Вопрос №39.Назначение центрального пневматического подвешивания?

Ответ на вопрос №39: Центральное пневматическое подвешивание предназначено для опоры кузова вагона на тележку, подрессоривания кузова относительно тележки, передачи веса вагона на тележку, а также снижения динамических и ударных нагрузок возникающих при движении вагона.

Центральное пневматическое подвешивание моторной тележки состоит из двух пневморессор установленных на центральной балке рамы тележки. Основным элементом пневморессоры является резинокордовая оболочка диафрагменного типа, заполненная воздухом.

Центральное пневматическое подвешивание не моторной (промежуточной) тележки состоит из двух пневморессор установленных на центральной балке рамы тележки. Сверху пневморессор расположена шкворневая балка коробчатого сечения. Кузовные секции вагона с помощью пятников и подпятников устанавливаются на опоры шкворневой балки и фиксируются шкворнями.

Вопрос №40:Назначение надбуксового подвешивания?

Ответ на вопрос №40: Надбуксовое подвешивание служит для подрессоривания рамы тележки относительно колесных пар и пути, передачи тяговых и тормозных усилий и фиксации колесной пары относительно рамы тележки. Подрессоривание производится с помощью пружин.

Вопрос №41.Назначение и типы гидравлических амортизаторов?

Ответ на вопрос №41: Гидравлический гаситель колебаний (амортизатор) кузовной предназначен для гашения колебаний кузова возникающих при работе пневморессорного подвешивания.

Гидравлический гаситель колебаний буксовый предназначен для гашения колебаний возникающих между колесными парами и рамой тележки.

Гашение колебаний происходит дросселированием жидкости через отверстия клапанных блоков в поршне и днище цилиндра.

На моторных тележках установлено два кузовных (по одному с каждой стороны) и четыре буксовых амортизатора (по два с каждой стороны).

На не моторных тележках установлено четыре кузовных (по два с каждой стороны) и четыре буксовых амортизатора (по два с каждой стороны).

Амортизаторы устанавливаются вертикально с помощью крепежных элементов.

На вагонах модели 81-760/761 есть кузовные гасители колебаний, которые располагаются горизонтально и гасят колебания кузова вправо, влево.

Вопрос №42.Назначение, типы и составные элементы колесной пары?

Ответ на вопрос №42: Колесные пары воспринимают нагрузку вагона и направляют его по рельсовому пути. Наряду с постоянно действующей нагрузкой от веса вагона и пассажиров колесные пары испытывают динамические усилия - вертикальные удары от стыков и неровностей пути и горизонтальные усилия при прохождении кривых участков пути. Колесные пары являются одним из основных узлов ходовых частей и всего подвагонного оборудования.

По типу колесные пары вагонов модели «Русич» являются цельнокатаными.

Колесные пары моторной тележки состоят из оси, двух цельнокатаных колес, букс, передаточного механизма и редуктора.

Колесные пары не моторной тележки состоят из оси, двух цельнокатаных колес и 2-х букс. Диаметр колес может быть от 810 до 860 мм.

Вопрос №43. Назначение редукторного узла?

Ответ на 43-й вопрос. Редукторный узел предназначен для снижения скорости вращения колес относительно скорости вращения вала тягового двигателя. Редукторный узел передает вращение с вала тягового двигателя через компенсационную муфту, через малую, промежуточную и большую шестерню, через передаточное устройство на ось колесной пары с учетом передаточного числа. Передаточное число равно 5,5, оно показывает во сколько раз колесо вращается медленнее вала двигателя. За 5,5 оборотов вала двигателя колесо обернется один раз.

Вопрос №44. Назначение буксового узла?

Ответ на 44-ый вопрос. Буксовый узел предназначен для передачи вертикальной нагрузки с рамы тележки на ось колесной пары и в конечном итоге на рельсы. Для передачи тяговых и тормозных усилий с оси колесной пары на раму тележки. Для надбуксового (пружинного) подрессоривания тележки относительно колесной пары. Для крепления бруса токоприемника. Для заземления всех проводов, требующих заземления через ЗУМ (заземляющее устройство моторов).

Вопрос №45.Назначение компенсационной муфты?

Ответ на 45-ый вопрос. Компенсационная муфта предназначена для смягчения тяговых и тормозных рывков возникающих между валом двигателя и валом малой шестерни, а также для передачи вращательного момента с вала двигателя на вал малой шестерни при возможной несоосности осей валов.

