КАК ОРГАНИЗОВАН ПИСЬМЕННЫЙ ТЕКСТ
Это вопрос о Науке и Искусстве. Цель науки состоит в объективном знании. Ученый не старается сделать свое дело внешне привлекательным и апеллировать к эмоциям других людей: он излагает его и показывает, как он его излагает. В этом случае каркас всегда выходит наружу: организация письменного материала — ВНЕШНЯЯ. Напротив, искусство, являясь делом субъективным по своей природе, апеллирует к воображению; поэтому каркас спрятан от внешнего взора. Организация письменного материала становится внутренней, за исключением заголовка и, порой, названий глав. Между этими двумя крайностями находятся различные варианты, в которых различные детали каркаса бывают открыты или спрятаны: чем больше знаний содержится в тексте, тем больше материал обнажен; чем больше в нем искусства, тем более скрыт каркас.
Письменная работа, даже если речь идет о нехудожественном произведении, это прежде всего произведение искусства, потому что оно обращено к читателю и должно стимулировать его воображение. Автор, который пишет для широкого читателя, всегда сталкивается с проблемой, какую часть каркаса он должен открыть для того, чтобы обеспечить ясность содержания; если он слишком много помогает читателю, его работа выглядит и читается как научный трактат: читатель, который видит торчащие наружу несущие конструкции, может прийти к выводу, что эта работа содержит слишком много информативных знаний, чем он желает, и это его может отпугнуть.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Разбор письменной работы нам известен со школьной скамьи. Суть этого разбора сводится к тому, чтобы проанализировать отношение целого материала к его частям,
отношение отдельных частей к целому материалу и общее развитие мысли автора.
Разумеется, читатель не имеет возможности подвергать все, что он читает в течение дня, такому же доскональному разбору, как это делается во время школьных занятий. И все же мы можем воспользоваться некоторыми методическими правилами подобного разбора для того, чтобы помочь нам читать быстро и продуктивно.
Рассмотрим два основных действия в любой письменной работе: исследование и объяснение. Когда любое из этих действий выражено достаточно ясно и они не слишком переплетены друг с другом, то каркас письменной работы можно легко распознать, даже если автор постарался спрятать несущие конструкции глубоко внутрь содержания.