Задачи психолингвистики и её место в науке о языке.

Психолингвистика(п.) как отдельная дисциплина возникла в 50г. XX в. Задача п-исследование процессов и механизмов речевой деятельности (восприятие, понимание). Речевая деятельность соотносится с системой языка. Язык - эта система динамическая, обеспечивающая речевое поведение. В центре внимания не языковые единицы, а психолингв.-ая реальность языковых единиц для говорящего человека, использование единиц при восприятии речи, при усвоении языка. Разрабатывают модели речевой деятельности человека, модели психофизиологической речевой организации индивида, проводят экспериментальную проверку. Появились практические задачи, которые нельзя решить методом чистой лингвистики. Изучается общение в затрудненных условиях, нестандартных ситуациях (речь детей, речь при патологии, речь в состоянии эмоционального возбуждения, общение с использованием нестандартных форм языка). Психолингв.-ие проблемы: 1) психолингв.-ая проблема восприятия речи; 2) этапы порождения и понимания речи; 3) обучение язык; 4) речевое воспитание дошкольников (вопросы логопедии); 5) клиника центрально-мозговых речевых нарушений; 6) диагностика нервных заболеваний на основе наблюдений над речью; 7) проблема речевого воздействия (деятельность СМИ, реклама): 8) лингвистические аспекты судебной психологии, криминалистики); 9) проблема машинного перевода. П. существует на стыке наук и но предмету исследования близка к лингвистике, а по методам к психологии. Используется наблюдение, запись на видеомагнитофон, ведутся дневники. Проводятся эксперименты на интерпретацию, устанавливаются ассоциативные связи слов в ассоциативных экспериментах. Сочетаются естественнонаучные и социальные подходы. II. связана с нейролингвистикой, с когнитивной психологией, с информатикой, с теорией и практикой искусственного интеллекта, с социолингвистикой и т.д. Появляются новые отрасли: этиопсихолингвистика, социопсихолингвистика и психолингвистика текста. В прошлом многие идеи мы находили в разных работах Потебни, Фрейда, Якобсона, Гвоздева и др. П. развивается и меняется. В 70-е г. п. изучает процессы, которые имеют дело с процессом кодирования и декодирования. В начале предметом п. были речевые намерения, языковая способность говорящего и слушателя. На первый план выходит общение - процесс внутренней саморегуляции социума (общество или соц.группа). С современной точки зрения предметом п. является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности; П. - это наука психологическая. Язык и речевая деятельность и формирует, и функционирует, и связаны со взаимоотношениями. П. тесно связана с общей психологией (психологией личности, когнитивной психологией). Также п. связана со всеми областями прикладной психологии (медицина, дефектология - и т.д.). Решение прикладных задач послужило толчком для п. как самостоятельной науки. П. связана с языкознанием (речевые акты, речевые реакции). Также П. с психологией и общей лингвистикой. Она взаимодействует и с другими дисциплинами.

 

11. Возникновение и развитиепсихолингвистики (п.).

Как отдельная наука п. возникла в 1953г. Состоялся семинар, который был организован в университете Индиана. Организовали этот семинар 2 психолога: Чарльз Осбуд и Джон Кэрол, и литературовед Томас Сибеот. В семинаре приняли участие известные лингвисты и психологи. Семинар проходил летом, и за 3 месяца учёные написали книгу в которой они суммировали основные положения семинара. Они определили основные направления экспериментальных исследований. Эта книга «Психолингвистика» получила мировое признание. По Осбоду, речь - это система непосредственных или опосредованных реакций человека на речевые и неречевые стимулы. Речевое поведение опосредовано системой фильтров. Фильтры задерживают и преобразуют речевые стимулы (на входе) или речевую реакцию (на выходе). Осбуд рассматривал усвоение языка, усвоение отдельных слов, а затем говорил о обобщении языка. В к.50г. у Осбудовской теории появился оппонент - Хомский. Он сформулировал свои идеи, что привело к появлению многих сторонников этой теории. Осбуд шёл от теории к материалу речи, а Хомский - от лингвистики. Заслуга Хомского в том, что он создал целостную модель описания языка «порождающего грамматику». Грамматика порождала текст. Хомский описал ряд правил и операций, на основе которых осуществляется трансформация. Эти правила пришлись к синтаксическим конструкциям. Он выделил простейшие синтаксические структуры и назвал их ядерными. Сначала Хомский не собирался переносить эту модель в п., но позже в одной из своих работ «Аспекты и теории синтаксиса» сделал такую попытку. Он ввёл понятие «глубинной структуры». Он различает языковую способность(потенциальное знание языка)- это предмет лингвистики, и языковую активность (процессы, происходящие при применении языковой способности для внеречевой деятельности)-это предмет психологии. У Хомского были последователи, но они стремились что-то подправить в их теории, внести нечто психологическое. Европейские психолингвисты скептически отнеслись к его теории. Они не были согласны с противопоставлением языковой способности и языковой активности. Современная п. формируется в сср.ЗО-х г. ХХв. в Америке, Норвегии, Франции (Жорж Нуазе). Учёные утверждали, что язык должен рассматриваться как объект социально детерминированный. Все п. процессы рассматриваются в контекстах мышления, памяти. Одним из крупнейших п. ХХст. был Л.С. Выготский. Он создал свою целостную п. теорию (но сам термин не употреблял вообще).Он рассматривал процесс порождения речи как последовательность взаимосвязанных фаз (от мысли к слову- говорящий; от слова к мысли- слушающий). А.Р.Лурия (ученик Выготского) также внёс существенный вклад в развитие п. Он занимался диагностикой, исследованием и устранением различных видов оказий (речевые нарушения, связанные с травмами) - вес это стали называть психолингвистикой. А.НЛеонтьев ввёл учение о структуре языковой деятельности. Работу в этом направлении продолжила Московская п. школа. На развитие п. оказали влияние Рубинштейн и Щерба.

