Роль финансового менеджмента в управлении организацией

Управление финансами корпорации

1.Роль финансового менеджмента в корпорациях в современных условиях.

Финансовыйменеджмент — это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данной компании на рынке.

Основные вопросы финансового менеджмента связаны с формированием капитала предприятия и обеспечением максимально эффективного его использования.

В настоящее время понятие «финансовый менеджмент» подразумевает самые разные аспекты управления финансами предприятия. Целый ряд направлений финансового менеджмента получил углубленное развитие и выделился в относительно самостоятельные научные и учебные дисциплины:

§ высшие финансовые вычисления;

§ финансовый анализ;

§ инвестиционный анализ;

§ риск-менеджмент;

§ антикризисное управление;

§ оценка стоимости компании.

Роль финансового менеджмента в управлении организацией

Менеджмент — это система управления определенным объектом, включающая совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Выработка управленческих решений основана на сборе, передаче и обработке необходимой информации.

Формирование финансовых ресурсов, их эффективное размещение и использование невозможно без четкой и грамотной системы управления финансами компании.

В современных условиях перехода к рыночной экономике управление финансами является наиболее сложным и ответственным звеном в системе управления различными аспектами деятельности предприятия, выполняющим связующую роль и определяющим в итоге положение предприятия на рынке, его конкурентоспособность, устойчивость,прибыльность.

Управление финансами осуществляется посредством финансового механизма, который можно определить как систему действия финансовых методов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использованияфинансовых ресурсов.

Выделяют четыре основных элемента финансового механизма:

1. Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия.

2. Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия.

3. Внутренний механизм регулирования финансовой деятельности предприятия (устав, финансовая стратегия, внутренние нормативы и требования).

4. Система конкретных приемов и методов, используемых на предприятии в процессе анализа, планирования и контроля финансовой деятельности.

Финансыпредставляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств в процессе их кругооборота. Рыночная среда, расширение самостоятельности принятия управленческих решений привели к резкому повышению значимости финансового менеджмента в управлении любой хозяйственной структурой.

Понятие «менеджмент» можно рассматривать с трех сторон:

§ как систему экономического управления компанией;

§ как орган управления;

§ как форму предпринимательской деятельности.

Развитие рыночных отношений в нашей стране, давшее возможность предприятиям самостоятельно принимать управленческие решения и распоряжаться конечным результатом деятельности, вместе с кардинальным изменениембанковской системы, появлением финансового рынка, внедрением новых форм собственности, совершенствованием системы бухгалтерского учета, привело к осознанию значимости финансового менеджмента как научной дисциплины и возможности использования его теоретических и практических результатов в управлении российскими предприятиями и организациями.

 

2. Особенности управления финансами в корпорациях различных видов.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующих субъект, созданный в порядке, установленном действующим законодательством, производящий продукцию, оказывающий услуги и выполняющий работы в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Чаще всего предприятие обладает признаками юридического лица, т.е. имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по свом обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный бухгалтерский баланс. Юридическими лицами могут быть организации, деятельность которых направлена на получение прибыли, т.е. коммерческие организации, не имеющие в качестве конечной цели извлечение прибыли, т.е. некоммерческие организации. Допускается создание объединений, союзов коммерческих и не коммерческих организаций.

Коммерческие предприятия можно классифицировать.

Хозяйственными товариществами и обществами являются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Они создаются в форме полного товарищества (участники занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом), и в форме товарищества на вере, в которое входят два типа участников: «полные товарищи», осуществляющие от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающих по обязательствам товарищества всем своим имуществом, и один или несколько «вкладчиков», не участвующих в управлении делами товарищества и несущих риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, только в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли согласно учредительным документам. Участники этого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов. 000 имеет смысл создавать для осуществления деятельности, сопряженной со значительным коммерческим риском, причем эта форма может успешно использоваться как в малом, так и в среднем и крупном бизнесе.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - это предприятие, участники которого солидарно несут ответственность по обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

Акционерное общество (АО) - это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число долей, каждая из которых выражена ценной бумагой (акцией), удовлетворяющей обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Участники АО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков только в пределах стоимости надлежащих им акций. Акционерная форма не только достаточно быстро мобилизует капиталы и порождает разнообразие способ их объединения, но и демократизирует экономику, превращая широкий слой людей в совладельцев собственности, получающих право управлять деятельностью предприятия и участвовать в распределении прибыли. Существуют АО открытого и закрытого типа (ОАО и ЗАО). ОАО имеют право проводить публичную подписку на свои акции; акционеры могут отчуждать акции без согласия других акционеров. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции или предлагать их другими способами неограниченному кругу лиц.

