Воспитание и обучение умственно отсталых детей в Германии, Англии, Франции и др.

В Англии все дети, начиная с 5-летнего возраста, направляются в обычные школы. Если в течение 1,5—2 лет они не усваивают программу, то с подробной характеристикой учителя направляются к психоневрологу, а также исследуются психологом. Показателем неуспеваемости считают то, что ребенок не научился считать к 7 годам. Психологи исследуют ребенка с помощью тестов. Если у детей в 6 лет обнаруживаются явные черты умственной отсталости, то они сразу направляются в специальные школы. Таким образом, обучение умственно отсталых начинается с 6—7 лет. В Англии, как и в США, расширено само понятие умственной отсталости. В него включают детей с педагогической запущенностью, малоразвитых, с замедленным психофизическим развитием и т. д. Во Франции отбор умственно отсталых детей в специальные школы осуществляется медико-педагогическими комиссиями, всю работу которых организует старший школьный инспектор. В состав комиссии входят также директор специальной школы, воспитатель, врач, психолог. Для обследования используются тесты. В то же время имеют место тенденции к изучению качественного своеобразия развития детей.

3. История воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта в России.

Воспитание и обучение детей в России во второй половине XIX начала - XX века. Роль общественного движения в организации мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных в конце XIX в. Приюты, вспомогательные классы и школы для умственных отсталых детей в конце XIX-XX вв. 1854 годФридрих Пляц – открытие лечебно-профилактического заведения для малоспособных и идиотов по системе Сегена. Была система военных прогимназий, где наряду с отстающими детьми учились дети с УО. Количество уо детей росло, но попыток в организации помощи, обучения и воспитания не предпринималось. 1882 – супруги Маляревские в Петербурге открывают частное платное учреждение для аномальных детей: уо, эпилептики, психические больные и т.д. До Октябрьской революции общественность в лице передовых мыслителей, философов, педагогов и медиков высказывалась за осуществление мероприятий по призрению, лечению и воспитанию слабоумных. Особо значимыми были взгляды А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. Именно Н.А.Добролюбов раскрыл положение «малоспособных», призывал проявлять терпимость к ним и опубликовал первую статью в истории олигофренопедагогики.Деятельность Е.К. Грачевой, В.П. Кащенко.Е. К. Грачевой удалось создать первые в России приюты для детей-идиотов и эпилептиков (1895г. - в Петербурге, на Белозерской; 1902г. - в Курской губернии; 1905г. - в Москве; 1907г. - в Вятке). Книга «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-инвалидов и эпилептиков» явилась первым учебным пособием о воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития. В. П. Кащенко (1870-1943) был одним из активных участников организации системы обучения и воспитания аномальных детей. Его мировоззрение формировалось в процессе посещения революционных кружков. В 1908г. он открывает школу-санаторий для аномальных детей в Москве, на Погодинской улице. Школа-санаторий для дефективных детей доктора В. П. Кащенко в то время была первым лечебно-воспитательным учреждением, где путем лечения (оздоровления), воспитания и обучения исправлялись (корригировались) недостатки развития детей, их готовили к полезной жизни, труду. Это был один из первых научно-методических центров по вопросам обучения и воспитания детей с различными нарушениями ЦНС.

