Внутренняя и внешняя лингвистика.
Цели связаны с ракурсом рассмотрения языка:
1) Внутренняя лингвистика – язык как материальная сущность. Ядро внутренней лингвистики – устройство естественного языка. Если мы строим теорию, то эта проблема теоретической лингвистики. Но более консервативна описательная лингвистика. Проблема гармонизации отношений м/у теоретической и описательной лингвистикой. Во внутренней лингвистике трудно разделить цель и объект. Цель обычно предшествует объекту (напр. зарождение фонологии).
2) Внешняя лингвистика – функционирование языка в коммуникативной среде во времени и пространстве. Направления: а) социолингвистика б) этнолингвистика. Социолингвистика – это наука об отношении языка, языковых и речевых структур к обществу, к социальным структурам, к производству и культуре, идеологии и морали, экономике и политике, изменениям социальной общности людей, к человеческой деятельности. Какие социальные структуры и их изменения стоят за перестройкой структур языка и речи – одна из центральных проблем социолингвистики. К социолингвистике близка, но не совпадает с нею этнолингвистика в ее американском и западногерманском вариантах. Этнолингвисты США соотносят структуры языка с верованиями, обычаями, бытом, культурой народов. Этнолингвисты Западной германии соотносили структуры языка с психологией народа, видя в ней творческую силу, дух языка.
6. Семиотические идеи нового времени.
Семиотика продолжает развиваться, можно выделить различные школы и направления. Выделяют французскую, семиотич. направление У.Эко, тантурскую, московскую, польскую школы.
Семиотич. направл-я У.Эко – опубликовал книгу о визуальной коммуникации. Идея – произведение искусства неоднозначное сообщение, есть множество означаемых, а после означающих. Произведение допускает широкое поле для интерпретации – открытости и закрытости произведения. В своих работах рассматривал общие и частные вопросы, обратился к теории иконического знака (условия восприятия, а не свойства отображаемого предмета). Культурно обусловлены коды, т.е. неуниверсальны. Обосновал журнал, где были вопросы о семиотике. Организовал конгресс по симеотике.
Фр. семиотическая школа Барт, Кристева, образовалась вокруг журнала 60-82 гг. Испытывала влияние со стороны русских филологов и фр. философии. Барт увлекался идеями Якобсона (необходимость интерпретации культурных явлений). Выступил против единственности прочтения текста. Разделяет текст – наслаждения и тест – удовольствия. Текст и его прочтение зависит от уровня подготовленности читателя, 5 кодов прочтения текста. Основные идеи в «Ролан Барт о Ролане Барте», для него создали кафедру литературной семиотики.
Особое место занимал Леви Строс. Формальные взаимоотношения м/у людьми. Язык как система моделирует общественные институты. Идея толкования мифа как содержания коллективного сознания.
Московско–тантурская школа 90 г. 20 в. – яркие работы Успенского, Шкловский. Сформировалась группа исследователей, которые своими путями пришли к семиотике. Изучали семиотические аспекты искусства, литературу с невербальной коммуникацией. Это направление было официально разграничено. Центр перемещен в Эстонию. Явления были названы вторичными моделирующими системами. Реконструировали ментальное пространство древнего человека.
7. Знаковая природа языка
В обществе применяются знаки нескольких типов. Наиболее известны знаки-признаки(дым в лесу - костер), знаки-сигналы (удар в гонг – окончание работы), знаки-символы (голубь – символ мира) и языковые знаки.
Знаковая теория языка первоначально связывалась со структурализмом (сейчас это не так). Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета, свойства или отношения и используемый для получения, хранения, переработки и передачи инф-ии. Материальная сторона знака – план выражения (звуки, графич. знаки). Идеальная сторона – план содержания (значение знака).
В структуре знака могут быть элементы, кот. с внешним миром не соотносятся:
1) незначащие единицы – фонемы, тверд/мягкость, глух/звонк, графемы;
2) несамостоятельные единицы – морфема (полузнак), знаки препинания. Но эти элементы могут образовывать знаки. Якобсон считает любые различители значения знаками. Язык является системой знаков.
Напр. одежда – знак (униформа). Но основное значение – защищать от неблагоприятных воздействий.