Производственные кооперативы - это добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Всем участникам предоставляются равные права в управлении делами кооператива независимо от размера имущественного взноса. В деятельности производственного кооператива могут принимать участие юридические и физические лица, вносящие лишь имущественный вклад, но не принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Имущество кооператива образуется за счет денежным и материальных взносов его членов, доходов от производственной деятельности, выкупа арендованных основных фондов, имущества неделимых фондов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия - это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ или местных органов власти. Уставной фонд унитарного предприятия полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Такие предприятия могут создавать другие унитарные предприятия с правом юридического лица путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

 

 

3. Организация управления финансами корпораций

Для веления бизнеса корпорация нуждается в бесконечном количестве реальных активов. Многие из них – например, машины, заводы и офисные здания – это материальные активы; другие – такие как технологии, торговые марки и патенты – нематериальные. Но за любые из них надо платить. Для того чтобы получить необходимые деньги, корпорация пролает свидетельства, удостоверяющие право притязания на се реальные активы и создаваемые ими денежные потоки. Эти свидетельства называют фннансовыми активами, или ценными бумагами. Скажем, обращаясь за ссудой в банк, компания взамен выдаст тому расписку, что вернет долг с процентом. Тем самым банк обращает деньги в финансовый актив. К финансовым активам относятся не только банковские ссуды, но и акции, облигации и еще множество особых разновидностей ценных бумаг

Финансовый менеджер – это посредник между фирмой и финансовыми рынками (либо рынками капитала), на которых инвесторы покупают финансовые активы, выпускаемые фирмой в продажу. Роль финансового менеджера показана на рисунке, где схематично изображены денежные потоки от инвесторов к фирме и обратно к инвесторам.

Денежный поток возникает, когда фирма выпускает ценные бумаги ради привлечения денежных средств . Деньги идут на покупку реальных активов, используемых в деятельности фирмы. Позже, если фирма действует успешно, реальные активы дают больший приток денежных средств, чем требуется для покрытия первоначальных инвестиций. И наконец, денежные средства либо реинвестируются, либо возвращаются инвесторам, которые приобрели ценные бумаги первичной эмиссии.

Инвестиционные решении и решения по финансированию обычно рассматриваются в отрыве друг от друга, независимо. Обнаружив некую инвестиционную возможность, или «проект», финансовый менеджер первым делом пытается выяснить, будет ли проект стоить дороже суммы капитальных вложений, которых потребует его реализация (этот вопрос можно сформулировать короче и яснее. И только если окатывается, что ответ на этот вопрос положительный, он задумывается о способах финансирования проекта.

Однако разграничение инвестиционных решений и решений по финансированию совсем не означает, что, анализируя инвестиционный проект, финансовый менеджер может забыть об инвесторах и финансовых рынках. Главная задача корпоративных финансов – максимизировать стоимость денег, вложенных в фирму ее акционерами. Акционеры с готовностью инвестируют деньги на стадии 1 только при условии, что решении, принимаемые на стадии 2, приносят соразмерный доход на стадии 3. «Соразмерный» означает по меньшей мере равный тому, что могли бы получить инвесторы вне фирмы, на финансовом рынке. Если ваша фирма постоянно создает меньший доход, акционеры затребуют свои деньги назад.

 

Термин финансовый менеджер применяется к любому, кто несет ответственность за важные инвестиционные решения и решения по финансированию. Но только в самых мелких фирмах один человек способен отвечать за все решения. Как правило, ответственность за такие решения рассредоточена. Разумеется, высшее руководство всегда участвует в принятии финансовых решений. Но к ним причастен и инженер, проектирующий новые средства производства: ведь проектирование определяет, какими реальными активами будет располагать фирма. Менеджер по маркетингу, когда ведет крупную рекламную кампанию, тоже принимает важные инвестиционные решения: дело в том, что рекламная кампания–это инвестиции в нематериальные активы, которые, надо надеяться, окупятся будущими продажами и прибылями.

Тем не менее есть менеджеры, которые специализируются только на финансах. Их роль в обобщенном виде представлена на рисунке.

Обязанность казначея – следить за текущим счетом денежных средств, за привлечением нового капитала, за поддержанием связей с банками, акционерами и другими инвесторами, владеющими ценными бумагами фирмы.

В небольших фирмах казначей, как правило, единолично отвечает за финансы. Но крупные корпорации обычно имеют в штате еще и главного бухгалтера (бухгалтера-контролера), ответственного за финансовую отчетность фирмы, внутренний учет и уплату налогов. Функции казначея и главного бухгалтера (контролера) различаются: основная задача казначея – добыть капитал для компании и управлять им, тогда как главный бухгалтер обязан прежде всего обеспечить эффективное использование наличных денег.