Становление и развитие теории и практики специального образования в годы советской власти (1917-1940 гг.). Новые принципы общественной помощи аномальным детям. Мероприятия Советского правительства по организационному укреплению вспомогательной школы.после 1917г. начинается создание государственной системы народного образования. Вырабатываются пути борьбы с безграмотностью, беспризорностью, дефективностью. Первый Всероссийский съезд представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (15 июня 1918г.). – вопрос о борьбе с детской дефективностью, об изучении ее природы, о создании научных дефектологических центров. Организуется Институт дефективного детства, который должен был изучать, исследовать детскую дефективность, готовить кадры для обучения и воспитания дефективных детей. Москва становится центром преобразования системы вспомогательного обучения. В.П.Кащенко передает свою школу Наркомпросу, создается Дом изучения ребенка, в дальнейшем - Медико-педагогическая клиника (станция), научно-методический центр Наркомпроса в области изучения дефективности. Значимыми в дефектологии считаются 1919-1920 годы, так как в этот период много было сделано в социальном обеспечении воспитанников детских учреждений, совершенствовании учебно-воспитательного процесса. После 1920 года открытие и развитие дефектологического отделения МГУ. Улучшается качество работы вспомогательных школ, особенно в Москве и Петрограде. Создаются новые учебные планы, программы. Особое значение придается «психической ортопедии», осуществляющей коррекцию недостатков психического развития. В учебном плане появились такие предметы, как физическая культура, рисование, пение, ручной труд. Появляется распоряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения». Педологические извращения в деятельности вспомогательной школы.Вместо поисков индивидуальных путей оказания помощи неуспевающим детям педагоги путем тестового метода старались доказать наследственную и социальную обусловленность их отставания. На деле это приводило к тому, что некоторые педагоги ослабили борьбу за повышение эффективности урока, перестали работать над преодолением неуспеваемости детей, направляя многих из них во вспомогательные школы. Тестовая методика, которой пользовались при комплектовании вспомогательных школ, способствовала проникновению в эти школы детей, не являющихся умственно отсталыми.

Деятельность Л. С. Выготского.Научная исследовательская деятельность. Лаборатория психологии аномального детства.Теория психического развития, которую Выготский разработал, изучая нормального ребенка, легла в основу исследований аномального детства. Ученый обнаружил, что общие законы развития ребенка прослеживаются и в развитии аномальных детей.Установление единства психологических закономерностей нормальных детей и детей с отклонениями развития позволило Выготскому обосновать общую идею развития личности аномального ребенка. Исследователь показал, что развиваются не только отдельные стороны личности и сознания, но и сами отношения между ними. У аномального ребенка все эти отношения весьма своеобразны. Они развиваются с иными сроками, темпом и качеством, сопровождаясь для каждого этапа и у каждого типа аномального развития образованием специфической структуры. На анализе различных вариантов структуры дефекта Выготский обнаружил своеобразное соотношение интеллекта и аффекта, низших и высших психических функций. Советская вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой отечественной войны, в послевоенное время и на современном этапе.Обеспечение кровом и уходом во время войны, открытие детских домов, эвакуация. В школахновые учебные планы 42/43 гг. – увеличение трудового обучения, введение сельскохозяйственного обучения, военно-физической подготовки, мастерские – нужды тыла и фронта. Выпускники школ воюют наравне со здоровыми людьми. Научно-исследовательская работа во время ВОВ. 46 год – после- расширение системы спецшкол, учебно-производственных мастерских, вводится обязательное общеобразовательное обучение для УО детей. 1954 – удвоение числа школ. 1971 – государственный комитет по изучению олигофрении. 1965 – выпуск книги Шиф как методики обучения и воспитания. Дульнев – трудовое обучение, значение. Учитель Смирнова выпускает книгу из своего опыта работы – научно-педагогическое обобщение.Современный этап развития вспомогательной школы.Современный уровень клинического и психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей и дифференциальной диагностики дает возможность рано выявить патологию в развитии ребенка и раньше проводить медико-педагогические мероприятия по коррекции патологии развития. В связи с этим в нашей стране растет система специальных дошкольных учреждений для детей с рано выявленной патологией психического развития. Одни воспитанники этих дошкольных учреждений, достигнув школьного возраста, направляются во вспомогательные школы; те, чьи недостатки развития имели временный характер и были ослаблены или преодолены в специальном дошкольном учреждении, зачисляются в массовые школы. Требования ФГОС – включение детей в социокультурную жизнь, умение применять полученные знания. Введение типов обучения и интеграции детей в ОУ.