Семиотический треугольник: 1. План содержания знака (концепт), 2. План выражения (знак), 3. Вещь (денотат).
Реальные свойства знака языка:
а) по отнош. к реальным вещам он не мотивирован св-ми этих вещей, но мотивирован создавшей его системой;
б) способен вступать в линейные отнош. в составе более сложного знака;
в) способен вступать в линейные, пространственные и временные отношения в составе речевой цепи;
г) связан с другими знаками отношениями одновременности в сознании носителя языка;
д) обладает устойчивостью в силу традиции, необходимой общ-ву;
е) изменчив во времени в силу изменения условий его применения;
ж) звуковая и смысловая сторона языка в их изменении относительно независимы друг от друга;
з) один знак языка обязательно связан или соотнесен с другими знаками;
и) знаковая система языка сращена с системой сознания и через него связана с системой социальной жизни людей.
8. Уровневое строение языка
Уровни языка, основные «ярусы» языковой системы – фонемы, морфемы, слова (лексемы), словосочетания (тагмемы) – объекты научного исследования языка (фонологии, морфологии, лексикологии, синтаксиса), определяемые свойствами единиц, выделяющихся при последовательном членении языкового потока. Два уровня языка: дифференциальный (на этом уровне язык выступает только как система различительных знаков, к которым относятся помимо естественных звуков речи, также различительные письменные знаки, способные различать единицы семантического уровня) и семантический (на этом уровне выделяются морфемы, слова и словосочетания как двусторонние единицы, т.е. с учетом каких звуковой стороны, или выражения, так и их внутренней (семантической) стороны или содержания).
Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и словоизменением (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).
Морфология – раздел языкознания, изучающий раздел строения, фонемного состава и варьирования морфем того или иного языка, не выводимые полностью из особенностей его фонологии, а также совокупность явлений морфологической природы, присущих данному языку.
Синтаксис - раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строении связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части: учение о словосочетании, учение о предложении (правильно построенном высказывании).
Словообразование – раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке. Различает синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями м/у родственными словами, без учета этимологической ситуации. Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей м/у родственными словами.
Фонология – раздел лингвистики, изучающий структуру языкового строя и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.
9. Структурная концепция языка. Осн. постулаты Ф. де Соссюра.
де С. выделяет в объекте только существенные моменты. ступенчатое определение признаков, кот. х-ризуют лингвтистику. языковые он относил к соц. психологии (семиотика-изучает знаковые системы, т.е. язык). Внутри семиологии он выделял лингвистику- внешнюю (лингвистика яза), внутреннюю (лингв.речи).
Внимание к различиям знаков. Фонология выводится за пределы лингвистики. Материалы сторона элементов - не главное. Язык имеет психич. и соц. статус и связан с сознанием говорящих. Лингвистика речи - объект-остаток, кот. выделяется при вычитании яза из речевой деятельности. ему свойственен психофизиологический и индивидуальный статус, лингвистику яза де С. разгранич. на ДИОХРОНИЧЕСКУЮ (для говорящего) и СИНХРОНИЧЕСКУЮ (для исследователя яза) - исслед-ся отношения языковых элементов на основании одновременности, понятие системы относил к синхронии. Яз.знак - целиком психич. образование, т.е. произвольное, не навязанное природой, выделял 2 стороны яз.знака: акустический образ (означающее) и идея/понятие (означаемое). Закон знака: неизменность и в то же время изменчивость, линейность (проблема условности и мотивированности яз. знака).
Язык вторичен по отнош. к речи, хотя без яза речи б. не может (она будет непонятной). Вся диохрония обусловлена речью. Т.о. язык - система знаков и в то же время система значимости.
2 осн. типа отношений: синтагматические - отношения сочетаемости (объединения единиц одного ранга-морфем, слов и др.), ассоциативные - складываются в сознании, памяти. Они объединяют сходные единицы вне процесса речи.
Проблема яза и мышления: яз - это форма. Мышление без яза не сущ-т, т.к. яз - посредник между мыслью и звуком. До яза и мысль и звук бесформенны. В язе нельзя отделить звук от мысли и наоборот. Яз не м. отражать психический склад народа.