Новые типы организационных структур (инновационная, виртуальная, аутсорсинговая, сетевая и др.).
Виртуальная организация — это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации и в то же время использовать возникающие возможности. Если бюрократия имеет внутреннюю направленность целей, органические организации больше говорят о своем предназначении, миссии, и цели направлены вовне, то виртуальная организация не имеет цели, она сама есть цель. Она появляется в нужное время в нужном месте для реализации возможностей и исчезает после. Такая «сверх быстрота» уже возможна технологически, вопрос за организацией, за людьми, задачами, способами и приемами управления, а здесь на первое место выходят доверие, дисциплина и взаимопонимание, на чем строятся отношения между людьми.
Инновационная организация представляет собой достаточно сложные технико-экономическую и социальную системы, отражающие ее индивидуальность и специфику. [2]
Инновационная организация находится в непрерывном поиске новых рыночных предложений, обладает навыком оценки и реализации новых идей. Очевидно, что сотрудники небольших фирм поддерживают тесные связи с каждым клиентом, так как понимают, что их успех зависит от степени удовлетворения потребителей. Но по мере укрупнения компании ее связи с потребителями ослабевают, высшие менеджеры вращаются в собственном кругу, не имеют регулярных контактов с покупателями и работниками передовой линии. Усложняющаяся организационная структура растущей компании предопределяет приоритетность вопросов внутреннего администрирования, что неизбежно приводит к ослаблению внимания к проблемам клиентов. [3]
Инновационная организация решила сделать предложение по участию в инновационном процессе крупному предприятию Протон - разработчику и серийному производителю новой техники. При этом Протон должен был осуществить доводку, изготовление и реализацию изделия, а инновационная организация - авторское сопровождение. [4]
Организация аутсорсинга подразумевает определенный ряд последовательных действий, которые направлены на обеспечение качественного и эффективного выполнения функций, которые компания-заказчик передала аутсорсинговой компании. Результативная организация аутсорсинга в первую очередь зависит от наличия квалифицированных и грамотных специалистов, поскольку от этого непосредственно зависит уровень и качество выполнения работы и реализации поставленных целей. К примеру, количество, объем и качество обслуживания и обработки заказов являются первыми показателями.
На сегодняшний день, применение аутсорсинга в нашей стране только начинает внедряться и находит свое применение. Однако, медленно, но уверенно, данная услуга становится незаменимой.Согласно мнению экспертов, применение аутсорсинга является довольно приоритетным направлением, которое может существенно помочь организациям выйти из кризиса, и закрепить свои позиции на рынке по средствам экономии средств и времени на подбор и подготовку квалифицированного персонала, которые можно использовать на реализацию новых проектов или усиления мощности существующих.
Сетевая структура предполагает, что организация передает выполнение отдельных видов деятельности (производство, сбыт, бух. учет) отдельным фирмам, работающим по контракту. Во главе социальных организаций стоит небольшая главная фирма (брокер, посредник).
Три вида сетей:
1. Внутренняя – предполагает формирование рыночных отношений между подразделениями, то есть подразделения производят товары или оказывают услуги по ценам, установившимся на открытом рынке. Внутренние сети формируются чаще всего в добывающих отраслях, которые требуют значительных капитальных вложений.
2. Стабильная – включает поставщиков сырья и материалов, производителя, дестрибьютера, которые действуют на основе долгосрочного контракта. Преимущественно в добывающих отраслях.
3. Динамичная – реализуется для конкретного проекта или производства продукта, а затем размыкается. Такие сети используют с невысоким уровнем технологий и коротким производственным циклом или, напротив, в динамически развивающихся отраслях.
Сети чаще всего включают небольшие или средние компании.
Сетевая организация построена на принципах координации и конкуренции. Она позволяет выбирать наилучшие фирмы для включения в сеть, обеспечивает координацию деятельности и конкуренцию между участниками за продолжение работы в сети.
Сетевая компания отличается небольшим количеством уровней управления, а также существенным изменением роли менеджера с организационно-распорядительной на роль связанную с лидерством, формирование команд, обучение и помощь, консультации работников в решении поставленных задач.