 

4. Научно-организационные основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

Особенности организации образовательного процесса с умственно отсталыми школьниками в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Образовательный процесс в классах для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости осуществляется в соответствии с учебным планом и программами и рассчитан на 9-летний срок обучения. Учебный план состоит из пяти частей: общеобразовательные курсы, трудовая подготовка, коррекционная подготовка, обязательные занятия по выбору и факультативные курсы. Коррекционная подготовка направлена на решение специальной задачи коррекции имеющихся у учащихся нарушений психофизического развития. К коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия по предметно-практической деятельности, социально-бытовой ориентировке и музыкально-ритмические занятия, в старших– по социально-бытовой ориентировке и развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Организационные формы работы во вспомогательной школе: индивидуальная, групповая, фронтальная.В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные. Фронтальное - учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы, не рассчитан на учет их индивидуальных различий. Ориентирован на среднего ученика. При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые-постоянных групп учащихся. При бригадной форме - сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы. Дифференцированно-групповая - объединение учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий. Урок, его общая структура.Урок - это такая организационная форма обучения, при которой Учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы Учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета Посредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников. Структура: - организационный момент и подготовка к уроку; -организация учебной деятельности; - проверка домашнего задания; - повторение ранее изученного материала; - подготовка к восприятию нового материала; - изучение новых знаний; - коррекция в процессе получения новых знаний; - закрепление нового материала; - подведение итогов; - объявление домашнего задания; - вывод из урока.

Типы уроков во вспомогательной школе.Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности. Пропедевтический (подготовка к усвоению новых знаний), уроки изучения, совершенствования, закрепления, обобщения и систематизации, проверки и оценки знаний, комбинированный урок.Особенности проведения разных типов уроков в специальной (коррекционной) школе VIII вида.«Каждый тип урока в комплексе осуществляет цели и задачи изучения истории как учебного предмета, но в то же время способствует и наиболее интенсивному решению той или иной стороны процесса обучения, открывает в одних случаях возможность сообщить большую по объему, насыщенную эмоциональным или теоретическим содержанием информацию за счет сокращения или полного отказа от других структурных элементов урока, в других – отдается предпочтение тому типу урока, объем и характер учебной информации которого позволяет учителю организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся» Учитель истории в специальной (коррекционной) школе должен рационально применять различные типы уроков в конкретных условиях обучения. Учебная экскурсия, как форма обучения детей с нарушением интеллекта.Экскурсия в спец корр школе 8 вида: это распространённый метод обучения в специальной школе. Ценность его заключается в том , что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение. Посещая производство, сельскохозяйственные фермы, бывая на природе, дети получают в одних случаях общие впечатления ; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных производственных процессов или природных явления. Любой вид экскурсии в специальной школе требует большой организационной подготовки. Предметные уроки и специальные коррекционные занятия, специфика их проведения с умственно отсталыми школьниками.Предметные уроки - это уроки о предметах посредством наглядных предметов и на конкретных предметах - это предметное обучение в тесном смысле слова с предметом в руках или перед глазами. Их специфика связана с особым психическим и физическим развитием детей, их особенностями, усвоением материала, двигательной активностью и т.д. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере их изучения учителем и выявления индивидуальных пробелов в развитии, отставания в обучении. При изучении школьников обращается внимание на состояние различных сторон их психической деятельности – памяти, внимания, мышления, речи; отмечается интерес ребенка к учению, другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий. Отмечаются учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбужденности или, наоборот, пассивности, заторможенности. В процессе обучения учащихся выявляются запас их знаний и представлений, умений и навыков, пробелы в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. Выявляются ученики, которые, по сравнению с одноклассниками, отличаются особой замедленностью восприятия нового материала. Домашняя учебная работа, как одна из организационных форм обучения.Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело. Домашняя учебная работа учащихся организуется с учетом выполнения следующих основных условий: наличия у учащихся познавательного интереса к выполняемым заданиям и понимания цели работы. Условие это обеспечивается сочетанием домашних заданий с учебной работой на уроках, постановкой этих заданий в проблемном плане и в связи с жизнью с практикой; воспитания ответственного отношения учащихся к выполнению домашних заданий путем осуществления педагогического руководства и контроля со стороны учителей и родителей школьников. Коррекционные домашние задания, направленны на ликвидацию пробелов в знаниях, на обучение детей разным способам познавательной деятельности, так как рассредоточено во времени.

