Арабское языкознание в эпоху Халифата.

Арабское языкознаниеформируется в 7 в. и существует в эпоху Арабского Халифата (7-13 вв.), военного (по властным структурам) государства, основанного в 632 г.

Возникновение арабского языкознания было также вызвано практическими причинами. Идеологической основой Халифата был ислам. Арабы стремились навязать свою веру народам завоеванных территорий от Индии до южных районов Европы (Арабский Восток, Северная Африка, Иран, Афганистан, часть Пиренейского п-ва, часть Средней Азии, Закавказья, Индии). Эти народы говорили на разных языках, и средством межнационального общения в Халифате стал арабский язык, которому, понятно, необходимо было обучать. Основы ислама был изложены в священной книге - Коране. Эта книга не могла быть переведена на другие языки, поскольку истинная вера, воплощенная в ней, была продиктована Аллахом пророку на арабском языке. Язык, созданный Аллахом, сам есть религия.

Арабское языкознание складывается на основе научных трактатов, посвященных классическому арабскому языку. Оно создавалось не только арабами, но и представителями других народностей, в частности евреями, персами.

Основные школы: куфийская (г. Куф), Багдадская (г. Багдад), басрийская (Басра), андалусская (Испания).

Наиболее авторитетным является труд перса Сибавейхи«Книга» (вторая половина 8 в.).

Вслед за Аристотелем арабское языкознание различает три части речи: глагол, имя и частицу. Данным разрядам дается детальная и многоаспектная классификация: имена делятся на явные (существительные и прилагательные), скрытные (личные местоимения), общие (указательные и относительные местоимения). Различаются конкретные и абстрактные существительные, прилагательные делятся на приглагольные и приименные и т. д., проводится тщательная классификация падежных форм и их значений. Частицы это слова, не имеющие свойств имени и глагола. По функции разграничивается 27 видов частиц.

Рассматриваются вопросы словообразования относительных имён, образование деминутивов (дом - домик), образование форм числа и рода, исследуются изменения формы слова в связи с фонетическими явлениями.

Анализировались синтаксические явления. В частности, предложение определялось как выражение словесное с законченным смыслом, составленное по установлению хотя бы из двух слов, между которыми су бъектно-предикативные отношения. Сложилось учение о второстепенных членах предложения, которые тщательно классифицировались по способу выражения и значению. Изучались типы формальных связей между словами (управление, согласование, примыкание).

Особенно большие успехи были достигнуты в фонетике (Абу Али ибн Сина — Авиценна, Сибаваихи). Четко различались буквы и звуки. Существенное влияние на арабов оказала индийская система классификации звуков, основанная на учёте артикуляционных признаков. Использовался приём сравнения звуков в артикуляторном и функциональном отношениях. Авиценна ввёл понятие корреляции для установления отношений между звуками. Описывались различные виды взаимодействия согласных и гласных: ассимиляция, метатеза.

Арабские языковеды активно исследовали лексику как литературного языка, так и диалектов. Им принадлежат многообразные классификации слов (по структуре, семантике, происхождению, частотности), подсчёт возможного количества корней в арабском языке. Изучению подвергаются слова устаревшие, редкие, заимствованные. Различаются слова однозначные и многозначные, значения прямые и переносные. Большое внимание уделяется синонимам и омонимам.

Существенные успехи были достигнуты в лексикографии. Составляются словари толковые, предметные, синонимов, редких слов, заимствований, переводные, рифм.

Особое место в науке Арабского халифата занимал Махмуд ибн-ал-Хусейн ибн Мухаммед / Махмуд Кашгарский(11 в.), автор выдающегося двуязычного "Словаря тюркских языков" с объяснениями на арабском языке (который составлялся и редактировался с 1072 по 1083). В словарь была включена лексика с указанием её племенной принадлежности, сведений о расселении тюркских племён, об их истории, этнографии, поэзии и фольклоре, о классификации тюркских языков, сведений по тюркской исторической фонетике и грамматике.

В словаре были рассмотрены вопросы взаимодействия (контактов) между языками тюркскими, иранскими и арабским. Махмуд Кашгарский настаивал на признании равноправия тюркских языков с арабским. К сожалению, этот выдающийся труд был потерян и найден только в 20 веке, поэтому не смог оказать должного влияния на последующее развитие языкознания.

В 1258 г. монголы положили конец Арабскому Халифату, захватив его столицу -Багдад.

5.Лингвистические учения в Европе в Средние века и в Новое время.
Развитие знаний о языке в Средневековой Европепротекало на фоне жестокой идеологической борьбы развивающегося христианства с «языческой» культурой. Патриарх Феофил (5 в.) призвал сжечь Александрийскую библиотеку. Монахи убивают известную преподавательницу античной философии Ипатию. В 6 в. император Юстиниан закрыл афинские философские школы, включая Академию, основанную еще Платоном.

В средние века важное место в образовании занимала латынь, которая была не только языком священного писания и католической церкви, но и международным языком дипломатии, науки, культуры. Поскольку для современных европейцев латинский язык был иностранным, то появилось много учебников латыни.

