Чистая монополия
1. Административная монополия – монополия, которая в процессе возникновения и создания непреодолимых границ отрасли опирается на силу государственных институтов. Существует четыре основных пути возникновения административной монополии: создание государственной монополии, предоставление (продажа) частной фирме единственной лицензии на определенный вид деятельности, получение патента на уникальную технологию и получение от государства доступа к единственному источнику важнейшего для производства ресурса.
2. Антимонопольная политика – политика, направленная на защиту отрасли и потребителей от отрицательных последствий монополизации. К основным отрицательным последствиям монополизации относят уменьшение разнообразия предлагаемой отраслью продукции, уменьшение темпов совершенствования самой продукции и системы продажи, снижение объема производства и увеличение цены продукции (кроме естественной монополии). Конкретные инструменты и формы антимонопольной политики определяются идеологией и стратегией государственной политики по отношению к монополиям.
3. Антимонопольная политика американского типа– основана на признании безусловной ценности конкуренции и вреда монополизма. Предполагает постоянное отслеживание структуры рынков с целью недопущения превышения отдельными компаниями определенной доли рынка (как правило, свыше 1/3). При возникновении угрозы монополизации используются различные меры противодействия: запреты на слияния и поглощения, порождающие монополию, разукрупнение уже возникших монопольных структур, запреты ограничивающей практики и т.п.
4. Антимонопольная политика европейского типа– основана на оценке эффективности отрасли в условиях монополизации. Прежде всего, сложившаяся или складывающаяся монополия оценивается с точки зрения того, как она повлияет на эффективность производства и конкурентоспособность отрасли как внутри национальной экономики, так и на мировом рынке. В случае если данные характеристики снижаются, государство препятствует возникновению монополии или оказывает на нее налоговое и административное давление с целью ограничения ее власти и влияния. Если же возникновение монополии признается целесообразным, государство стремится интегрировать монополию в экономическую и социальную структуру общества. С этой целью ограничивается рост цены на продукцию монополии, на фирму оказывается налоговое и административное давление для того чтобы стимулировать ее к развитию научно-технических, образовательных, медицинских и прочих гуманитарных программ.
5. Естественная монополия – монополия, которая образуется в связи с тем, что расширение объемов производства сопровождается снижением издержек. Естественные монополии образуются в капиталоемких и наукоемких отраслях. Для естественных монополий характерен особый вид кривых долгосрочных средних общих издержек (LATC):
LATC |
C |
Q |
Рис.15 Долгосрочная кривая средних общих издержек (LATC) для естественной монополии
6. Коэффициент Лернера – показатель, позволяющий измерить силу монопольной власти. Представляет собой выраженную в процентах долю монопольной добавки в цене товара. В самом общем виде рассчитывается по следующей формуле:
Выражение – это коэффициент Лернера, показывающий относительное превышение цены над предельными затратами и характеризующий, тем самым, монопольную власть. Как видно из последней формулы, коэффициент Лернера оказывается тем ниже, чем эластичнее спрос по цене. При бесконечно эластичном спросе (кривая спроса горизонтальна) он равен нулю, т.е. цена совпадает с предельными затратами, что является признаком совершенной конкуренции.(21)
7. Ценовая дискриминация– продажа одного и того же товара одним и тем же продавцом в один и тот же период времени разным потребителям по разным ценам. Более обобщенно – различия в цене товара, предлагаемой разным потребителям, не обусловленные различием себестоимости данного товара. Фирма-монополист обладает большими возможностями для использования ценовой дискриминации, чем прочие.
8. Ценовая дискриминация I-го рода (абсолютная ценовая дискриминация) -продажа товара каждому потребителю по его цене спроса, однако чаще всего не ниже рыночной цены. Приводит к изъятию продавцом всего излишка потребителя.
9. Ценовая дискриминация II-го рода – продажа разных по количеству единиц продукции партий товара по разным ценам. Цена снижается по мере увеличения количества единиц товара в партии. Выручка продавца растет за счет увеличения скорости оборота товара.
10. Ценовая дискриминация III-го рода – формирование на рынке трех ценовых групп по признаку уровня дохода: основная масса покупателей (товар этой группе продается по рыночной цене); более состоятельные покупатели (товар продается по повышенной цене); менее состоятельные покупатели (товар продается по пониженной цене).
Эластичность спроса более состоятельных покупателей, как правило, ниже средней, поэтому повышение цены для этой категории приносит продавцу дополнительную выручку. Для того, чтобы убедить более состоятельных покупателей заплатить более высокую, чем рыночная, цену за товар, используются следующие основные приемы. 1. Продажа обычных товаров со значительной наценкой в престижных магазинах. 2. Красивая упаковка товара. 3. Продажа с дополнительной услугой (доставка, круглосуточная торговля, дополнительное обслуживание, подарок и т.п.). При этом наценка значительно превышает себестоимость дополнительной услуги.
Эластичность спроса менее состоятельных покупателей, как правило, выше средней, поэтому снижение цены для этой категории также приносит продавцу дополнительную выручку. Для создания данного сегмента рынка обычно используют административные методы. Покупатель, претендующий на льготную цену, должен предъявить удостоверение, справку, или иной документ, подтверждающий принадлежность к группе, имеющей право на скидку.
11. Чистая монополия – состояние рынка, на котором единственная фирма производит и продает уникальный товар.
12. Экономическая монополия –возникает в случае вытеснения с рынка одной фирмой всех прочих производителей в ходе конкурентной борьбы. При этом фирма-монополист не пользуется административными инструментами защиты от конкуренции, а также не обладает никакими неоспоримыми преимуществами по сравнению с фирмами, которые хотели бы войти на данный рынок. Таким образом, экономическая монополия не является устойчивым состоянием рынка.
13. Экономия на масштабе– снижение средних издержек по мере роста масштаба производства, обусловленное тем, что, как правило, издержки крупной фирмы на оплату труда вспомогательного и управленческого персонала, коммунальные платежи, внутренние транспортные расходы, аренду помещения и т.п. ниже, чем у совокупности мелких фирм, выпускающих такое же количество продукции.
14. X-неэффективность – выбор фирмой не самого эффективного решения (варианта поведения) из всех имеющихся. В отличие от конкурентной фирмы, имеющая место x-неэффективность фирмы-монополиста не приводит к ее разорению.