Импортозамещающая и экспортоориентированная.

Суть импортозамещающея модели заключается в протекционизме по отношению к большинству отраслей национальной экономики, часто подкрепленном государственной монополией внешней торговли и неконвертируемостью национальной валюты. Протекционизм благоприятствует развитию импортозамещающих отраслей, монополия (полная или частичная) внешней торговли также ослабляет конкуренцию отечественным товарам со стороны иностранных, а неконвертируемость национальной валюты препятствует вывозу национального капитала, концентрируя его во внутренних капиталовложениях.

Данная модель способствует созданию многоотраслевой экономики, включая самые современные производства. Однако на практике сокращается лишь импорт потребительских товаров, а импорт инвестиционных товаров растет, увеличивается дефицит конвертируемой валюты и, главное, многие новые (и даже старые) отрасли национальной экономики оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке, так как создавались или привыкли к «тепличным» условиям протекционизма.

 

Экспортоориентированная модель сложилась еще в прошлом веке в наиболее развитых странах (примером может быть пионер индустриализации и свободы внешней торговли — Великобритания). Апеллируя к Смиту и Рикардо, сторонники этой модели смогли ее реализовать и в других, в том числе отстающих, странах.

Ориентация создаваемых отраслей преимущественно на внешний рынок с самого начала заставляла их поддерживать высокую конкурентоспособность, которая еще больше усиливалась, если страна имела небольшие (или нулевые ввозные пошлины. Подобная экспортная ориентация могла сочетаться с активным привлечением к экспортному производству иностранного капитала, особенно если в стране были невысокие налоги, политическая и социальная стабильность и иностранному капиталу предоставлялись льготы. Однако во многих странах модель экспортоориентации включала и элементы импортозамещения, так как в ряде экспортоориентированных отраслей сохранялись высокие ввозные пошлины.

Успешное использование экспортоориентированной модели, точнее, одной из ее модификаций (ориентация на экспорт, но без свободы доступа конкурирующих товаров и капиталов на Внутренний рынок) Японией, а затем Южной Кореей подтолкнуло Китай и другие крупные страны Азии и Латинской Америки применить эту модель у себя. Однако максимально ее использовали (причем скорее в чистом, а не в модифицированном виде) те новые индустриальные страны, средние и малые размеры которых с самого начала не позволяли им создавать многоотраслевую экономику. Прежде всего, это относится к таким космополитическим городам-государствам, как Сингапур и Гонконг. Несмотря на проблемы, вытекающие из усиления их участия в мировой экономике, страны, использовавшие эспортоориентированную модель развития, продемонстрировали ее преимущества, выразившиеся прежде всего в их высоких темпах экономического развития.

Модернизаторские концепции, вне всякого сомнения, точно наметили основные направления трансформации стран, вставших на путь "догоняющего" развития, однако для успешного осуществления таких трансформаций необходим был целый ряд условий, большинство из которых не могло реализоваться в практической жизни. Как отмечали некоторые исследователи, западные страны, достигшие постиндустриального уровня развития и уже получившие неоспоримые преимущества в технологической области, способны разрушить традиционные отрасли промышленности в "третьем мире" за счет своих дешевых товаров. В то же время единственным привлекательным моментом при осуществлении инвестиций в развивающиеся страны остается дешевизна их рабочей силы, что предопределяет крайне низкие уровни внутреннего накопления и препятствует поступательному прогрессу23. И действительно, большинство теорий ускоренного развития опиралось на идею первоначального толчка, исходившего от западных государств. Однако, с одной стороны, сам Запад не видел необходимости вкладывать гигантские средства в экономику стран третьего мира"24 (в отличие, например, от программы восстановления Западной Европы или помощи Японии, Южной Корее или Тайваню, противостоявших коммунистической угрозе в Юго-Восточной Азии), и, с другой стороны, "третий мир" не был склонен слепо копировать опыт тех стран, которые воспринимались им как колониальные поработители. Имеет свое значение и то обстоятельство, что теории ускоренного, или "догоняющего", развития появились на Западе лишь спустя многие десятилетия после того, как рынок и гражданское общество начали здесь "работать" в своем цивилизованном, рафинированном виде25. Поэтому, как ни печально, идея вестернизации оказалась чуждой самим развивающимся странам, ее реализация требовала (и требует) преодоления огромного сопротивления, и она не могла и не может получить массового распространения в "третьем мире". Более того; закономерной реакцией на подобные теории как в самих развивающихся странах, так и среди представителей левой части политического спектра на Западе стали концепции, обосновывающие зависимый характер экономического развития периферийных государств.

 

9. Модель импортозамещения: понятие, этапы, проблемы реализации.

Модель импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция).

Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала.

