ПРЕДИСЛОВИЕ
Понятие «идеология» неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда, «подпитка» центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.
Когда наступают знаковые периоды в жизни общества
(к ним также относятся президентские выборы, формирование местных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личными симпатиями граждан. Поэтому при формировании и реализации избирательных технологий идеологическая составляющая может рассматриваться как система ценностных ориентаций людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений. С этой точки зрения она важна как предтеча принятия государственных, политических решений.
На этапе избирательных баталий термин «идеология» можно отождествить с таким многовекторным понятием, как «пропаганда» или «агитация», включающим в себя, в том числе знания о политических технологиях, маркетинге и имиджмейкерстве. Когда же выборы состоялись, то предвыборные платформы кандидатов становятся значимыми государственными документами, где уже обозначены приоритеты для властных структур. Здесь победившие, если так можно выразиться, идеологические конструкции приобретают вид доктрин, программ, проектов. Поэтому конституция любого государства, по большому счету, является главным идеологическим документом, в котором прописаны основные цели государства (затем они конкретизируются в программах развития экономики, социальной сферы, культуры и т.д.).
Если решения госорганов соответствуют ожиданиям граждан, и руководством страны проводится соответствующая политика во всех сферах, то в политической системе соблюдается определенное равновесие, общественный баланс.
Идеология государства - это не застывшая идиома, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти. Довольно часто уже после выборов в краткосрочной перспективе возникает необходимость в определенной степени изменить, скорректировать курс на основе новых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это сделать правильно, быстро и эффективно? Во-первых, государству необходимо постоянно проводить мониторинг, зондаж общественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического обеспечения государственной политики, помимо прямой связи «гражданин – государство», которая особенно ярко проявляется в ходе избирательных кампаний, должна работать обратная связь «власть, органы управления – человек».
У нас сформировалась социальная ориентированность идеологических предпочтений. В Конституции Республики Беларусь четко указывается, что наша страна – социальное государство. Таким образом, белорусы ожидают от правительства социальных гарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в экономической и социальной сферах. Думается, второй особенностью белорусской идеологической составляющей является решение всего комплекса проблем, связанных с ликвидацией последствий на ЧАЭС.
Общую палитру идеологических предпочтений в нашей стране дополняют партии. Однако сегодня нельзя с полной уверенностью говорить о том, какая же платформа пользуется наибольшим доверием избирателей. В целом наши граждане высказали доверие сильной государственной власти и институту Президенства, а также свою приверженность христианским ценностям.
Что касается диалога ученых и специалистов, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, – вопрос пока остается открытым. Представляется, что государство должно быть заинтересовано в развитии научных концепций, касающихся феноменов «государственность», «идеология», «национальная идея», так как их нельзя навязать «сверху», искусственным путем, а следует «собирать» по крупицам.
Попытки сформулировать национальную идею в последние годы предпринимались не одиножды. К сожалению, ни одна из них не была удачной, и выглядели они, скорее, как декларация намерений, не обоснованных научными разработками. Ведь создание национальной идеи – не пропагандистская акция, а определение направления и перспектив государственного строительства.
В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. По мнению авторов курса, этим стержнем является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.
Еще раз подчеркнем: идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития, это идеальная модель общественного устройства.
Структура курса имеет системный характер, она включает
4 крупных темы, 4 уровня рассмотрения вопросов идеологии. Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология и, в том числе, конституция как правовая основа идеологии. Второй уровень – динамика идеологических процессов представляет собой «процессуальный уровень» принятия государственных политических решений. Он охватывает культуру, ментальность, средства массовой информации, которые отражают мысли и взгляды населения и сами, в свою очередь, формируют и общественное мнение, и, в полной мере, общественно-политический курс государства. СМИ – это прямая и обратная связь народа и власти, наиважнейший инструмент формирования общественного сознания. На политическом уровне правительством страны отмечено, что есть три фундаментальные опоры, на которых базируется наша страна: Советы, мощные профсоюзные и молодежные организации. Поэтому в раздел «Динамика идеологических процессов» включена и тема о роли профсоюзов, чтобы рассмотреть, как профсоюзы влияют на формирование идеологии белорусского государства и экономической стабильности.
