Первый час

 

Служба первого часа есть первая служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы, и, исключая немногие дни в году, всегда совершается сразу же после утрени.

Часы бывают двух типов: с псалмами (трехпсалмные часы) и без псалмов (пасхальные).

Тип трехпсалмных часов в свою очередь разделяется на три подтипа:

1) вседневные,

2) великопостные,

3) великие (под сочельники).

Междочасия же, хотя и представляют собою типы часов, но теперь самостоятелжого значения они не имеют и в число суточных служб не входят. В древности они несомненно входили в круг древних часов.

Молитвословия первого часа находятся в Следованной Псалтири и в Часослове, в конце утрени, на вседневной службе. В конце утрени, после пения: «Утверди Боже…» священник задергивает завесу Царских врат, а чтец читает: «Приидите, поклонимся…» и положенные псалмы первого часа. Если же совершается утреня полиелейная или с великим славословием, то тогда первый час читается после полного отпуста утрени и обычного многолетия.

Первый час, как непосредственно примыкающий к утрене и как бы ее окончательно завершающий, начинается с «Приидите, поклонимся» (трижды).

Затем следует характерное для часов трехпсалмие; в первом часе оно состоит из трех псалмов (5 псалом «Глаголы мои внуши, Господи…», 89 псалом «Господи, прибежище был еси нам…» и 100 псалом «Милость и суд…»).

За трехпсалмием следует «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), опять «Слава» и тропарь празднику или святому, затем «И ныне» — Богородичен: «Что тя наречем…».

Далее следуют стихи из псалма 118 (стихи 133-136 — «Стопы моя направи…», «Избави мя от клеветы…», «Лице Твое просвети…», «Да исполнятся уста моя…»).

Затем «Трисвятое», «Отче наш…» и кондак праздника или святого. «Господи, помилуй» (40 раз), после чего следует общая молитва повечерия, полунощницы и Часов «Иже на всякое время…» За этой молитвой следует троекратное: «Господи, помилуй. Слава, и ныне», потом: «Честнейшую херувим…» «Именем Господним благослови, отче».

Священник, выйдя северными дверьми (в одной епитрахили, чем опять как бы знаменуется смирение Ходатая, как и в чтении молитв светильничных и утренних), говорит: «Боже, ущедри…».

Чтец отвечает: «Аминь».

 

Священник же продолжает молитву, в которой прославляет Христа: «Христе, Свете истинный…».

Хор прославляет Царицу Небесную торжественным гимном «Взбранной Воеводе…». За этой торжественно-благодарственной и победной песнью священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже…» Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

 

Священник говорит отпуст первого часа.

Пение «Взбранной Воеводе» в сущности не относится непосредственно к первому часу (в Уставе его нет), а является кратким молебным добавлением, ставшим неотъемлемой частью последования первого Часа.

В практике имеет место традиция, в силу которой в великие праздники вместо «Взбранной Воеводе…» поется кондак праздника. (Например, 7 января вместо «Взбранной Воеводе» поется «Дева днесь», и т.п.).

Если совершалась вседневная утреня, то на первом часе бывает великий отпуст, если же совершалась утреня с великим славословием или полиелейная, то на первом часе произносится малый отпуст.

При совершении первого часа вспоминается, как сказано в Служебнике, «како Спаситель наш в первый час дне веден бысть в притвор от Каиафы к Пилату, яко злодей благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских обруган и от неправедного судии осужден бысть» (Известие учительное в Служебнике).

Помимо указанных воспоминаний общий характер этой службы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на первом Часе определенные псалмы, в которых излагается утренняя молитва, исполненная упования на Бога и благодарения, в пятом псалме раскрываются свойства врагов, которыми Спаситель был оклеветан и осужден; изображается вечность и неизменность Господа Бога и краткость и изменчивость нашей жизни, подобно утру (Псалом 89). Затем говорится о том, что когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святом граде, то есть небесном Иерусалиме, были одни святые (Псалом 100).

Первый час стоит в начале суточных служб уже в древнейших греческих памятниках VIII века, то есть почти со времени возникновения суточного богослужебного круга. Источники службы первого часа восходят ко временам еще более древним. О молитвенной встрече дня говорит святитель Василий Великий и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы первого часа. Есть сведения о службе первого часа, восходящие ко времени жизни преподобного Саввы Освященного. О соединении первого часа с утреней упоминает Никон Черногорец (XI век). На Западе первый час становится известным с VI века в уставах святого Бенедикта.

В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е.Диаковский, первый час непосредственно примыкает к утрене, а остальные Часы вместе с Изобразительными объединены в особый чин Часов.[24] Отсюда становится ясно, что первый Час органически связан с утреней и что исполнение его идет непосредственно вслед за нею. Для нашего времени эти указания имеют глубоко историческое основание.

Что касается песни «Взбранной Воеводе…», то этот текст, как утверждают некоторые литургисты, принадлежит, по всей вероятности, Георгию Писиде (VII век), ибо им начинается известный акафист Божией Матери, принадлежность которого авторству Георгия Писиды не подлежит сомнению. Историчесие обстоятельства, побудившие Георгия Писиду написать эту песнь и акафист, полагают, были события войны 626 года, когда Византийская империя победоносно отразила от стен столицы соединенные силы азиатских народов, среди которых были и «Тавроскифы» — русские славяне.

К. Никольский придерживается несколько другого мнения. Он говорит, что «Взбранной Воеводе…» составлена греками в то время, когда они избавились от нападения Киевских князей — Аскольда и Дира (866 год), разбитых на своих судах бурею у Константинополя при погружении в море ризы Божией Матери. Князья киевские, пораженные этим чудом, вскоре приняли крещение.