СТРАХОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ (СЕУЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1985 Г.).

Сеульская Конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

 

Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции — это создание совместных предприятий и предприятий, на сто процентов принадлежащих иностранным инвесторам.

Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия).

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа — национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях.

Универсальное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства. В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.

Более действенный способ защиты иностранных инвестиций — это страхование. Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА — заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков.

В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков — это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков, Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства.

В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков.

В качестве примеров региональных инвестиционных соглашений можно привести договоры, заключенные в рамках СНГ. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. предусматривает сотрудничество сторон в сфере инвестиционной политики, пресечения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках; предоставление иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, аренду помещений, пользование землей; заключение концессионных договоров и создание свободных экономических зон. Соглашение распространяется не только на частное, но и на государственное иностранное инвестирование.

Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов. Для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, определенных в национальном законодательстве государств-участников). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства, защита от национализации; право на использование доходов, приобретение акций и ценных бумаг, участие в приватизации, приобретение вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество; заключение концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства.

Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений — обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков.

В двусторонних международных договорах о взаимной защите инвестиций предусматривается взаимная обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (РФ заключила более 30 подобных соглашений — с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией и др.).

Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США и др.).

В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях — к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.

Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию — в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала. Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика). Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).

В любом случае принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования.

Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального, может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.

В законодательстве большинства государств есть «дедушкина» (стабилизационная) оговорка о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства. В законодательстве Армении, Молдовы, Казахстана закреплено положение о том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения.

В российском законодательстве «дедушкина» оговорка сформулирована несколько иначе: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения вследствие изменения законодательства сам должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.

Принимающие государства, как правило, устанавливают возможность ограничения допуска иностранного капитала: запрещение допуска иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики; введение особого контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных ресурсов; обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранными инвесторами предприятиях; установление специального фискального режима; определение концессионной политики.

 

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Проведение национализации — это право каждого суверенного государства. Условия и основания проведения национализации устанавливаются во внутригосударственном праве.

С точки зрения правовой природы национализация представляет собой акт суверенной государственной власти, социально-экономическую меру общего характера, а не наказание отдельных лиц. В современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности. Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции в административном порядке.

В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г., «Об иностранных инвестициях в форме капиталовложений» 1999 г., отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства; во многих субъектах Федерации принято собственное инвестиционное законодательство.

Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, — деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация.

Иностранные инвесторы на территории РФ пользуются национальным режимом. Изъятия из него могут быть установлены только федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности РФ. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.

Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных инвесторов: правовую защиту на территории РФ; различные формы осуществления инвестиционной деятельности; возможность передачи прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; защита от неблагоприятного изменения законодательства; свободный перевод прибыли за границу; обеспечение надлежащего разрешения инвестиционных споров; право на приобретение ценных бумаг и участие в приватизации; предоставление прав на недвижимое имущество.

В свое время национализация, произведенная в России после Октябрьской революции, была признана другими государствами в соответствии с двусторонними международными соглашениями — договоры между СССР и Германией (1922 г.), США (1933 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией (1941 и 1964 гг.), Данией (1964 г.), Великобританией (1968 г.). Принцип взаимного зачета финансовых и имущественных претензий, возникших до 9 мая 1945 г., положен в основу Соглашения между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий 1997 г.

Французская сторона обязалась не предъявлять и не поддерживать требований, касающихся претензий по займам и облигациям, интересам и активам, в отношении которых французские лица были лишены права собственности или владения, претензий по долгам царского правительства и правительства СССР. Россия со своей стороны обязалась не предъявлять требований в отношении ущер6а, причиненного во время интервенции 1918-1922 гг., требований в отношении активов во Франции и переданного золота (в том числе «колчаковского» золота).

В возмещение претензий Россия должна была до 2000 г. выплатить Франции определенную сумму. Полученные средства должны быть распределены во Франции среди французских физических и юридических лиц по французскому праву. Соответственно, у французских держателей облигаций по российским займам и лиц, собственность которых была национализирована в России без выплаты компенсации, должны возникнуть соответствующие отношения с правительством Франции, а не России.

В современном российском законодательстве сохраняется право РФ на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора. К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры — рассматриваться в российских правоприменительных органах.

Естественно резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику. Право РФ на национализацию является серьезным тормозом притока иностранных капиталовложений.