5. Методические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

Понятия «метод», «прием», «средство обучения», их взаимосвязь. Метод (от греч. путь к чему-либо) – способ деятельности, направленной на достижение определенной цели. Методы обучения (англ. teaching methods) – это способы организации процесса обучения, предъявления образовательного контента и управления познавательной деятельностью обучающихся; паттерны деятельности учителя, которые релевантны, воспроизводимы и применимы в обучении различным предметам / дисциплинам. Прием обучения или методический прием (англ. teaching techniques) – структурный элемент метода обучения. Применение конкретного метода обучения на практике заключается в его композиции из отдельных приемов обучения с учетом специфики целевой аудитории и контекста обучения. Средство обучения–различные виды деятельности, при помощи которых осуществляется процесс обучения (игра, общение, практическая трудовая деятельность и т.д.), а также совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, которые привлекаются в процессе обучения. По отношению к методу прием носит частный подчиненный характер. Он не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которую преследует определенный метод. Одни и те же приемы могут использоваться при реализации в процессе обучения разных методов. Более того, в одних обстоятельствах метод может выступать как самостоятельный путь решения обучающей задачи, в других – как прием, имеющий частное значение. (например, беседа является одним из основных методов обучения, в то же время она может выступать как прием лекционного метода изложения новых знаний, прием активизации внимания учащихся в процессе лекционной работы).

Нередко в практике обучения методы и приемы отождествляют со средствами обучения. Средства обучения тесно связаны с ними, применяются в единстве, но имеют существенное отличие от методов и приемов. Средства обучения относятся к методам и приемам как их «пусковой механизм». Под средствами обучения понимают различные виды деятельности, при помощи которых осуществляется процесс обучения (игра, трудовая деятельность, общение и т.д.), а также совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых в процессе обучения (учебники; наглядные пособия; произведения изобразительного и музыкального искусства; технические приспособления или ТСО (технические средства обучения); средства массовой информации и т.д.).Личность самого учителя тоже можно рассматривать как важнейший инструмент, основное средство обучения и одновременно как субъект процесса обучения.

Характеристика методов, применяемых в специальной (коррекционной) школе VIII вида, используемых для сообщения и приобретения новых знаний. Методы, используемые для сообщения новых знаний.Сообщение новых знании осуществляется с помощью объяснения, рассказа. В этих случаях ведущая роль принадлежит слову учителя. Метод демонстрации. Он как правило применяется в сочетании с другими методами. Демонстрироваться могут реальные объекты, работа механизмов, опыты, способы выполнения двигательных приемов, все виды учебно-наглядных пособий. Методы, используемые для приобретения новых знаний, умений и навыков.Применение данной группы методов позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность.Беседа — это вопросно-ответный метод обучения. Наблюдения. Этот метод определяется как целенаправленное, планомерно, различное по длительности восприятия человеком предметов и явлений окружающего мира. Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний.Игра. Во вспомогательной школе методика применения дидактических игр в определенной мере разработана для младших, классов на уроках математики, русского языка, труда, рисования, физкультуры.Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Они весьма разнообразны и используются при обучении школьников разным учебным предметам.Лабораторно-практические работы в основном применяются как метод приобретения новых знаний, но могут использоваться и для закрепления. Этот метод в процессе обучения сочетается с беседой, объяснением, наблюдением, демонстрацией. Чаще всего он используется на уроках естествознания, географии, труда, математики, развития речи.Практические работы — это предметная деятельность учащихся, связанная чаще всего с выработкой определенного умения.Самостоятельная работа — «это особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством.