Кроме того, в большинстве крупных фирм есть должность финансового директора, который надзирает за работой и казначея, и главного бухгалтера. Финансовый директор в основном занимается разработкой и проведением финансовой политики, а также корпоративным планированием. Как правило, общие административные обязанности финансового директора не ограничиваются финансами в чистом виде, и нередко он (или она) входит в состав совета директоров.

Ввиду чрезвычайной важности многих финансовых вопросов для окончательного решения они выносятся на суд или хотя бы на одобрение совета директоров. Например, только совет директоров имеет законное право объявлять о выплате дивидендов или санкционировать публичный выпуск ценных бумаг. Решения, связанные с небольшими и средними по значению инвестиционными проектами, совет директоров, как правило, перепоручает соответствующим должностным лицам, но право принятия крупных инвестиционных программ практически никогда не делегируется.

 

 

4. Общие требования к консолидированной финансовой отчетности корпорации.

Для удобства формирования и последующего анализа финансовой отчетности компаний за рубежом была разработана и составлена система стандартов бухгалтерского учета, так называемая IAS ( International Accounting Standards ), в России чаще применяется термин МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности). Основной целью IAS является структуризация финансовой отчетности, которая позволяла бы сравнивать документацию различных компаний.

Адаптировав требования IAS для отечественных корпораций, можно сформулировать несколько требований, которые определяют:

-периодичность отчетности – финансовые отчеты должны подготавливаться периодически, через равные промежутки времени. Корпорация может выбрать время, когда будет завершаться ее финансовый период (минимум – ежегодный отчет);

-полноту охвата– в свои финансовые документы корпорация должна включать все расходы, осуществление которых необходимо для получения доходов, указанных в отчетности;

-консерватизм– в ситуации, когда неопределенность измерения порождает равновероятные размеры прибыли, корпорация должна сообщать в отчете наименьшую цифру. При этом корпорация должна стремиться предвидеть все расходы и не сообщать о доходах без тщательного обоснования. Умышленное искажение информации запрещено;

-ясность– информация, содержащаяся в отчетах, должна быть изложена на таком уровне, чтобы ее мог воспринять читатель со средним уровнем понимания проблем бизнеса;

-существенность– отчеты должны содержать информацию, существенную для принятия решений и ориентированную на пользователей;

-надежность– предоставляемая информация должна быть полной и достоверной;

-преемственность– корпорация должна стремиться использовать сопоставимые методы финансовых расчетов, так чтобы обеспечивалась возможность сравнения отчетных данных за различные периоды времени.

 

Приведенный перечень включает не все требования IAS , а только те, которые, прежде всего, относятся к внешней отчетности. Любая корпорация в своей финансовой отчетности должна показать:

-финансовое состояние на конец периода;

-потоки денежных средств за период -;

-доходы за период -;

-полный доход за период;

-вклады собственников и выплаты собственникам за период

Консолидированная отчетность корпорации

Исходя из вышеперечисленных требований, можно сформулировать перечень отчетных документов, составление которых необходимо для анализа функционирования корпорации:

-баланс – документ, отражающий структуру имущества корпорации (структуру активов), распределенного по степени ликвидности, и структуру источников для приобретения активов (структуру пассивов), распределенных по срокам погашения;

-отчет о доходах и расходах корпорации – документ, иллюстрирующий структуру доходов и структуру расходов (затрат) корпорации;

-сводная ведомость по платежам – документ, распределяющий дебиторов и кредиторов в две группы: по срокам платежей (нам должны, мы должны), по суммам платежей (такому-то – столько-то, от такого-то – столько-то).

Таким образом, корпорация, имея достаточную свободу в формировании списка статей отчетности, представляет в фискальные органы стандартизированный набор документов финансовой отчетности. Для проведения анализа могут понадобиться дополнительные данные, которые запрашиваются в индивидуальном порядке у каждой корпорации.

Также при составлении консолидированной отчетности за основу можно принять рекомендуемые Европейским Союзом (ЕС) формы финансовой отчетности.

Экономическая среда деятельности российских корпораций

В своей деятельности предпринимательские структуры должны учитывать не только внутреннюю ситуацию, но и условия внешнего окружения, которое включает как законодательное обеспечение, так и макроэкономическую ситуацию. В частности, корпорации в своей текущей деятельности ориентируются на следующие основные показатели:

-динамику валютного курса;

-уровень рыночных цен на производимую продукцию;

-динамику индексов фондовой активности;

-уровень ставок банковского кредитования;

-налоговое окружение;

-динамику и структуру инвестиций.

 

5. Структура капитала и значение собственного капитала.

Капитал предприятия можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, целесообразно различать капитал реальный, т.е. существующий в форме средств производства, и капитал денежный, т.е. существующий в форме денег и используемый для приобретения средств производства, как совокупность источников средств для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрим сначала денежный капитал.