Вопрос №46. Количество тяговых двигателей на вагоне. Их назначение?

Ответ на 46-ой вопрос. На вагоне модели «Русич» используются 4-ре тяговых двигателя на двух моторных тележках. Тяговые двигатели предназначены для преобразования электрической энергии в механическую энергию вращения вала двигателя.

Вопрос №47. Назначение стояночного тормоза?

Ответ на 47-ой вопрос. Стояночный тормоз предназначен для предотвращения скатывания (удержания) состава на уклоне при отпуске пневматических тормозов. Каждая колесная пара оборудована стояночным тормозом. Стояночные тормоза всего состава можно включить тумблером в головной кабине. Стояночный тормоз одного вагона можно включить через монитор машиниста. При выходе воздуха из напорной магистрали, стояночный тормоз включается автоматически. Один вагон с включенным стояночным тормозом должен не скатываться на уклоне 60‰ (руководящий уклон).

Вопрос №48. Назначение комбинированной автосцепки. Почему её называют комбинированной?

Ответ на 48-ой вопрос. Автосцепка предназначена для механического соединения вагонов между собой, для передачи тяговых и тормозных усилий, для смягчения ударных и тяговых рывков. Автосцепка называется комбинированной, потому что кроме механического соединения вагонов, можно через автосцепку произвести пневматическое соединение тормозной и напорной магистрали, а также электрическое соединение поездных электрических проводов.

Вопрос №49. Назначение рычажно-тормозной передачи?

Ответ на 49-ый вопрос. Рычажно-тормозная передача предназначена для передачи тормозного усилия со штока тормозного цилиндра на тормозную колодку с учетом передаточного числа 3,5.

Передаточное число показывает во сколько раз тормозное усилие на штоке тормозного цилиндра меньше тормозного усилия прижатия тормозной колодки к колесу.

Вопрос №50. Понятие пневматического оборудования?

Ответ на 50-ый вопрос. К пневматическому оборудованию относится оборудование работающее на сжатых газах. Работа пневматического оборудования происходит за счет разницы давлений.

Вопрос №51.Какие магистрали входят в пневматическое оборудование вагона?

Ответ на 51-ый вопрос. В пневматическое оборудование входят 8-мь магистралей: напорная, тормозная, дверная, магистраль тормозных цилиндров, магистраль управления стояночным тормозом, автостопная, магистраль управления пневморессорным подвешиванием, магистраль управления токоприемниками и торцевыми дверями.

Вопрос №52.Назначение компрессорного агрегата?

Ответ на 52-ой вопрос. Компрессорный агрегат состоит из следующих самостоятельных аппаратов: 2-х шумоглушительных трубок, 2-х всасывающих фильтров, мотор-компрессора и двухконтурного радиатора охлаждения.

Вопрос №53.Назначение осушителя и обратных клапанов?

Ответ на 53-ий вопрос. Осушитель предназначен для осушения сжатого воздуха после мотор-компрессора. Осушение производится путем поглощения влаги гранулами алюмосиликата. Гранулы при этом набухают. Затем набухшие гранулы нагревают, и вода отделяется и выбрасывается наружу. Гранулы алюмосиликата при этом высыхают и опять готовы к работе.

Обратный клапан пропускает воздух только в одном направлении. На вагоне установлены два обратных клапана. Один (большой) установлен перед главным резервуаром и служитдля предотвращения выхода воздуха из главного резервуара обратно в атмосферу, когда выключился мотор-компрессор. Кроме того это облегчает повторный пуск мотор-компрессора. Второй (малый) обратный клапан установлен перед запасным резервуаром, он удерживает воздух в запасном резервуаре, если вдруг будет утечка воздуха из напорной магистрали. Запертый обратным клапаном воздух из запасного резервуара будет использоваться для подачи давления в тормозные цилиндры.

Вопрос №54. Назначение и типы разобщительных кранов?

Ответ на 54-ый вопрос. Разобщительные краны предназначены для перекрытия воздушных трубопроводов. Краны могут быть двух ходовые, трех ходовые и четырех ходовые. Двух ходовые краны просто перекрывают проход воздуха по трубе. Трех ходовые имеют три отверстия. Они перекрывают проход воздуха и подключают одну из труб к атмосфере или переводят проход воздуха из одной трубы в другую. Четырех ходовые краны используются для пневматического включения и выключения электроконтактной коробки.