Иностранная инвестиция - вложение иностр-го капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации; (определение из ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ")

Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного гос-ва и находящиеся на территории другого гос-ва с целью извлечения прибыли.

Классификация: По характеру: имущественные или неимущественные. ? Неимущественные инвестиции - права на литературные и художественные произведения, в том числе звукозаписи; права на изобретения, промышленные образцы; а также специфические технологические сведения (ноу-хау), секреты производства, конфиденциальная коммерческая информация, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, т. е. все, что входит в понятие интеллектуальной собственности.? Имущественные инвестиции - все остальные. Их характерным признаком является материальное выражение: финансы, материальные ценности.

По участию инвестора в управлении объектом инвестирования: прямые и косвенные (портфельные).

? Прямые инвестиции осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий, на 100 процентов принадлежащих иностранному инвестору. При такой форме инвестир-я иностранные инвесторы «прямо и непосредственно» участвуют в управлении предприятием (компанией).

? Косвенные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием (компанией), а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, т. е. на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме.

По источникам финансирования: гос-венные и частные Гос-венные осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых гос-вами и международными организациями (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.),

Частные, осуществляются иностранными юридическими и физическими лицами.

Объектом правового регулирования МЧП являются правовые отношения, возникающие в связи с частным иностранным инвестированием.

Венчурные инвестиции –высокий риск вложения, вклад в высокотехнологич, перспектив проекты, вклад на ранних стадиях развития, объекты-инновационные фирмы.

гос-ные инвестиции –осущ-ся в виде кредитов и займов, предост-мых гос-вами и межд. орг-ми (МБРР, МВФ…); частные – осущ. иност. юр. и физ.л.

Субъект инвестиционного права - лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность и являющееся носителем определенного объема прав и обязанностей, правоспособность и дееспособность которого определяется на основе норм инвестиционного законодательства, которое обладает юридической способностью осуществлять права и исполнять юридические обяз-ти в определенных сферах инвестир-я в объекты, разрешенные действующим законодательством.

Основным субъектом инвестиционного права является инвестор.

Под инвесторами следует понимать субъектов инвестиционного права, осуществляющих вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и их целевое использование.

Определение из ФЗ об иностранных инвестициях : иностр-ый инвестор: иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством гос-ва, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного гос-ва осуществлять инвестиции на территории РФ; -иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством гос-ва, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного гос-ва осуществлять инвестиции на территории РФ; - иностр-ый гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством гос-ва его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного гос-ва осуществлять инвестиции на территории РФ; - лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством гос-ва его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного гос-ва осуществлять инвестиции на территории РФ; - международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ; - иностранные гос-ва в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами

Под защитой инвестиций понимается недопущение попыток со стороны гос-венных органов (публичной власти) помешать существованию, функционированию инвестиций, в том числе путем экспроприации/ инвестиций

А.Г. Богатырев под гарантиями прав инвесторов понимает создание определенных условий, которые обеспечивают участникам инвест-х отношений, независимо от субъективных причин, возможность всегда осуществлять инвестиционную деятельность

Суть механизма гарантирования составляют конкретные обязательства гос-ва по обеспечению сохранности собственности инвестора.

Режим иностранных инвестиций, как и вообще любых инвестиций, подпадает в принципе под компетенцию гос-ва места нахождения инвестиционного объекта. Общее международное право не содержит каких-либо ясных и общепризнанных принципов и норм, касающихся режима иностранных инвестиций. Ничто поэтому не препятствует гос-ву, пользуясь своим суверенным правом, устанавливать в одностороннем порядке нац-й, в том числе преференциальный ограничительный режим (допуска, пользования и прекращения) иностранных инвестиций на своей территории. Осущ-е деятельности, связанной с вложениями иностр-го капитала, на территории иностр-го гос-ва сопряжено с определенным риском для иностр-го инвестора.

Гос-ва-экспортеры капитала стремятся обеспечить соблюдение собственных интересов в сфере иностранных инвестиций как с использованием национально-правовых, так и международно-правовых форм регламентации.

Большую роль в гарантировании инвестиций имеют двусторонние соглашения. В настоящее время в мире заключено около 300 особых двусторонних международных соглашений о поощрении и защите инвестиций (далее — СПЗИ).

Принципиальное место в СПЗИ занимает общий правовой режим (стандарт) для инвестир-я.