Методы работы с техническими средствами обучения. Использование компьютерных технологий в специальном обучении детей с нарушением интеллекта.На уроке используется показ кинофильмов, демонстрация презентаций и слайдов, причем каждый кадр задерживается столько времени, сколько нужно для полного понимания учебного материала учащимися. Для показа объектов в движении, в первую очередь, рекомендуется применять немые кинофильмы и кинофрагменты. Эти пособия менее сложны по своей структуре и учитель имеет возможность сопровождать их показ пояснениями, доступными умственно отсталым школьникам. Могут использоваться и звуковые кинофильмы, но, если текст сложен, учитель демонстрирует их с отключенным звуком, сопровождая своими комментариями. Иногда для целей обучения необходимо один и тот же отрывок показать несколько раз, в этом случае составляется кинокольцовка. Показ кинофильмов в основном целесообразен в конце изучения темы для закреплений, повторения учебного материала, расширения и углубления полученных знаний. Умственно отсталые дети, особенно в младших классах, быстро утомляются, их внимание рассеивается. Поэтому важное значение имеет длительность показа учебных фильмов и диафильмов. В младших классах рекомендуется демонстрация до 15, в старших классах -20-25 мин. Использование эпидиаскопа и кодоскопа вполне правомерно во вспомогательной школе. С помощью эпидиаскопа можно показывать небольшие чертежи, рисунки, иллюстрации из книг, документы, сопровождая демонстрацию беседой и объяснениями. В учебных целях используются аудио файлы, большое значение имеет их правильный отбор и применение. Возможно прослушивание не только целого текста, но и отрывков для закрепления пройденного материала, как иллюстрация после беседы, рассказа учителя. Перед прослушиванием учащимся дается установка, на что обратить внимание, что запомнить. По окончании проводится заключительная беседа, позволяющая выяснить, как поняли прослушанное ученики. Записи чаще всего используются на уроках чтения и развития речи, пения и музыки, занятиях ритмикой. Современные технические средства обучения обладают высоким потенциалом и разнообразными дидактическими свойствами.

Психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе коррекции недостатков произносительной стороны речи, формирования элементарных математических представлений, трудовых умений и навыков, представлений о внутреннем мире человека, развитие самостоятельной письменной речи, коммуникативных умений. Были разработаны программы в институте коррекционной педагогики: «Мир за твоим окном» (компьютерная программа, которая способствует выявлению и коррекции недостатков мыслительных операций, развитию коммуникативной, знаковой, читательской деятельности в сфере сезонных явлений). «Состав числа» (компьютерная программа, направленная на формирование основ математических представлений) «Состав слова» (программа, используемая для уточнения буквенного состава слова, относящихся к разным тематическим группам («Одежда», «Овощи», «Посуда» и пр.), закрепление обобщающих понятий, набор кроссвордов). «Развивающие игры «Logo»» (специальная компьютерная программа для установления связи между словом и действием, словом и образом). «Видимая речь» (программа для формирования и коррекции произносительной стороны речи).

Программированное обучение: общая характеристика, особенности применения во вспомогательной школе.В общей дидактике программированное обучение рассматривается как вид самостоятельной работы учащихся над специально подобранным материалом и как метод. Для программированного обучения характерно: «1) расчленение строго отобранного материала на отдельные небольшие группы; 2) включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части; 3) предъявление заданий по проверке усвоения каждой части; 4) соблюдение ответов, информирующих учащегося о степени правильности ста ответа». Это работа с перфокартами, карточки с программированными заданиями, цифровые и графические диктанты. Проблемное обучение: понятие, формы, общая характеристика, особенности применения в процессе обучения умственно отсталых школьников.В общей дидактике проблемным считается такое обучение, при котором учитель, используя специальные педагогические средства, ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей, познавательной активности, творческих сил учащихся. Проблемное обучение рассматривается как особый подход к организации познавательной деятельности учащихся. К основным формам проблемного обучения относятся проблемное изложение, частично-поисковая работа, исследовательская деятельность. Во вспомогательной школе проблемное обучение в полном объеме не используется. проблемное изложение нового учебного материала с помощью рассказа, беседы. Оно представляет собой обсуждение проблемной ситуации, которая содержит н себе противоречие между знанием и незнанием (когда ученикам необходимо сделать самостоятельный вывод). Проблемная ситуация должна не только содержать противоречия, но и быть интересной, вызывать у учащихся желание разобраться, найти выход из создавшегося положения, а главное, дети должны чувствовать, что решение проблемы им посильно