Вопрос №55. Назначение редуктора №348, делителей давления?

Ответ на 55-ый вопрос. Редуктор №348 предназначен для понижения давления подаваемого из напорной магистрали и поддержания на выходе этого давления на постоянном уровне. Может регулироваться на разные выходные давления. На вагонах модели «Русич» используется в дверной магистрали. Из напорной магистрали поступает изменяющееся давление от 6,3 – 8,2 атмосферы, а в дверную магистраль из регулятора давления поступает воздух с постоянным давлением 6 атмосфер.

Делители давления отличаются от редуктора №348 тем, что у них и на входе и на выходе давление изменяется. Давление на выходе составляет какой-то процент от давления на входе (например 30%). Используются делители давления в БЭПП (блок электропневматических приборов), для подачи нужного давления в тормозные цилиндры по сигналу от компьютера. Давление в тормозных цилиндрах изменяется в зависимости от загрузки пассажирами.

Вопрос №56. Назначение регулятора давления?

Ответ на 56-ой вопрос. Регулятор давления предназначен для автоматического включения и отключения мотор-компрессора. Регулируется на отключение мотор-компрессора при давлении 8,2 атмосфер и на включение при давлении 6,3 атмосферы. На вагонах модели «Русич» включение и отключение мотор-компрессора производится от компьютера, который получает информацию о давлении в напорной магистрали от датчиков давления. Регулятор давления в работе не участвует, он как бы находится в резерве. Он начнет работать только, если будет сбой в работе компьютера.

Вопрос №57. Назначение предохранительного клапана?

Ответ на 57-ой вопрос. Предохранительный клапан предназначен для сброса воздуха из трубопровода и понижения давления, чтобы не произошло разрыва или повреждения пневматических устройств, в случае превышения установленного давления. На составах модели «Русич» установлены два предохранительных клапана. Один установлен между мотор-компрессором и осушителем. Он предназначен для предохранения мотор-компрессора от поломки в случае, если из-за того, что замерзла вода в осушителе, давление перед поршнями компрессора будет подниматься до 10 атмосфер, тогда сработает предохранительный клапан. Второй предохранительный клапан установлен перед главным резервуаром. Он срабатывает при давлении в напорной магистрали 9 атмосфер и защищает главный резервуар и воздухопроводы от разрыва в случае, если по каким-либо причинам мотор-компрессор нормально не отключится.

Вопрос №58. Назначение крана машиниста условный №013?

Ответ на 58-ой вопрос. Кран машиниста имеет 6-ть положений. Каждому положению соответствует определенное давление в тормозной магистрали. Кран машиниста работает в двух режимах – автоматическом и ручном. В автоматическом режиме кран машиниста поддерживает давление в тормозной магистрали на уровне 3-х атмосфер, ручка крана находится в 6-ом положении, при этом воздухораспределитель каждого вагона готов к немедленному заполнению воздухом тормозных цилиндров. Когда машинист включает на пульте тумблер «ТОРМОЗ ЭКСТРЕННЫЙ», то сразу на всех вагонах одновременно из воздухораспределителей воздух поступает в тормозные цилиндры. Когда кран машиниста работает в ручном режиме, то он поддерживает в тормозной магистрали давление 5 атмосфер, ручка крана находится во втором положении. Когда нужно тормозить пневматическим тормозом, то машинист ставит ручку крана машиниста в одно из тормозных положений (это 3-е, 4-е, 5-е, 6-е положения). При этом тормозная магистраль состава разряжается через кран машиниста. В каждом вагоне воздухораспределитель считывает информацию, что снижается давление в тормозной магистрали и подает воздух в тормозные цилиндры. Давление в тормозных цилиндрах будет зависеть от величины давления в тормозной магистрали, т.е. от положения ручки крана машиниста. Поскольку кран машиниста разряжает тормозную магистраль только в головном вагоне, то давление в тормозной магистрали других вагонов будет снижаться последовательно: сначала в головном вагоне, затем во втором, затем в третьем и так далее. Поэтому, воздухораспределители также будут срабатывать не все сразу, как в автоматическом режиме, а друг за другом. Это называется тормозной волной.

В ручном режиме кран машиниста предназначен для управления пневматическими тормозами, путем изменения давления в тормозной магистрали.