Серьёзное воздействие на переориентацию грамматики и её превращение в науку оказала разрабатывавшаяся в 11—14 вв. схоластика. Схоласты пытались подвести под религию логические основания, стремясь к построению строгих научных доказательств. Запрещенное было в 12 в. папой Иннокентием III учение древнегреческого ученого Аристотеля реабилитируется уже в 13 в. (в частности, монах Фома Аквинский использует «Логику» Аристотеля в обосновании христианской теологии). Схоластика вовлекла в свою сферу грамматику, соединив в одном потоке исследований философию языка и грамматику (языкознание). Именно в недрах логики возникла теоретическая грамматика (аналогичная современной общей лингвистике) как строгая доказательная наука.

Философская логика средневековья постоянно обращалась к вопросам связи языка и мышления, языка и действительности.

Важное место для языкознания имел развернувшийся спор о природе универсалий (общих понятий, которые выражаются словесными знаками, например, такие знаки как стол, бежать выражают общие понятия, поскольку именуют не какой-то конкретный предмет или процесс, а определенный общий род предметов или процессов). Сталкивались три направления: номинализм (Ансельм Кентерберийский),реализм (Росцелин),концептуализм (Пьер Абеляр).

Реалисты считали, что общие понятия - это реальные первичные сущности, это - идеи, которые существовали до возникновения вещей и явлений. Предметы, по мнению реалистов, вторичны, они - копии с идей (ср. мысль Платона: Мир вещей -тень мира идеи).

Номиналисты полагали, что универсалии - это только имена. Они - пустой звук, пустое сотрясение воздуха. Реально существуют только предметы. Их тезис: «Universaliapost rem» - универсалии после вещей.

Концептуалисты были уверены, что реально существуют предметы и явления, но общие имена это не пустые звуки, они создаются человеком сознательно в процессе сопоставления схожих предметов, то есть, мотивированы существенными признаками тех предметов, имя которым они дают. Таким образом, универсалии - это не имена и не вещи, а существуют в виде «построений ума», концептов, находящихся в уме человека.

Фома Аквинский,стоявший на позиции синтеза реализма и номинализма, различал три вида универсалий: in re 'внутри вещи', post re 'после вещи' и ante re 'перед вещью'. Обозначаемое предложения оно понимал как объединённые связкой значения субъекта и предиката. Им разграничивались первичное значение слова и его употребление в речи. Грамматика квалифицируется и как искусство (её правила следуют человеческому выбору), и как наука (в ней утверждается наличие точных законов). Пётр Гелийскийсуществительное объявляет самой благородной частью речи, а его окончания — самыми благородными частями слова. Шесть падежей предстают как шесть способов рассмотрения вещи. Впервые осуществляется четкое разграничение существительного и прилагательного. Определение глагола дополняется указанием на его логико-синтаксическую функцию — быть всегда предикатом в предложении. Пётр Испанскийпроводит анализ процедур расширения и ограничения / сужения значения. Он разрабатывает теорию синонимии. Им различаются значения корней и аффиксов, проводится различение предложения и словосочетания.

В конце 13 в., в период общекультурного подъёма в Западной Европе, при Парижском университете формируется грамматическое учение модистов (Симон Дакийский(Датский), Фома Эрфуртский).Дальнейшая его разработка велась в университетах Эрфурта, Болоньи, Праги (вторая половина 14 — начало 16 вв.).

Модисты, центральным теоретическим понятием которых были способы обозначения (modi significant), внесли большой вклад в разработку проблемы грамматических значений. Им принадлежит распространение на грамматику дедуктивного метода, принципа строгого доказательства: постулирование исходных понятий и выведение из них всех остальных. Проблемы звучания, лексического значения и орфографии исключаются ими из сферы своих интересов. Звучание они относят к ведению естественных наук — физики и физиологии, а лексическое значение — к ведению психологии. В грамматике в качестве разделов сохраняются этимология (учение о частях речи) и синтаксис (учение о словосочетании и предложении).

Модисты провозглашают синтаксис самой важной частью грамматики. Приоритетное место отводится теперь не имени, а глаголу. Различаются грамматическая и смысловая совместимость слов. Вводится понятие завершения (perfectio) как законченного предложения, отвечающего требованиям правильности.

Модисты создают универсальную (общую) грамматику, отождествляемую по существу с грамматикой латинского языка. Ими строится всеобъемлющая теория языка и разрабатываются основы семиотики.

Средневековые ученые считали, что поскольку формы и законы мышления универсальны и независимы от языка, то и грамматика должна быть единой (на основе латыни, понятно), при этом грамматические формы и логические категории неоправданно смешивались.

Позднее средневековье характеризуется усилением интереса к научному изучению родных языков (известны грамматики исландского, ирландского, французского языков) и использованию этих языков для их же описания (при господстве латыни).

Новое время (эпоха Возрождения)характеризуется растущим интересом к национальным языкам и литературе. Географические открытия и колониальные захваты способствуют расширению круга известных языков.