6. Исторические аспекты коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта. Основные направления коррекционной работы в современной специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Концептуальные основы «сенсорной культуры» и «психической ортопедии».Сенсорная культура - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Понятие сенсорной культуры введено Монтессори. Это целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорная культура в обучении УО детей помогает развить совершенную работу воспринимающих аппаратов. Психическая ортопедия – выпрямление отдельных элементарных представлений, исходило из того, что у этих детей наиболее нарушена такая сфера психической деятельности, как воля. Для ее развития на отдельных уроках применялись специальные упражнения: перенесение с места на место наполненных водой сосудов, воспроизведение по памяти зрительных образов, сохранение возможно дольше принятого положения, быстрое восприятие нарастающего числа предметов и рисунков и др. Различные комбинации упражнений сенсорной культуры и психической ортопедии легли в основу программ коррекционной работы в большинстве зарубежных и дореволюционных русских вспомогательных школ.

Учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка.На основе исследования особенностей умственно отсталых детей Л. С. Выготский показал, что у всех детей, в том числе и умственно отсталых, под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются сложные виды психической деятельности («высшие психические функции»). Разрабатывая проблему взаимоотношения обучения и развития, Л. С. Выготский исходил из того, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его, вести за собой. При этом были введены понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», под которыми подразумевалась такая подготовка ученика, которая дает ему в первом случае возможность действовать самостоятельно, во втором – возможность выполнять с помощью учителя то, что самостоятельно сделать пока не удается.

Основные направления коррекционной работы в современной специальной (коррекционной) школе VIII вида. В коррекционной работе различают общую коррекцию, направленную на исправление дефектов, присущих всем умственно отсталым детям, и индивидуальную, направленную на исправление дефектов, характерных для отдельных учеников и групп их. Известно, что основной дефект умственно отсталых детей заключается в нарушении сложных форм познавательной деятельности, особенно мышления. У умственно отсталых школьников обнаруживаются затруднения в анализе и синтезе, абстрагировании и обобщении. Для них характерна инертность мышления, застревание на привычных шаблонных действиях. Самостоятельно им трудно разрешить даже простую ситуацию. Поэтому общая коррекционная работа со всеми учениками заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня умственно отсталых школьников, что позволит им приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне.

Коррекционная направленность процесса обучения. коррекция сенсорики (деятельности анализаторов). коррекция моторики (физического развития); коррекция познавательных функций; коррекция речи; коррекция эмоционально-волевой сферы; коррекция развития личности. Единство коррекционного и учебно-воспитательного процесса.Под коррекцией недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития таких детей к уровню развития нормальных школьников. Эффективность коррекции зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения. Процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, влияющие на исправление свойственных учащимся коррекционных школ недостатков и способствующие их интеллектуальному и физическому развитию и становлению личности, называют коррекционно-направленным.Система особых педагогических приемов используется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы. Не существует отдельной программы коррекционной работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием конкретного учебного предмета. Таким образом, коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным, но между ними существуют различия в целях, педагогических приемах и результатах обучения. Целью учебно-воспитательной работы является вооружение учащихся знаниями и навыками в соответствии с принятым содержанием обучения и воспитания. Цель коррекционной работы – исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития.