Язык и культура.
Парадигмы современной науки о языке.
Связь лингвистики с другими науками.
Научные направления внутри лингвистики.
Внутрення и внешняя лингвистика.
Основные концепции языка.
Семиотические идеи нового времени.
Знаковая природа языка.
Уровневое строение языка.
Структурная концепция языка.
Задачи психолингвистики ее место в науке о языке.
Возникновение и развитие психолингвистики.
Психолингвистические модели и теории порождения речи.
Психолингвистика восприятия речи.
Язык и речь.
Особенности внутренней речи.
Мышление и речь.
Словесно-логическое и несловесное мышление.
Проблема значения.
Предмет и задачи типологии языков и лингвистики универсалий.
Фонетико-фонологическая типология языков.
Морфологические типы языков.
Синтаксис как объект типологии.
Лексическая типология.
Социальная типология языков.
Истоки социолингвистики.
Основные понятия социолингвистики.
Проблемы социолингвистики.
Направления социолингвистики.
Общенародный язык и формы его существования.
Язык и культура.
1. Парадигмы современной науки о языке.
До середины 20 в. языковеды были убеждены, что язык развивается линейно. К концу 20 в. это оказалось не так. Ученые обратили внимание на связь языка с речью, общением, культурой.
Научная парадигма (НП), т.е. координальные изменения в языке (Томас Куп) – признанные всеми научные достижения, которые в течение некот. времени дают модель постановки проблем и их решения.
Виды НП, кот. определяют этапы развития лингвистической мысли:
1. Лингвист. компаративизм (сравнительное языкознание). Ведущий принцип исследования – исторический. Сравнение – основной способ достижения истины, т.е. выявление основных единиц языка, модель языка.
2. Системно-структурная парадигма сложилась в середине 20 в. Ученых интересует язык в целом → выделение структурных объектов. Принцип целостности и системности. Язык строго структурированное явление, его очищают от смежных языков. Складывается оппозиция (язык – речь, парадигма – синтогматика, синхрония - диахрония).
3. Коммуникативно-прагматическая - внимание на человека как носителя языка. Выделяют теории номинации, референции, речевых актов.
4. Дискурсивно-когнитивная.
2. Связь лингвистики с другими науками.
Язык охватывает все сферы жизнедеятельности чел-ка – неотъемлемая часть. Трудно определить природу лингвистики. Язык существует помимо челов. воли, поэтому принадлежит к естественным наукам. Язык связан с:
1. История – на язык, лит-ру, исск-во воздействуют изменения соц. стр-ры общ-ва.
2. Антропология – происхождение чел-ка, изменчивость строения чел-ка исследуют ранние этапы развития языка.
3. Этнография – рассматривает проблему функционирования языка в обществах разного типа.
4. Археология – изучение вымерших языков, определение генеологизации и миграции носителей языка.
5. Социология – рассматривает социальную природу языка, общественные функции языка, роль языка в жизни общ-ва и механизмы воздействия соц. факторов на язык.
6. Логика – соотношения языка и мышления.
7. Психология – механизмы восприятия речи, психофизиологич. организация чел.
8. Методика преподавания языка.
9. Философия – язык и сознание, язык и культура, соотношение понятия и значения в слове.
10. Философия языка – сущность, функции языка в обществе.
11. Физика помогает решить задачи экспериментальной фонетики.
12. Проблемы физиологии – нейролингвистика рассматривает работу зон ЦНС чел-ка и соответствующие части теории языка. Слово – вторая сигнальная система (теория рефлекторности).
13. Социолингвистика, вычислит. лингвистика, психолингвистика.
14. Семиотика – наука об искусстве и функционировании языковых систем.
3. Научные направления внутри лингвистики
Особое место в системе общелингвистич.наук занимает типологическая лингвистика: сопоставление языков мира позволяет по тем или иным признакам типизировать языки, их звуковые и грамматич. системы, пути их развития на разных этапах. Со времен Гумбольда получила распространение типологическая классификация языков, основанная на учете фундаментальных свойств морфологической стр-ры языков →выделяют тип амфорных языков – не использ-х в составе слова служебные морфемы; тип агглюкативных яз. – служебные морфемы приклеиваются к корню, не производя в нем заметных изменений; тип флективных яз. – служебные морфемы тесно спаиваются с корнем и др. с др., производя изменения в корне; тип полисинтетических языков – корневые и служебные морфемы соединяются в комплексе слова-предлож.
С языкознанием тесно связана прикладная лингв-ка, она относится к обучению людей языку и грамоте. Прикладная лингв-ка была важным соц. двигателем развития лингвистич. теории, кот. должна была давать возможность представлять факты яз. в виде, пригодном для решения актуализированных прикл-х задач. Поэтому запросы практики оказали серьезное влияние на развитие лингвист. теории.
Антрополингвистика, антропологическая лингвистика – раздел лингв-ки, изуч. эволюция человеч. мышления на основе ее отражения в соотв. эволюции языка (прежде всего его лексики). Ее исходным положением явл. то, что практически все исторические изменения в чел. сознании, развитии культуры и росте знаний отраж. в лексич. системе яз. Десятки исследований показали, что характер мышления бывает разл. на разных стадиях развития мыслительных способностей чел-ка.
Когнитивная лингвистика – направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении чел. опыта, связь отдельных когнитивных способностей чел. с языком и формы их взаимодействия.
Структурная линг-ка - языковедческая дисциплина, предметом кот. явл. язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организация его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов, как в плане выражения, так и в плане содержания.
Генеративная линг-ка – направление в мировом языкознании, которое ставит целью разработать теорию языка по образцу естественных наук; основоположник и лидер – Ноам Хомский (США).