Философия Платона.
В антологии. Платон считает, что существует 2 мира. Мир идей и мир вещей.
Мир вещей характеризуется тем, что в нем все временно, конечно и смертно.
В мире идей все неизменно, постоянно и бессмертно, вещи это тени идей.
Идеи у Платона это все то общее и существенное, что объединяет предметы единого класса. Платон первый обрисовал особое положение человека в мире. Выделили его из природы. Человек принадлежит обоим мирам. Его тело часть мира вещей и оно смертно, а душа пребывает в мире идей и душа бессмертна.
У души 3 характеристики: Разум (тянет душу вверх), Воля, Чувства (тянет душу вниз)
В гносеологии. Учение об эросе. Для того, чтобы надеяться постичь истину нужно достичь эротического состояния. Это отрешенность мира, закрыть глаза, заткнуть уши. Состояние транса, самоуглубления.
Анамнезис. Душа вспоминает идеи, которые она созерцала в мире идей. Поскольку идея равна сущности предмета, то это и есть процесс понимания.
Диалектика. Подразумеваются правильные рассуждения, подчиненные логике, подробно рассматривает логический закон, закон восхождения от абстрактного к конкретному.
Социальная философия. У философов много возможностей влиять на политику государства, на общественную жизнь. Свои представления он изложил в концепции «идеальное государство»
Философия Аристотеля.
Отказался от многих идей своих предшественников и пошел своим путем. Считал что мир один и он целостен. По Аристотелю в мире живут вещи, которые состоят из материи. Считает, что материя инертна, лишена активности, пассивна. Она неопределенна и она существует лишь потенциально. Определенность материи придает форма, а так же она придает активность и обозначает цель. Нельзя отделить форму от материи, но существует форма форм, это своеобразный мировой ум. Все материальное движется, причем движение задано формой.
Основные виды движения:
Механическое
Возникновение и уничтожение
Уменьшение и увеличение
превращение
Мир, нарисованный Аристотелем гармоничный и изменчивый, но конечный.
Мир познаваем, в познании важна и душа и разум. Частное мы узнаем по чувству, а общее благодаря понятиям.