Основные отрасли психологической науки
Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.
Общая психологияизучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.
Социальная психологияисследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.
Зоопсихология(или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
Педагогическая психологиязанимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания; вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе; психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и др.
Возрастная психологияизучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п.
Инженерная психологияставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека – быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.
Психология искусстваизучает психологическую специфику творческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музыке, живописи, скульптуре и др.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.
Психология спортаисследует психологические особенности спортивной деятельности.
Космическая психологияизучает особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях недостатка времени.
Юридическая психологияисследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.
Военная психологияизучает психологию личности воина, воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности.
Медицинская психологиязанимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.
Патопсихологияуделяет основное внимание особенностям нарушений психики, связанным с недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.
Парапсихологияисследует аномальные индивидуальные и социально-психологические явления.
Все отрасли психологической науки возникли и развивались в процессе расширения сферы человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако их нельзя рассматривать как результат простого практического применения психологических закономерностей (полученных путем исследований, например, по общей или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.
Научное психологическое исследование может быть успешным, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью – использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.