Классическим считается "благоприятный и справедливый" режим. Точного его понимания не существует, однако некоторые его элементы считаются более менее общепринятыми. Это недискриминация, некий минимальный стандарт (не вполне конкретный, но ориентированный на режим для национальных лиц), обяз-ть гос-ва-капиталополучателя защищать иностранную собственность. Это не включает обяз-ти защиты от экспроприации национализации, предпринимаемой самим договаривающимся гос-вом.

Практикуемый в СПЗИ нац-й режим для иностранных инвестиций, т.е. приравнивание иностранных инвесторов к отечественным, нередко содержит определенные изъятия в интересах развивающихся стран - в части допуска к некоторым секторам экономики, с точки зрения охраны так называемого публичного порядка, защиты национальной безопасности и т.п.

В СПЗИ, как правило, содержится оговорка о режиме наиболее благоприятствуемой нации, что означает предоставление инвесторам и инвестициям в стране-получательнице по меньшей мере столь же благоприятного режима, который это гос-во обязано предоставлять гражданам и предприятиям другого гос-ва.

Во многих случаях страны-экспортеры капиталов добиваются включения в СПЗИ комбинации нац-ого режима и режима наибольшего благоприятствования, с тем чтобы инвестор мог выбирать наиболее выгодные условия (например, соглашение России с Данией 1993 г.).

Иногда в СПЗИ включается стабилизационная оговорка ("дедушкина" оговорка), предусматривающая, что в случае возможных изменений законодательства для соответствующих инвест-х правоотношений сохраняются законодательные условия, действующие на время подписания инвестиционного контракта СПЗИ.

На международном уровне закрепляются общие стандарты гарантий инвестиций.

Юридические гарантии прав инвесторов могут быть классифицированы по содержанию. Эта классификация включает в себя:

- гарантию сохранения действия законодательства;

- гарантию от национализации и реквизиции;

- гарантию при прекращении инвестиционной деятельности;

- гарантию перевода компенсации при национализации, реквизиции; компенсации при возмещении убытков;

- гарантию, касающуюся разрешения споров, возникающих в связи с осущ-ем инвестиций;

- гарантию возмещения убытков, причиненных вооруженным конфликтом или гражданскими беспорядками;

- гарантию возможности реинвестир-я дохода.

По мнению Вельяминова, гарантирование (по сути - разновидность страхования) на коммерческой основе инвест-х некоммерческих рисков осуществляется посредством создания на национальном и на международном уровнях особых механизмов гарантирования иностранных инвестиций.

Функции гарантирования инвестиций на национальном уровне возлагаются обычно на специальные образуемые гос-вом учреждения, наделяемые обыкновенно правами юридического лица, но под надежным контролем гос-ва. В США, к примеру, - это Корпорация по зарубежным частным инвестициям. Естественно, гарантии предоставляются только национальным инвесторам.

Международные многосторонние механизмы гарантирования инвестиций могут быть региональными и универсальными. Редким примером регионального механизма является Межарабская компания по гарантированию инвестиций, образованная для поддержки взаимной инвестиционной деятельности 22 арабских стран Азии и Африки.

Универсальным по существу механизмом является созданное под эгидой МБРР на основе Сеульской конвенции 1985 г. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (Multilateral Investment Guarantee Agency — MIGA)

В Сеульской конвенции 1985г. приводится перечень рисков, которые подлежат страхованию:

- риск расторжения инвестиционного договора гос-вом-импортером. Для страхового возмещения ущерба необходимо, чтобы расторжение состоялось, а инвестор не мог воспользоваться имеющимися средствами для предотвращения такой меры;

- риск лишения собственности, включая меры по экспроприации и национализации. Но при этом "традиционные" и "недискриминационные" меры общего значения, предпринимаемые в целях упорядочения экономики, не рассматриваются как экспроприационные;

- риски возникновения гражданских беспорядков вооруженных конфликтов, в том числе восстания, революции и т.п. события, не контролируемые властями страны. Но террористические акты не входят в эту категорию и могут страховаться только дополнительно.

1965 г. принята Вашингтонская конвенция об урегулировании инвест-х споров между гос-вами и гражданами других гос-в, разработана в рамках МБРР. Установила международный порядок разрешения инвест-х споров путем учреждения Международного центра по урегулированию инвест-х споров (МЦУИС). Россия подписала Вашингтонскую конвенцию в 1992 г., не ратифицировала.

Ни одно гос-во - участник конвенции не предоставляет дипломатической защиты и не предъявляет международного иска в отношении спора, который одно из его физич или юр лиц и другое договаривающееся гос-во согласились передать или передали на арбитраж на основании конвенции, кроме случая, когда другое такое договаривающееся гос-во не соблюдает или не выполняет арбитражное решение, вынесенное по такому спору.