Резко увеличивается количество грамматик, описывающих новые европейские языки. В этот период происходит бурное накопление эмпирических знаний о языках разных стран света. Возникает необходимость не только их описать, но также решать вопросы о различиях в их строении, об отношениях между ними, о принципах их классификации. Появляются первые созданные европейскими учёными и миссионерами грамматики таких языков, как армянский, турецкий, персидский, китайский, японский, малайский, ацтекский, кечуа и др. При их описании латинская грамматика используется как эталон.

В распоряжение языковедов попадают также сведения о корейском языке, о санскрите, о дравидских языках Индии, ряде языков Центральной Африки. Теперь языковеды имеют дело с огромным корпусом разнообразного эмпирического материала.

Составляются каталоги языков и многоязычные словари.

Иоганн Кристоф Аделунг(1732—1806) и Иоганн Северин Фатер(1771—1826) издают в 1806—1817 гг. свой труд "Митридат, или Общее языкознание" с краткими замечаниями о 500 языках мира и переводами на эти языки молитвы "Отче наш". По поручению Российской академии наук Пётр Симонович Паллас (1741-1811) издаёт в 1786—1787 гг. словарь, содержащий эквиваленты русских слов на 200 языках и диалектах Европы и Азии; словарь издания 1791 г. уже содержит слова на 272 языках.

С другой стороны, возрождается интерес к античной культуре и древнегреческому языку, при сохранении высокого статуса классической латыни. За настоящую литературу принимались лишь те произведения, которые продолжали классическую традицию: поэмы Мильтона (аналогия с Гомером), пьесы Расина (=Софокл), «Божественная комедия» Данте (=Вергилий).

Изобретение в конце 15 в. книгопечатания позволило распространять тексты с невиданной быстротой.

Появляются первые опыты поиска родственных связей между языками. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) фиксирует родство между финским и венгерским, пытается нащупать их связи с тюркскими и монгольскими языками. В прошлом нередко праязыком считался древнееврейский. Лейбниц отказывается считать древнееврейский праязыком.

И. Ю. Скалигер возводит все европейские языки к 11 основным языкам (ветвям), связи внутри которых опираются, по его мнению, на тождество слов.

М.В. Ломоносов указывает на родство между славянскими языками, а также между русским, курляндским (латышским), греческим, латинским и немецким, допуская вероятность возникновения родственных языков вследствие распада праязыка.

Уильям Джоунз (1746—1794) в своей публикации в 1786 г. заявляет о близком родстве санскрита с греческим и латинским в глагольных корнях и в грамматических формах, о вероятном их происхождении из одного общего источника, об отнесении сюда же готского и кельтского, а также персидского. В это время многие европейские учёные знакомятся с идеями древнеиндийских грамматиков.

Идеи о родстве языков, которые привели к созданию сравнительно-исторического языкознания в конце второго десятилетия 19 в., уже витали в воздухе.

Вместе с тем в этот период сопоставление материала разных языков мира привело к идее о том, что между языками мира имеются не только различия, но и сходства в их строении (прежде всего в их морфологическом строе) и что каждый конкретный язык принадлежит к одному из немногочисленных структурных типов. Первым опыт научной типологической классификации языков предпринимает Фридрих фон Шлегель (1772—1829). Он противопоставляет языки флективные, в основном индоевропейские, и нефлективные, аффиксальные (видимо, агглютинативные), объявляя флективный строй наиболее совершенным. Его брат Август Вильгельм фон Шлегель (1767—1845) выделяет дополнительно языки "без грамматической структуры", иначе аморфные или изолирующие, противопоставляя их как аналитические первым двум типам как синтетическим. В начальный период развития типологии изолирующий (корневой, корнеизолирующий) тип признаётся первым по происхождению, а остальные — возникшими позднее, после возникновения аффиксов из самостоятельных (служебных и знаменательных) слов.

Общеграмматические искания совершаются в русле логики. В 16—18 вв. устанавливается безраздельное господство логицизма в описании языка, начало которому положили античные мыслители, продолжили разрабатывать схоласты и модисты. Следование логицизму означало описание языковых явлений в логико-философских терминах, утверждение принципа универсализма, невнимание к конкретным языкам и различиям между ними, игнорирование исторических изменений в языке.

Создаётся ряд универсальных грамматик. В 1660 г. в монастыре Пор-Рояль появляется знаменитая "Grammaire generale et raisonnee" («Всеобщая и рациональная грамматика») Клода Лансло и Антуана Арно, которая описывала структуру языка, опираясь на логические основы. Различные языки признавались частными вариантами одной и той же логической схемы, вершина которой - латинский язык.

Впоследствии появлялись многочисленные подражания этой грамматике, следовавшей принципам отождествления логических и языковых категорий, поиска в каждом языковом явлении прежде всего логико-философских оснований и остававшейся безразличной к историческому аспекту языковых явлений, к реальному многообразию языков и к эмоционально-психологической стороне речи.

В России к числу сторонников универсальной грамматики принадлежал Ф.И. Буслаев (1858).

Универсальные грамматики и прежде всего Грамматика Пор-Рояля сыграли большую роль в осмыслении общих законов строения языка.