Вопрос 1. Йога: определение и суть как физической и духовной практики.

БИЛЕТ № 1.

1. Йога: определение и суть как физической и духовной практики

2. Этические и моральные принципы йоги (Яма-Нияма).

3. Базовые типы дыхания.

Вопрос 1. Йога: определение и суть как физической и духовной практики.

Слово «Йога» происходит от санскритского корня «юдж», который означает связывать, соединять, прикреплять, переплетаться, направлять и концентрировать внимание, чтобы использовать его в медитации. Йога, следовательно, — это искусство, которое делает непоследовательный и рассеянный ум последовательным и сосредоточенным. Это единение человеческой души с Богом.

Йога—совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Существуют
следующие Даршаны, или школы: Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Пурва
Миманса и Уттара Миманса.

Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведе». Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведийской религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам — Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.).

За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Сначала Йога покоряет тело, принося ему здоровье и силу. Затем она снимает покров различий между телом и умом. В конечном итоге она ведет садхаку к умиротворению и абсолютной чистоте.

Йога систематически обучает человека тщательному и эффективному поиску божественного в себе. Практикующий познает себя от внешнего тела до внутренней сути. Он следует от тела к нервам, а от нервов к чувствам. От чувств он переходит к уму, который контролирует эмоции. Затем он проникает в интеллект, который руководит умом. От интеллекта его путь лежит к воле и оттуда — к сознанию (читта). Последняя ступень — от сознания к его Сути, к самому его существу (Атма).

Таким образом, Йога ведет садхаку от невежества к знанию, от темноты — к свету и от смерти — к бессмертию.

Йога является универсальной практической наукой: йога универсальна по практике и применению, независимо от культуры, национальности, расы, касты или уровня жизни, пола, возраста, и уровня физической подготовленности. Это практическая наука. Ни посредством чтения литературы по йоге или древних текстов, ни при их обсуждении, ни благодаря соблюдению аскезы человек не станет реализованным йогином. Без регулярной практики невозможно ни ощутить пользу от упражнений йоги, ни раскрыть свойственный этим упражнениям потенциал. Только регулярные занятия йогой (садхана), представляют собой систему, способную совершенствовать тело и сознание. Для достижения высших ступеней йоги, от практикующего требуется несгибаемое намерение в занятиях по тренировке тела и ума, и очищении сознания.

Дословно, термин Садхана переводится, как регулярная практика определенных техник, способствующих достижению духовной цели. Именно садхана делает самореализацию и духовный опыт возможными.

Главная цель Йоги - освободиться от отождествления себя с телом, прервав бесконечную цепь кармических перерождений (сансару), ведущую к страданиям. Слиться с Брахманом, вечной надфизической реальностью, в единое целое. Именно к переживанию этой реальности (состоянию Самадхи) стремятся йогины, пытаясь достичь этого с помощью разных практик, объединённых

одним словом "Йога". При этом происходит осознание своего собственного "Я" как чистого сознания, свободного от привязанностей и влияния иллюзорной реальности. Истинное "Я" едино с источником всех вещей и явлений и находится в состоянии вечного блаженства. Состояние Самадхи также называют просветлением.

Таким образом, Йога - это движение, направленное от иллюзии к истинной реальности, от преходящего к вечному.