СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МПП И МЧП. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВОПРОСАМ МЧП.
Дмитриева МЧП – самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему коллизионных (внутренних и договорных) и унифицированных материальных частноправовых норм, регулирующих частноправовые отношения (гражданские, семейно-брачные, трудовые и иные), осложненные иностранным элементом, посредством преодоления коллизии частного права разных гос-в.
Место МЧП в юридической системе. МПП и МЧП.
1. Первый подход – «международники»: МЧП представляет собой отрасль международного права (в широком смысле). Сторонники - Фельдман, Блищенко, Крылов, Малинин, Галинская, Ладыженский и др. Главный аргумент – по предмету регулирования – международные отношения. Еще один аргумент – источником регулирования в международных отношениях выступает международный договор. Концепция не получила большего распространения;
2. Второй подход (наиболее признан) – «внтуригос-венники»: МЧП рассматривается в качестве отдельной самостоятельной отрасли нац-ого (внутригос-венного) права. Сторонники - Богуславский, Звеков, Лунц, Розенберг, Усенко, Матвеев и др. Главный аргумент – МЧП имеет свой предмет и метод и, следовательно, является отдельной отраслью.
3. Третий подход – «цивилисты»: МЧП – подотрасль гражданского права. Брагинский, Садиков, Маковский и др. Аргумент – основные нормы МЧП базируются в рамках гражданского права.
4. Четвертый подход– предложил Мюллерсон. МЧП – полисистемный комплекс, который вбирает в себя частично нормы как публичного, так и частного права.
5. Пятый подход– МЧП как особая система права. Сторонники: Колосов, Кузнецов.
6. Шестой подход– МЧП вообще не представляет собой ни отрасль, ни систему. Сторонник: Тункин. Просто набор норм (хаотичный).
Кафедра:
МЧП связано как с МП, так и с национальным правом, с отраслями частного права.
Несмотря на тесную связь с МПП. МЧП входит в систему внутреннего права гос-ва. Это определяется предметом регулирования МЧП – частноправовыми отношениями. Субъекты – юр и физ лица, находящиеся под верховенством государста, под действием его внутреннего права. Механизм МПП не приспособлен для регулирования отношений между физ и юр лицами.
В системе внутреннего права МЧП является самостоятельной отраслью, со своим предметом и методом. Не является частью гражданского права.Имеет национально-правовую природу. В отличие от МПП единого для всех гос-в, МЧП существует в рамках внутреннего права каждого гос-ва.
Взаимодействие МПП и МЧП
Лунц: Вопросы МЧП особенно тесно соприкасаются и переплетаются с вопросами международного публичного права в сфере регулирования отношений по внешней торговле. Как и на аргумент в пользу того, что МЧП относится к международному праву в широком смысле слова, некоторые авторы ссылались на то, что одним из основных источников МЧП является международный договор1. Но вопрос о природе норм МЧП решается не по характеру его источников, а по тому, какие отношения являются здесь предметом регулирования.()Крылов). Не подлежит сомнению, что такое общепризнане (хотя и нарушавшееся некоторыми судами капиталистических стран) начало МЧП, как судебный иммунитет иностр-го гос-ва, вытекает из принципа суверенитета, являющегося краеугольным камнем международного публичного права1.
Гос-во, решая вопросы, касающиеся граж-данско-правовых отношений с иностранным элемен-том, в своих внутренних законах или заключенных им международных соглашениях во всех случаях так или иначе определяет свое отношение к вопросам международного сотрудничества. В связи с той ролью, которую МЧП играет в организации этого сотрудничества, акты гос-ва в области МЧП являются выражением его внешней политики.
Нельзя согласиться с выраженным в этой статье стремлением стереть грань между МЧП, регулирующим определенный вид гражданско-правовых отношений, и международным публичным правом, регулирующим межгос-венные отношения. Стереть эту грань - означает объявить индивида субъектом международного права; именно такая позиция выражена в настоящее время у многих правоведов на Западе. Источниками МЧП в отличие от международного публичного права могут быть не только международные договоры и международные обычаи, но и внутреннее законодательство страны; по мнению огромного большинства юристов, «внутреннее законодательство» данной страны. Понятие «внутреннее законодательство» здесь надо трактовать широко: сюда относятся не только законы, но и подзаконные акты, а также судебная практика (в странах, где она является источником гражданского права). Нельзя назвать источником МЧП и так на
зываемую автономию воли, т. е. волю лица, совершающего в самой сделке то законодательство, которому должны быть подчинены права и обяз-ти сторон по этой сделке. Вопреки мнению некоторых коллизионистов, «выбор закона» по воле участников сделки, допускаемый в практике большинства стран, всегда имеет предпосылкой закон данного гос-ва, разрешающий такой выбор и определяющий те границы, в пределах которых этот выбор допустим.