 

12. Психолингвистические модели и теории порождения речи.

1 .А)Стохастические модели порождения речи - модель, кот. может порождать цепочку элементов. Появление каждого элемента не зависит от появления предыдущих. Такая модель не может породить связанную речь. Обычно в такой модели в качестве единицы выступает последовательность элементов (# цепочка из 4 слов) и моделируются -последовательность элементов. В работе Миллера приводится пример текста порожд-ого с определенной закономерностью: каждый 5-ый элемент имеет вероятность появления в зависимости от 4-х предыдущих. Сам факт участия доказанный. В психике человека есть механизм субъективной оценки вероятности слов и др. элементов. Многие ученые-экспериментаторы показывают соотношение словесных ассоциаций и процесса появления связной речи. Например: учёный брал предложения ( Дети заметили, что снег начал покрывать землю, когда они подкинули). Надо заполнить пропуск ( на англ.). В 1-ом случае - нейтр. «покрывать», во 2- снежный «одеялом». В 1 группе - «школа, дом»; во 2 - «постель».Пример 2: Фраза ( ле - ал о - ел, ле - ал он среди - орных -уч и с - ал)Закономерность: в зависимости от того, как заполняется 1-ый отрезок, так и запол-сь и остальные, т.е. ассоциативная связь ( летал осёл, летал орёл).Вывод: семантическая и грамматическая структура контекста- факторы независимые. Выбор грам. категории меньше зависит от влияния контекста, чем выбор конкретного слова. Предшествующий контекст учит-ся на протяжении всего высказывания, но наиболее сильное влияние 4,5 слов— Вероятностные модели. 1 Б) Грамматики с конечным числом состояния В качестве элементов выступает грамм. класс (часть речи). Определяется характер зависимости между последующим появляющимся грамм. классами. Чаще ее наблюдали в ассоциат. эксперименте. На этом эксперименте строятся ассоц. словари. 2. Модели непосредственно составляющих (Н.С.)- вводятся операция деревации. На место более крупной единицы подставляются компоненты из которых она состоит. Пр.: хотим получить(Талатливы художник пишет интересную картину) = именная группа+группа сказуемого=(талантливый + художник) + (пишет + интересную картину) = ...+ ( пишет + (интересную + картину)).Операции можно разложить в виде дерева непосредственно составляющих. На деле модель должна быть более сложной, т.к. надо учит. контекстные ограничения (напр.: словоформа «пишет» - если осн. слова имен. гр. - в ед.ч.) И ТОГДА: талантлив + род, число, падеж + художник + род, число, падеж +... и т.д. Модель идёт в 2-х напр.; слева направо и сверху вниз. Она напоминает схему разбора предложения. Вершина дерева- не сказуемое, а предложенная как единая синтаксическая единица. Т.е. на первый план выходит послед, операций, кот. позволяет их видеть Интересны понятия направления ветвления (влево или вправо)- регресс или прогресс. В европ..языках обычно правое. В японском- левое.З. Модель на основе трансформационной грамматики (опирается на подход Хомского). Разработана теория семантического компонента. Авторы- Кац и Фобсрт. Семантич. комп. включает 2 звена: лексикон и правила его соотнесения с грамм. структурой.Лексикон состоит из 2 частей: а)грамм. (генерирует части речи); б)семантич. (обеспечивает собственную семантику). Слово играть - отождествляется как глагол, неперех., потом получает семантич. интерпретацию. Тоже дерево... От верха до конца - тропа. Можно построить грам. дерево предложения. Для каждого слова своя тропа. У слова интересный - запр. тропы к смыслу «хорошенький, миловидный», т.к. в слове «картина» нет признаков «человек» и «женщина».Но это больше интерпретация предложения, а не порождения. Когнитивная психология - область псих., кот. изучает как люди представляют информацию, как она хранится в памяти человека. Для психолингвистики: роль познавательных процессов в речевой деятельности. В 70г. 20века когнитивная лингвистика выделилась в особое направления. Концепция понимания речи У.Кинга. Он основ-ся на идеи пропозиции. Пропозиция сост-т из предиката. А предикат м.б. и глагол, м.б. и наречие, прилаг. И одного или нескольких аргументов (обычно это

существит.) . Ведущая роль принадлежит предикату-» выс-е - это система пропозиции.

Выдел-ся правила согласования, кот. организ-т пропозиция в семантич-ую сеть. Кинг выделяет целевую схему, кот. определяет что существенно для читателя, что менее существенно. Целев. Схема опред-т содержательную макроструктуру высказывания на глубинном уровне. Кинг предполагал, что существуют абстрактные предст-я о ситуации. И на эту структуру накладывается система пропозиции. Торидайк использовал тот же принцип ситуации для интерпретации текста рассказа. Разработал семантическую интерпретацию текста рассказа. И. Шлезингер по-другому строит модель. В основе порождения речи лежит система порождения пар. (например: У Мери был ребенок.(лежит семантич. представление-владелец имущества). Ягнёнок (идея маленького размера)).Он предлагал 4 схемы реализации и получил текст: Идея пропозиции— - идея о том, что пропозиция организов. каким-то обр. система пропоз. не совпадает с предл. (общие признаки (идея) всех теорий). Ввели понятия ситуации, хотя они различны у разных учёных.