два закона о государственной службе, около трех десятков указов Президента РФ и постанов­лений Правительства РФ. Это на порядок меньше, чем в дорево­люционный период. На начало XX в. в России насчитывалось бо­лее 200 крупных нормативных актов, которые регулировали го­сударственную службу (законы, царские указы, постановления правительства, уставы и т. д.). Еще более обширно современное законодательство о государственной службе в развитых странах мира, насчитывающее по тысяче и более базовых нормативных правовых актов.

3. На индивидуальном уровне становление и развитие правово­го института государственной службы проявляется в определе­нии соответствующего правового статуса государственного слу­жащего, т. е. юридической формы его социального положения как работника, находящегося на службе государству. Его состоя­ние включает правосубъектность, права и обязанности (полномо­чия), ответственность, ограничения, запреты и гарантии.

Таким образом, сущность правового института государствен­ной службы выражается в реализации законов государства, обеспе­чении соблюдения прав и свобод человека и гражданина, формиро­вании необходимой для этого нормативной правовой базы государ­ственной службы, а также правового статуса государственного слу­жащего, обеспечении режима законности в их действиях.