В этой же теме – лекция об идеологии избирательных кампаний. Такой аспект также обязательно должен присутствовать, поскольку разговор идет о выборах руководящих органов государственной власти, а это зависит от населения и, в том числе, от СМИ. Идет формирование общественного мнения, представлений о том, как государственные институты будут выполнять политические, экономические, мировоззренческие, идеологические задачи. Поэтому наиболее важно исследовать и проследить процесс организации и проведение избирательных кампаний.
Третий блок проблематики посвящен непосредственно центрам принятия решений. Он называется: «Государственные институты и идеологические процессы». Сформированные органы власти – президент, парламент, правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, экономического процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность.
И четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного курса и называется: «Государственная политика в идеологической сфере». Идеология пронизывает все сферы жизнедеятельности государства экономическую, политическую, мировоззренческую и собственно идеологическую. Но надо знать, что делать и после оглашения целей: как, какими способами их достигнуть – и какими будут результаты?
В Беларуси хорошая обществоведческая школа, богатый потенциал ученых, преподавателей. Во многом именно от них зависит, как этот курс будет воспринят слушателями, народом, гражданами. Ведь это не какое-то дежурное, конъюнктурное, пропагандистское мероприятие, а чисто научный, системный подход к осознанию сущности идеологии. Глубокая фундаментальная разработка курса идеологии, с одной стороны, существенно продвигает развитие нашей науки, с другой – решает важную мировоззренческую задачу: обеспечивает диалог относительно главных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, насколько они соответствуют стремлениям, потребностям, запросам граждан. По большому счету, это открытый, заинтересованный диалог власти и населения.
Курс разработан:
1. Князевым С.Н., доктором юридических наук, профессором (общ. ред.);
2. Решетниковым С.В., доктором политических наук, профессором (общ. ред.,предисловие, лекции 1,15);
3. Старовойтовой Л.В., кандидатом философских наук, доцентом (лекция 1);
4. Сташкевичем Н.С., доктором исторических наук, профессором (лекция 2);
5. Бущиком В.В., доктором политических наук, профессором (лекция 3);
6. Криштаповичем Л.Е., доктором философских наук (лекция 4);
7. Матусевичем Е.В. кандидатом философских наук, доцентом (лекция 4);
8. Василевичем Г.А доктором юридических наук, профессором (лекция 5);
9. Адуло Т.И., доктором философских наук, (глава 6 §1,2,3,4);
10. Петрик И.Л., кандидатом юридических наук (глава 6 §5);
11. Дмитриевым Е.И., кандидатом социологических наук, доцентом (глава 7);
12. Козиком Л.П., доктором экономических наук, профессором (глава 3 §4,глава 8);
13. Денисюк Н.П., кандидатом философских наук, доцентом (глава 9);
14. Паречиной С.Г., кандидатом политических наук (глава 10);
15. Котляровым И.В., доктором социологических наук, профессором (глава 11);
16. Соколовским А.А., кандидатом исторических наук, доцентом (глава 12);
17. Шинкаревым В.В., доктором исторических наук, профессором (глава 13);
18. Вартановой Л.В. (глава 13);
19. Антоновой Н.Б., кандидатом экономических наук, доцентом (глава 14);
20. Антанович Н.А., кандидатом политических наук, доцентом (глава 15);
21. Яскевич Я.С., доктором философских наук, профессором (глава 16);
22. Чещевиком А.Б., доктором биологических наук, профессором (глава 17);
23. Земляковым Л.Е., доктором политических наук, профессором (глава 18, приложение);
24. Гречневой Е.Ф., кандидатом философских наук, доцентом (глава 19);
25. Мацелем В.М., кандидатом исторических наук, доцентом (глава 20).