Юрисдикция МЦУИС распространяется на все правовые споры, возникающие непосредственно из отношений, связанных с инвестициями, между гос-вом - участником конвенции и лицом др гос-ва - участника конвенции при условии наличия письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения МЦУИС. Вашингтонская конвенция не требует, чтобы согласие сторон было выражено в каком-либо отдельном документе.

Положения Конвенции можно разделить на две группы: 1)нормы, регламентир деятельность ИКСИД как международной орг-ции и 2)нормы, регулирующие мех-м рассм инвест-х споров. Полож Конвенции о порядке разрешения инвестиц споров можно разделить на три группы: 1) нормы, определяющие компетенцию ИКСИД
2) положения, регулирующие порядок проведения примирительной процедуры; 3) нормы, регламентирующие порядок исполнения решений Центра. Условием обращения сторон в данный орган является их письменное согласие на передачу споров на разрешение. Согласие, выраженное уполномоченным органом договаривающегося гос-ва, нуждается в подтверждении последним в момент передачи спора на разрешение Центру, если гос-во заранее при ратификации Конвенции не оговорит, что такого одобрения не требуется.

К категории «инвестиционные споры» относятся споры, возникающие в связи с прямыми иностранными инвестициями между договаривающимся гос-вом и лицами др договаривающихся гос-в: а) инвестиционные споры, которые вытекают из отношений, связанных с иностранными инвестициями; б) споры, возникающие между договаривающимся гос-вом и иностранным частным инвестором; в) правовые споры, касающиеся сущности и объема юридических прав и обязанностей сторон, условий и размеров компенсации за нарушение обязательств по данному инвестиционному контракту. Конвенция широко определяет категорию инвест-х споров. Более конкретное определение сод в национальн законодательствах стран-участниц. Гос-во, давая свое согласие на рассмотрение инвест-х споров может уведомить Центр о категории споров, которые оно будет или, напротив, не будет рассматривать на предмет передачи в Центр. Любая из сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря ООН просить об отмене арбитражного решения по причине: а) суд был сформир ненадлежащим образом; б) суд явно превысил свои полномочия; в) имела место коррупция какого-либо члена суда; г) имело место серьезное отступление от какого-либо существен правила процедуры; д) в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано. По получении такой просьбы председатель незамедлительно назначает из числа лиц, включенных в список арбитров, комитет, который может приостановить исполнение арбитражного решения впредь до рассмотрения такой просьбы. В случае отмены арбитраж решения спор по просьбе любой из сторон передается в новый суд.

Конвенция устанавливает два механизма разрешения инвестиц споров: примирит процедуру и арбитражную. Они не соподчинены между собой, стороны спора вправе выбрать любую из них или использовать обе процедуры. Любое Договаривающееся гос-во или лицо, желающее обратиться к примирительной процедуре, обращается с соответствующим заявлением, к Генеральному секретарю, который направляет копию заявления другой стороне. Заявление должно содержать сведения о вопросах, послуживших основанием для возникновения спора, сведения о сторонах и их согласии ввести примирительную процедуру в соответствии с Правилами проведения примирительной процедуры и арбитража.

Правовая база для иностр-го инвестир-я в Российской Федерации прежде всего представлена специальными законами: «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г. Закон об иностранных инвестициях от 14 июля 1999 г. понимает под иностранными инвестициями вложение иностр-го капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятен, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ. Изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ.

Закон предусматривает возможность национализации иностранной собственности с выплатой адекватной и своевременной компенсации. Термин «национализация» означает огос-вление, т. е. переход из частной собственности в собственность гос-ва земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т. д. Право гос-в на национализацию было подтверждено Декларацией об установлении нового международного экономического порядка 1974 г., Хартией экономических прав и обязанностей гос-в 1974 г. и целым рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время на территории РФ действуют соглашения с иностранными гос-вами как заключенные СССР, так и Россией. Советский Союз подписал соглашения с Финляндией, Францией, Нидерландами, Канадой, Италией, Австрией и рядом других стран. Соглашения обращают внимание на следующие моменты: установление режима для иностранных инвестиций; предоставление гарантий по защите интересов иностранных инвесторов; разрешение инвест-х споров.

В соответствии с соглашениями капиталовложениям или доходам инвесторов каждой из сторон всегда