Критерии работоспособности ременных передач

Основными критериями работоспособности ременных передач являются: 1) тяговая способность передачи; 2) долговечность ремня.

Тяговой способностью ременной передачи называется ее способность передавать заданную нагрузку без частичного или полного буксования.

Основным расчетом ременных передач является расчет по тяговой способности. Долговечность ремня учитывают при расчете путем выбора основных параметров передачи в соответствии с практическими рекомендациями.

Тяговая способность ременной передачи характеризуется экспериментальными кривыми относительного скольжения (%), совмещенными с кривыми КПД (%), в зависимости от нагрузки передачи, которую выражают через коэффициент тяги (рис.4)

 

 

Рис. 4. Кривые скольжения и КПД

 

Коэффициент тяги равен

(20)

 

Из рис.4 видно, что при увеличении коэффициента тяги до значения наблюдается упругое скольжение ремня, пропорциональное , а КПД передачи возрастает до максимального значения. При увеличении коэффциента коэффициента тяги от до работа передачи становится неустойчивой, появляется буксование, а КПД передачи резко понижается. При = наступает полное буксование и передача мощности прекращается.

Рабочую нагрузку рекомендуют выбирать вблизи критического значения и слева от нее. Зона частичного буксования характеризует способность передачи переносить кратковременные перегрузки.

Определив по кривым скольжения находят полезное допускаемое напряжение для испытуемой передачи:

 

, (21)

 

где - запас тяговой способности по буксованию.

Кривые скольжения получают при испытаниях на типовых стендах при типовых условиях: , нагрузка равномерная, передача горизонтальная. Такие кривые являются результатом испытаний ремней различных типов и материалов. Данные заносят в таблицы.

Для проектируемой передачи допускаемое полезное напряжение определяют с помощью корректирующих коэффициентов:

, (22)

 

 

где - допускаемые полезные напряжения для типовой передачи, значения которых при приведены в табл. 6;

Таблица 6

Значения допускаемых полезных напряжений при

Тип ремней
Прорезиненные 2,1 2,17 2,21 2,25 2,28 2,3 2,33 2,37 2,4
Кожаные Хлопчатобумажные шерстяные 1,7 1,5 1,2 1,9 1,6 1,3 2,04 1.67 1,37 2,15 1,72 1,47 2,23 1,77 1,47 2,3 1,8 1,6 2,4 1,85 1,55 2,5 1,9 1,6 2,6 1,95 1,65

 

- коэффициент угла обхвата малого шкива (табл.7);

Таблица 7

Значения коэффициента

150 160 170 180 200 220
0,91 0,94 0,97 1,0 1,1 1,2

 

- коэффициент влияния центробежных сил, зависящий от скорости ремня (табл.8);

Таблица 8

Значения коэффициента

, 5 10 15 20 25 30
1,03 1,00 0,95 0,88 0,79 0,68

 

- коэффициент, учитывающий способ натяжения ремня и наклон линии центров к горизонту (табл.9);

Таблица 9

Значения коэффициента

Угол наклона линии центров передачи к горизонту
Передачи с автоматическим натяжением
Передачи с периодическим подтягиванием

 

- коэффициент режима нагрузки (табл.10).

Таблица 10

Значения коэффициента для односменной работы

Нагрузка Спокойная Умеренные колебания Значительные колебания Ударная и резко переменная

 

Долговечность ремня зависит не только от величины напряжений, но также от характера и частоты цикла изменения этих напряжений. Частота цикла напряжений равна частоте пробегов ремня:

(20)

где - окружная скорость; - длина ремня; - допускаемое число пробегов ремня; для плоских ремней для клиновых