Вопрос №59.Назначение тормозного воздухораспределителя?

Ответ на 59-ый вопрос. Тормозной воздухораспределитель в ручном режиме предназначен для производства пневматического торможения и отпуска тормозов по командам из тормозной магистрали (ТМ). В ручном режиме в тормозной магистрали должно быть давление 5 атмосфер (устанавливается краном машиниста). При снижении этого давления, тормозной воздухораспределитель подает воздух в тормозные цилиндры (ТЦ). Давление в ТЦ будет пропорционально изменяться в зависимости от изменения давления в тормозной магистрали. При давлении в ТМ 3 атмосферы, в ТЦбудет максимальное давление 2,5 атм. При работе в автоматическом режиме, в ТМ заранее устанавливается давление 3 атм. Воздухораспределитель срабатывает на тормоз, но на трубе от воздухораспределителя к тормозным цилиндрам установлен электропневматический клапан (ВТБ), который закрыт и поэтому пневматического торможения не будет. Но если с клапана снять питание (например включив тумблер «Тормоз экстренный»), то клапан открывается и воздух из заторможенного воздухораспределителя идет в ТЦ. Это происходит одновременно во всех вагонах поезда. Тормозной воздухораспределитель входит в зону влияния БЭПП.

Вопрос №60. Назначение БЭПП, БУСТ, РПК?

Ответ на 60-ый вопрос. Блок электропневматических приборов БЭПП предназначен для производствавсех видов пневматического торможения и отпуска тормозов. Блок управления стояночными тормозами БУСТпредназначен для переключения стояночных тормозов из положения ОТПУСК в положение ТОРМОЗ и обратно. Команда на переключение приходит из головной кабины путем переключения машинистом тумблера на вспомогательном пульте управления. У тумблера два положения: ТОРМОЗ и ОТПУСК. Регулятор положения кузова РПК предназначен для поддержания постоянного расстояния между кузовом вагона и тележкой, путем подачи или сброса воздуха из подушек пневмоподвешивания в зависимости от загрузки вагона пассажирами.

Вопрос №61. Назначение срывного клапана автостопа и крана К-35?

Ответ на 61-ый вопрос. Срывной клапан предназначен для принудительной остановки экстренным тормозом состава, который проехал запрещающее показание светофора. Скоба срывного клапана поворачивается, соприкасаясь с поднятым в заграждающее положение автостопом. Через срывной клапан начинает разряжаться тормозная магистраль, в то же самое время тормозная магистраль заряжается через кран машиниста, поэтому давление в тормозной магистрали снижается незначительно с 3-х атмосфер до 2,7 атм. Специальные датчики (Д-115) считывают снижение давления в тормозной магистрали и посылают эту информацию в компьютер, который дает команду в каждом вагоне включить пневматические тормоза и отключить тяговые двигатели. Срывной клапан может сработать при проследовании инерционного автостопа со скоростью более 10 км/час, а также при проследовании постоянной шины автостопа перед препятствием. Опломбированный кран К-35 стоит в кабине машиниста на трубопроводе из тормозной магистрали к срывному клапану, если этот кран перекрыть, то при сработке срывного клапана не будет разряжаться тормозная магистраль, а значит, не будет торможения. Кран используется при неисправности срывного клапана. Если отключили кран К-35, то надо ограничить скорость движения до 35 км/час.

Вопрос №62. Назначение клапана быстродействующего.

Ответ на 62-ой вопрос. Клапан быстродействующий установлен между двумя подушками пневмоподвешивания (пневморессорами). Если одна из подушек порвется, то, чтобы вагон не перекосило и он не вышел из габарита, клапан открывается и сбрасывает давление из второй подушки. Клапан срабатывает при разнице давления в подушках 1,5 атмосферы.

Вопрос №63.Назначение тайфуна и стеклоочистителя?

Ответ на 63-й вопрос. Пневматический тайфун(гудок) предназначен для подачи звуковых сигналов. Может включаться, как педалью в полу, так и электрической кнопкой на пульте машиниста. Стеклоочиститель имеет электрический привод. Включается импульсной кнопкой с пульта. Одно нажатие на кнопку вызовет однократное движение дворника стеклоочистителя, повторное нажатие на кнопку вызовет медленную работу стеклоочистителя, третье нажатие на кнопку вызовет быструю работу стеклоочистителя, четвертое нажатие на кнопку вызовет остановку работы стеклоочистителя. Кроме стеклоочистителя, имеется омыватель. Импульсной кнопкой «омыватель»включается помпа и из бачка с водой, расположенного на полу, на стекло поступает струя воды, вместе с помпой автоматически будет работать и стеклоочиститель. Пока держим кнопку нажатой, будет поступать вода и работать стеклоочитститель.

Вопрос №64. Какие электрические схемы применяются на вагоне метрополитена?

Ответ на 64-ый вопрос. Силовая(высоковольтная, в нее входят тяговые двигатели), управления (низковольтная схема, управляющая электрическими аппаратами, производящими переключения в силовой схеме), схема вспомогательных цепей – это электрическая схема, не имеющая отношение к тяговым двигателям. Схема вспомогательных цепей делится на высоковольтную (питает кондиционеры, мотор-компрессоры, ИПП) и низковольтную, которая питает двери, белые и красные фары, гудок, стеклоочиститель, индикаторные лампы.

Вопрос №65. Назначение силовой, земляной коробки и блока распределительного устройства (БРУ), зарядного контактора, БУТП, БВ?

Ответ на 65-ый вопрос.

Силовая коробка предназначена для соединения всех 4-х кабелей от токоприемников вагона в один кабель идущий в силовую схему вагона.

Земляная коробка объединяет все провода требующие заземления и подсоединяет их к ЗУМу (заземляющему устройству моторов) на буксе.

БРУ(блок распределительного устройства) – это аппарат, включающий в себя трехполюсный рубильник для ручного отключения силовой схемы с двигателями от токоприемников (1-ый полюс – подвижный нож, 2- ой полюс это неподвижные пружинные зажимы и 3-й полюс - заземляющий контакт), главный предохранитель (плавкий), плавкие предохранители (вставки) кондиционера и ПСН (то же ИПП) (преобразователь собственных нужд, он преобразует постоянное напряжение контактногорельса в переменное напряжение, понижает и стабилизирует напряжение контрактного рельса до напряжения 550 Вольт, понижает напряжение до 80 Вольт выпрямляет его до постоянного и производит заряд аккумуляторных батарей), порошковый автоматический огнетушитель).

Зарядный контактор автоматически включается при подаче высокого напряжения от контактного рельса и производит зарядку ЗАРЯДНОГО конденсатора в силовой схеме через зарядное сопротивление (для отграничения тока). После заряда конденсатора до 500 Вольт, автоматически включается линейный контактор, который помимо зарядного контактора подводит высокое напряжение к двигателям, а зарядный контактор отключается.

БУТП – блок управления тяговым приводом. Является промежуточным звеном между компьютером (БКПУ – бортовой компьютер поездногоуправления. БКВУ – бортовой компьютер вагонногоуправления. Они дают команду БУТП, который заставляет силовую схему менять направление вращения двигателей, давать ход или тормоз, отключать БВ) и инвертором.

БВ – быстродействующий выключатель. Защищает силовую схему вагона от больших токов. Может отключаться самостоятельно при превышении силового тока вагона и по команде от компьютера, а также при превышении напряжения на контактном рельсе свыше 1050 Вольт. Используются быстродействующие выключатели фирмы “SASHERON”. Силовые контакты этого аппарата находятся в масляной ванне. Масло гасит электрическую дугу, возникающую при размыкании силовых контактов. По принципу действия является электромагнитным контактором.

Вопрос №66. Назначение токоприемника, тормозного резистора?

Ответ на 66-ой вопрос. Токоприемники предназначены для бесперебойного токосъема с контактного рельса при любых допустимых скоростях и атмосферных условиях. На вагоне 4-ре токоприемника с пневматическим и ручным отжатием башмаков от контактного рельса. На токоприемнике есть палец для подключения передвижного кабеля (удочки) в депо. Токоприемник крепится на стеклопластиковом брусе, закрепленном в кронштейнах букс.

Тормозной резистор (тормозное сопротивление) предназначен для гашения электрического тока, вырабатываемого генераторами (двигателями) при электродинамическом торможении, когда отключен режим рекуперации.

При этом тормозное сопротивление нагревается и поэтому обдувается вентилятором. Рекуперация – возвращение в контактную сеть электроэнергии, вырабатываемой при электродинамическом торможении. Вопрос №67. Назначение инвертора?

Ответ на 67-ой вопрос. Инвертор предназначен для преобразования высокого напряжения постоянного тока с контактного рельса в трехфазное переменное напряжение для питания асинхронных тяговых двигателей.

Вопрос №68.Назначение монитора машиниста, цифрового информационного комплекса (ЦИК)?

Ответ на 68-ой вопрос. На основном пульте машиниста, слева направо располагаются: монитор видеонаблюдения (от видеокамер, вместо зеркал), мониторы ЦИК, монитор МФДУ (многофункциональный дисплей управления).

На мониторе ЦИК отражены два монитора: монитор скоростемера (на нем показывается скорость поезда в виде шкалы со стрелкой и в виде цифр, а также показание АЛС), на втором мониторе отражен текст, который будет объявлять радиоинформатор. Курсором можно выделить тот текст, который нам нужен для объявления пассажирам.

Вопрос №69.Назначение линейного контактора.

Ответ на 69-ый вопрос. Линейный контактор это устройство предназначенное для автоматического отключения и подключения силовой схемы с тяговыми двигателями к контактному рельсу. При подходе под контактный рельс сначала включается зарядный контактор, который через зарядное сопротивление заряжает зарядный конденсатор. Когда зарядный конденсатор зарядится до напряжения 370 Вольт, автоматически включается линейный контактор, а зарядный контактор отключается. Теперь электричество к тяговым двигателям идет без зарядного сопротивления. При торможении без рекуперации, линейный контактор также отключает двигатели от контактного рельса.

Вопрос №70.Аккумуляторные батареи, источники питания дополнительные (ИПП)?

Ответ на 70-ый вопрос. ИПП(источник питания программируемый) или ПСН (преобразователь собственных нужд) предназначен для преобразования постоянного напряжения контактного рельса в переменное напряжение, его понижения для питания ламп освещения салона вагона, понижения и выпрямления для зарядки постоянным током аккумуляторных батарей вагона во время работы на линии.

Аккумуляторные батареи предназначены для питания низковольтной аппаратуры вагона. На вагонах метрополитена модели 81-760/761используют щелочные никель-кадмиевые аккумуляторные батареи марки 58KGL70P. Они располагаются в металлическом ящике под вагоном с левой стороны. В качестве электролита используется смесь гидроксидов натрия, калия и лития. Плотность электролита 1,12 г/литр. Передняя крышка ящика запирается на трехгранный замок. Внутри ящика, кроме 56 аккумуляторных банок, установлен плавкий предохранитель, светодиодный фонарь освещения и порошковый автоматический огнетушитель. Все электрические контакты банок соединяются последовательно плоскими перемычками, выдавая общее напряжение 67,2 Вольта. Номинальная емкость батареи 70 ампер/час. Ток короткого замыкания составляет достигает 600 Ампер. Каждая банка в пластиковом корпусе выдает 1,2 Вольта. Срок службы аккумуляторной батареи – 10 лет. Снаружи, на передней стенке металлического ящика, вертикально установлены три светодиода. Нормально они все должны светиться зеленым цветом. Если верхний светодиод загорелся красным цветом, это значит, что напряжение на батарее снизилось ниже разрешенной нормы. Если средний светодиод загорелся красным светом, это значит, что внутри ящика перегорел плавкий предохранитель. Если нижний светодиод загорелся красным цветом, это значит, что не заперта на замок крышка ящика. Аккумуляторные батареи каждого вагона подключены к общему поездному проводу, что позволяет включать низковольтную аппаратуру любого вагона даже, если включена одна любая батарея на составе. Кроме того, если на вагоне выйдет из строя ПСН – преобразователь собственных нужд (устройство заряжающее батарею своего вагона от контактной сети), то батарея может заряжаться по общему проводу от батарей других вагонов. ПСН, кроме того питает кондиционер, компрессорный агрегат, освещение вагона, осушитель.

Вопрос №71. Назначение контроллера машиниста?

Ответ на вопрос №71. Контроллер машиниста имеет 8-мь положений: ход-1, ход-2, ход-3, ход-4, выбег, тормоз-1, тормоз-2,тормоз-3. Контроллер машиниста предназначен для подачи в БКПУ (бортовой компьютер поездного управления) сигнала о выбранном машинистом положении рукоятки управления. Каждому ходовому или тормозному положению соответствует определенная сила тяги или торможения.

Вопрос №72. Условные графические обозначения аппаратов, машин, приборов и виды электрических соединений?

Ответ на вопрос №72. Соединения проводов, на схеме обозначаются точкой в месте пересечения линий. Если точки нет, то это значит провода пересекаются в разных уровнях и не соединены. Электрические контакты могут быть замыкающими и размыкающими. Первоначально не электрической схеме контакты изображены в состоянии, когда устройство выключено (не имеет питания). Катушки реле изображены в одном месте схемы, а их контакты в другом. Есть реле, которые размыкают свои контакты не сразу после снятия эл. питания с катушки реле, а через некоторое время, т.е. работают с задержкой времени на отключение. Резистором называется деталь обладающая сопротивлением электрическому току. Величина сопротивления обозначается в Омах. Ом это фамилия физика, поэтому пишется с большой буквы. Резистор переменного сопротивления называется реостатом. На составе электрические провода собраны в жгуты и помещены трубы для защиты от повреждений. Такие трубы называются кондуитами. Предохранители могут быть плавкими и автоматическими. Плавкие предохранители, перегорая разрывают цепь и выходят из строя. Автоматические предохранители выполнены, как выключатели. В отличии от выключателей, они могут отключаться автоматически из-за большого тока. При отключении, хвостовик автоматического предохранителя поворачивается и занимает нижнее положение. Для повторного включения необходимо вручную повернуть хвостовик вверх. Диод– это электрическая деталь, которая пропускают электрический ток только в одном направлении. В схеме диоды изображаются в виде стрелки, указывающей в каком направлении диод пропускает электрический ток. Тиристором называется управляемый диод. Тиристор, как и диод, пропускает электрический ток только в одном направлении, но делает это только, когда на управляющий электрод подано напряжение. Если управляющее напряжение не подано, то тиристор вообще не пропускает электрический ток ни в одну сторону. Тиристор используется для пропуска импульсов тока. На управляющий электрод от компьютера подаются управляющие импульсы разной продолжительности и частоты. Это позволяет пропускать не весь ток, а только частично, в зависимости от длительности импульса и частоты импульсов в единицу времени. Конденсаторне пропускает постоянный ток, а переменный пропускает и тем больше, чем выше частота тока и чем больше емкость конденсатора. Емкость конденсатора выражается в Фарадах. Фарада это большая величина. Поэтому берут тысячную долю Фарады, она называется микрофарада. Миллионная доля Фарады называется пикофарада. Частота колебаний переменного электрического тока измеряется в Герцах. Частота переменного тока в розетке равна 50-ти Герцам, т.е. в секунду направление тока изменится 50 раз. Напряжение (потенциал) электрического тока измеряется в Вольтах. 1000 Вольт = 1 килоВольт. Величина электрического тока (сила тока) измеряется в Амперах. 1 Ампер (А) : 1000 = 1 миллиампер. Катушка индуктивности представляет из себя проволоку намотанную в спираль в виде катушки. В катушку можно вставить железный сердечник. При прохождении электрического тока через катушку, сердечник намагничивается. В зависимости от количества витков проволоки у катушки индуктивности может быть разная величина индуктивности (способность намагничивать сердечник). Индуктивность катушки индуктивности измеряется в Генри. Если электрический ток постоянный, то он довольно легко проходит через катушку, а вот для переменного тока катушка индуктивности будет являться сопротивлением и величина этого сопротивления будет зависеть от частоты переменного тока и величины индуктивности. Чем выше частота тока и больше индуктивность, тем большим сопротивлением для прохождения тока будет обладать катушка индуктивности. Емкостное сопротивление конденсатора и индуктивное сопротивление катушки называются реактивным сопротивлением. Резисторы, величина сопротивления которых остается постоянной в цепях постоянного и переменного тока, называются активными сопротивлениями. При прохождении эл. тока через активное сопротивление, последнее нагревается.

Закон Ома для участка электрической цепи гласит:

ток, проходящий по электрической цепи прямо пропорционален напряжению и обратно пропорционален сопротивлению цепи.

I= отсюда U=I R и R=

Где I (звучит, как русское И) это ток в Амперах.

U (звучит, как русское У) это напряжение в Вольтах.

R (звучит, как русское ЭР) это сопротивление в Омах.