Определение путевых углов и расстояний между точками.

Системы координат на земной поверхности.

Сферическая система координат: Телом отсчета для сферической системы координат является сфера с радиусом . Начало этой системы координат совмещают с центром сферы. Координатами являются геоцентрическая широтаϕ , долготаθ и радиус-векторr . Широтой называется угол между радиусом-вектором и плоскостью экватора. Долгота есть угол между плоскостью, проходящей через заданную точку и осью вращения (плоскость меридиана) и плоскостью меридиана, принятого в качестве нулевого.

Геодезическая система координат: В данной системе координат положение точки на земной поверхности определяется широтой и долготой. Геодезическая широта - это угол между нормалью точки и плоскостью экватора. В соответствии с этим определением, на экваторе она равна 0, на северном полюсе - (+90) градусов, а на южном - (-90) градусов. Вторым понятием является долгота. Геодезическая долгота - это угол между начальным меридианом и меридианом данной точки. Условно назначен начальный (нулевой) меридиан. Этот начальный меридиан проходит через широко известное место Гринвич в Англии. В восточном направлении до +180 градусов, в западном направлении до -180 градусов. Сама координата обычно измеряется градусами в формате (градусы, минуты, секунды) для широты и долготы.

 

Определение путевых углов и расстояний между точками.

На экране ИКО можно определить направление и скорость перемещения ЛА относительно земной поверхности, т.е. фактический путевой угол (ФПУ) и путевую скорость (V).

Путевой угол (ПУ) – угол в горизонтальной плоскости между северным направлением истинного (магнитного, условного) меридиана и линией пути самолета.

Путевая скорость (V) – скорость перемещения самолета относительно земной поверхности.

Воздушная скорость (W) – скорость перемещения самолета относительно воздушной среды.

Чтобы определить курс полета и воздушную скорость ЛА, ОБУ должен был бы знать направление и скорость ветра на высоте полета ЛА и рассчитать угол сноса.

При выполнении наведений на воздушные цели задача наведения, как правило, решается в подвижной относительной системе координат и ветер одинаково влияет на движение истребителя и цели. Поэтому принимают, что путевой угол (ПУ)и путевая скорость ЛА (V), определяемые на ИКО, соответственно равны курсу (К) и воздушной скорости (W).

Курс самолета (К) – угол в горизонтальной плоскости между северным направлением истинного (магнитного, условного) меридиана и продольной осью самолета. Отсчитывается по часовой стрелке.

При решении задачи наведения считают, что в данный момент времени линейная скорость и курс полета воздушной цели постоянны, а угловая скорость равна нулю, т.е.

V ц = const; К ц = const; ω ц = 0.

Для определения координат и параметров движения ЛА на ИКО или на планшете ОБУ использует азимутальные линии и дистанционные кольца. На ИКО азимутальные линии формируются через , а дистанционные кольца — через 10 км. Имеется возможность ввести дистанционные кольца через 2 км.

Расстояния между точками определяются в соответствии с масштабом ИКО. Линейкой на которой деления будут совпадать с дистанционными кольцами.