Связь МПП и МЧП и в том что договор, заключенный между гос-вами становится источником МЧП.
Связь МПП и МЧП заключается в следующем:
а) нормы международного публичного и МЧП служат одной и той же цели - созданию правовых условий развития международного сотрудничества в различных областях. В обоих случаях речь идет о международных отношениях в широком смысле этого слова, то есть выходящих за пределы одного гос-ва, связанных с двумя или несколькими гос-вами
б) в качестве источника МЧП часто применяются нормы, сформулированные первоначально в качестве правил международного договора, а затем трансформированные в нормы внутреннего законодательства;
в) в МЧП используется целый ряд общих начал МПП, прежде всего принципы суверенитета гос-в, невмешательства во внутренние дела, недопущения и дискриминации (принцип недискриминации). В области МЧП, нормы которого в значительной степени формируются каждым гос-вом самостоятельно, большое значение имеет принцип соблюдения каждым гос-вом как своих договорных обязательств, так и общеобязательных для всех гос-в норм и принципов международного права.
Отличия МЧП от МПП таковы:
а) содержание регулируемых отношений. В МПП регулируются не гражданско-правовые, а межгос-венные отношения - политические взаимоотношения гос-в: вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета гос-в, невмешательства, проблемы разоружения. МЧП регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер. Это имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения (например, в области авторского и патентного права);
б) субъекты отношений. Основными субъектами МПП являются гос-ва. Признается также правосубъектность межгос-венных организаций и наций, борющихся за свое освобождение. В МЧП основным субъектом является не гос-во, хотя гос-во и может выступать в этом качестве, а отдельные лица - физические и юридические. Отношения между гос-вами - сфера МПП, в то время как отношения между юр лицами и гражданами гос-в - сфера МЧП;
в) МЧП присущ особый коллизионный метод.
МЧП имеет и другие отличия от МПП (разный порядок рассмотрения споров, применения санкций в случае нарушения прав и т. д.).
для современного этапа развития МЧП особое значение имеют международные соглашения, и прежде всего многосторонние конвенции, содержащие унифицированные (т.е. единые, единообразные) правовые нормы. В подготовке соглашений важную роль играют международные организации, занимающиеся разработкой проектов таких соглашений.
Старейшей организацией в этой области является Гаагская конференция по МЧП. Первая сессия Гаагской конференции по МЧП была созвана правительством Нидерландов в Гааге в 1893 г. по инициативе известного голландского юриста Ассера. В ней участвовали 13 европейских государств. На конференциях этой организации приняты 35 так называемых гаагских конвенций. В некоторых из них участвует Россия. Членами этой организации являются более 60 государств. В течение многих лет Россия не была членом этой организации, поэтому принятие в 2001 г. решения о вступлении РФ в эту организацию восстанавливает историческую справедливость.
В 1951 г. был принят постоянный Статут Гаагской конференции по МЧП (вступил в силу в 1955 г.). В соответствии с ним задачей конференции является прогрессивная унификация правил МЧП (ст. 1). Сессии конференции собираются, как правило, раз в четыре года (ст. 3). Подготовку их осуществляют Специальная государственная комиссия, созданная Нидерландами, и Постоянное бюро конференции.
Наиболее значительными из документов, принятых на сессиях конференции начиная с 50-х гг., являются конвенции в области гражданского процесса. К ним относятся: Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г.; Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г.
К области семейного права относятся более трети Гаагских конвенций. Это — Конвенция о заключении брака и признании его недействительным 1978 г.; Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г.; Конвенция о признании развода и судебного разлучения супругов 1970 г.
Другой международной межправительственной организацией, осуществляющей деятельность в этой области, является Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), основанный в 1926 г. в Риме. Членами этой организации являются 58 стран, в том числе и Россия. Институт занимается в основном кодификацией материальных норм МЧП. УНИДРУА были разработаны такие конвенции, как Женевская конвенция 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов; Женевская конвенция 1973 г. о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа; Женевская конвенция 1976 г. о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям; Женевская конвенция 1983 г. о представительстве при международной купле-продаже товаров; Оттавская конвенция 1988 г. о международном финансовом лизинге; Оттавская конвенция 1988 г. о международном факторинге; Конвенция о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 г.
В 1994 г. Институтом были одобрены Принципы международных коммерческих договоров, опубликованные и на русском языке. В 2004 г. было издано второе переработанное и расширенное издание Принципов УНИДРУА, подготовленное группой экспертов.
В 1966 г. по инициативе Венгрии была учреждена Комиссия ООН по праву международной торговли в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи (ЮНСИТРАЛ). задача комиссии состоит в том, чтобы содействовать «прогрессивному согласованию и унификации правил международной торговли». На комиссию, в частности, возложены подготовка новых международных конвенций, типовых и единообразных законов в области права международной торговли, содействие кодификации международных торговых обычаев, сбор и распространение информации в этой области.