Импортозамещающая политика предполагает обеспечение внутреннего рынка страны преимуществеенно на основе развития национального производства, часто с использованием высокого уровня протекционистской защиты- лицензий, импортных тарифов, квот, а также других инструментов. Основным ограничением для политики импортозамещения, как правило, является внутренний платежеспособный спрос. В том случае, когда темпы роста внутреннего рынка отстают от динамики общемировой конъюнктуры, политика импортозамещения может негативно влиять на конкурентносопособность импортозамещающих производств и страны в целом.

Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран; опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приведёт к неэффективному управлению и использованию ресурсов; необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах.

Кроме того, поскольку целью данной модели является насыщение внутреннего рынка, при том , что производимая продукция неконкурентоспособна и не пользуется спросом на внешнем рынке, государство вынуждено реализовывать её (чтобы окупить понесённые затраты), ограничивая реализацию более качественной импортной продукции, что не идёт на пользу не национальному производству, ни потребителям.

Такая ситуация была характерна для экономики СССР, КНДР.

 

10. Основные положения и примеры практической реализации основных идей концепции «стаи летящих гусей» К. Акамацу.

Парадигма «летящих гусей» была разработана в конце 30-х годов японским ученым К. Акамацу как обобщенная теория экономического развития. По его представлению, существуют три фазы развития отрасли:

Фаза 1: Продукция поступает в экономику через импорт от зарубежных производителей

Фаза 2; Для удовлетворения растущего национального спроса открываются новые местные производства

Фаза 3: Излишки продукции экспортируются на новые зарубежные рынки.

Акамацу построил свою парадигму на основе наблюдения за текстильной промышленностью Японии (тогда еще развивающейся страны) и путем ее развития в течение 40-50 лет, начиная с конца XIX века. Он открыл, что последовательное появление импорта (М), местного производства (Р) и экспорта (X) графически напоминают формирование стаи диких гусей (Рисунок 1). Такие модели наблюдались в текстильной промышленности (производство хлопчатобумажных нитей и тканей) и, позднее, для ее отрасли-поставщика - сектора промышленного оборудования (прядильные станки). Изучая в течение многих лет полный цикл развития этих товаров и отраслей, Акамацу смог продемонстрировать динамику внутренних процессов и изменение конкурентоспособности японского промышленного сектора.

 

Позднее японские ученые расширили эту модель, объясняющую ситуацию в ново­индустриальных (например, Южная Корея, Тайвань) и развивающихся странах (например, Таиланд, Малайзия), где многие капиталоемкие отрасли развивались вызванными ПИИ (прямыми иностранными инвестициями) трансфертами ноу-хау и передовых технологий. Согласно Коджиме (1978), парадигма «догоняющего цикла» Акамацу объясняет развитие экономик-преследователей. Она предполагает взаимодействие и динамичные изменения в экономических отношениях между передовыми (лидерами) и развивающимися (догоняющими) странами, поскольку последние развивают свои экономики, соревнуясь с лидерами.

Эта теория подтверждается процессом успешной погони многих развивающихся стран (особенно азиатских) за мировыми лидерами, в особенности в секторе производства потребительских товаров с низкой добавленной стоимостью. Несмотря на то что во многих промышленно развитых странах развитие торговых отношений иногда еще сдерживается (например, мультифибровое соглашение по текстилю, протекционистские сельскохозяйственные стратегии США и ЕС), развивающиеся страны пытаются не отставать, от своих промышленно развитых конкурентов и по возможности развивать собственную промышленную базу. Подобный феномен также можно наблюдать в переходных экономиках Центральной и Восточной Европы, которые сталкиваются с преградами на пути экспорта определенных товаров в страны Европейского Союза (например, сельскохозяйственная продукция, сталепродукты, алюминий). Но низкая стоимость рабочей силы и богатые природные ресурсы (особенно в странах-членах СНГ) позволяют утверждать, что эти страны являются важнейшими новыми реципиентами ПИИ. Для активизации процесса «погони за лидером» необходимо устранить торговые барьеры и предложить ТНК условия, при которых они стали бы перемещать свои технологии и ноу-хау в больших объемах.

 

11.Экономика Японии: структура, основные показатели социально-экономического развития и участия страны в МЭО, современные проблемы.

Экономика Японии — одна из самых развитых экономик мира. По размеру ВВП и объему промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира, после США и КНР. Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15 % от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей.

Структура экспорта: транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты.

Структура импорта: машины и оборудование, топливо, продовольствие, химикаты, сырье.

В конце ХХ в. в Японии стремительно росли инвалютные резервы. Правительством была введена система мер по либерализации вывоза японских капиталов заграницу. Сейчас она является самым мощным банковским центром и международным кредитором. Ее доля в международных займах выросла с 5 % в 1980 г. до 20,6 % в 1990 г. Экспорт капитала является главной формой внешнеэкономической деятельности. Больше всего японских капиталов работает в США (42,2 %), странах Азии (24,2 %), Западной Европы (15,3 %), Латинской Америки (9,3 %)