Техника фотопечати

 

Техника фотопечати при проекционном и контактном способах содержит много общего, но и имеет свои особенности, поскольку различны не только используемая аппаратура, но и принципиальные основы каждого из способов.

Подбор фотобумаги к негативу. Подбор фотобумаги к негативу – важный этап получения позитивного изображения. От правильности подбора зависит воспроизведение тонов, проработка всех деталей, которые содержатся в негативе.

Контраст негативного изображения обычно меньше контраста объекта. Это обусловлено тем, что экспонированный негативный фотоматериал проявляют до коэффициента контрастности меньше единицы. Поэтому применяемые для их печати фотобумаги имеют более высокую контрастность. Снижение контраста может быть обусловлено нарушениями технологического процесса съемки и лабораторной обработки фотоматериала. Нередко при ярком солнечном освещении могут быть получены изображения достаточно высокого контраста.

Требуемую контрастность изображения на снимке обеспечивает при печати подбор различной по степени контрастности фотобумаги. Правильно подобранный контраст фотобумаги позволяет в определенной степени уменьшить влияние градационных искажений, которые были допущены при съемке и лабораторной обработке фотоматериала, добиться на снимке оптимальной передачи соотношения яркостей объекта.

При подборе фотобумаги к негативу руководствуются правилом – полезный интервал экспозиций фотобумаги должен соответствовать интервалу оптических плотностей негатива либо произведение коэффициентов контраста негатива и бумаги равно единице:

.

Если интервал плотностей негатива и обусловленный им интервал экспозиций соответствуют полезному интервалу экспозиций фотобумаги, то существенных потерь деталей в «светах» и «тенях» на снимке не наблюдается. Поэтому нормальные по контрасту негативы печатают на нормальной фотобумаге. Следует иметь в виду, что полезный интервал экспозиций фотобумаги и степень ее контрастности имеют обратную зависимость, т. е. чем больше контрастность фотобумаги, тем меньше полезный интервал.

Если интервал плотностей больше полезного интервала экспозиций фотобумаги (контрастный негатив), то удовлетворительно передаются лишь участки изображения со средними по величине плотностями почернений. В недодержанных и передержанных участках различия в плотностях мало заметны, а детали в них теряются. Увеличивая или уменьшая выдержку, можно улучшить передачу одного из участков, но при этом ухудшается передача другого. Для получения качественного изображения со всего негатива в этом случае необходимо использовать мягкую фотобумагу с большим полезным интервалом экспозиций.

Если интервал плотностей существенно меньше полезного интервала экспозиций фотобумаги (мягкий негатив), то теневые участки объекта на снимке имеют пониженную плотность, а «света» – повышенную. Изображение выглядит серым без глубоких «теней» и ярких «светов». Изменение выдержки приводит к уменьшению или увеличению плотностей одновременно на обоих участках, что позволяет улучшить передачу изображения на одном из них и ухудшить на другом. Получить отпечаток, близкий по свойствам к оригиналу, позволит лишь печать на более контрастную фотобумагу.

При проекционном способе печатипоследовательно выполняют следующие операции по подготовке к печати, настройке осветительной системы фотоувеличителя, выбору пределов увеличения, кадрированию изображения, определению оптимальной экспозиции, экспонированию, исправлению качества снимка, лабораторной обработке отпечатков.

Подготовка к печати. На подготовительном этапе организуют рабочие места в фотолаборатории – «сухое» и «мокрое». На «сухом» размещают фотоувеличитель с кадрирующей рамкой, негативы, фотобумагу; на «мокром» – кюветы с обрабатывающими растворами (слева направо: проявитель, проточная вода, фиксаж) и пинцет. Для обработки фотоматериалов используют кюветы, по крайней мере в два раза превышающие формат обрабатываемой фотобумаги. Для фиксажа необходима большая по размерам кювета, поскольку в ней скапливается большое количество отпечатков.

Печать снимков любым способом (проекционным, контактным) ведется при неактиничном для фотобумаги освещении. С ним легче ориентироваться в лаборатории, располагать в определенной последовательности негатив и фотобумагу, следить за процессом обработки снимков. Освещают либо «мокрое» рабочее место, либо всю лабораторию.

Подготавливая фотоувеличитель к работе, поверхности линз объектива, конденсора, прижимных стекол очищают от пыли и загрязнений. Негативы со стороны подложки протирают замшей, тампоном (не оставляющим волокон), смоченными спиртом. Пылинки на эмульсионном слое сдувают струей воздуха из резиновой груши, удаляют сухой кисточкой. Фотобумагу хранят в местах, на которые заведомо не попадает белый свет, – в ящиках стола, поддоне фотоувеличителя или под его экраном, обязательно в пакете. Эта предосторожность исключает возможность подсветки, смешения разных по контрасту сортов фотобумаг.

Перед печатью оценивают качество негативов, подбирают фотобумагу с учетом их контраста. Из процесса печати исключают нерезкие негативы, очень тонкие и слишком плотные, с подсвеченными, слипшимися при обработке участками и другими дефектами. Негативы, пригодные к печати, помечают красителем в области перфорационных отверстий; разбивают по группам, для которых плотность (контраст) примерно одинакова.

При выключенном общем освещении настраивают осветительную систему фотоувеличителя.

Настройка осветительной системы фотоувеличителя. Работу на фотоувеличителе начинают с настройки (центрирования) его осветительной системы. Равномерное освещение в пределах кадра обеспечивает оптимальное положение источника света относительной оптической оси. Настройку осветителя проводят при установленном объективе, негативной рамке, включенном осветителе, выбранном масштабе увеличения и ослабленном кольце крепления узла юстировки. Диафрагма объектива полностью открыта, резкость наведена по краям кадра. При неравномерной освещенности кадра патрон с лампой в узле юстировки передвигают к себе – от себя, перемещают вправо-влево и в вертикальной плоскости, разворачивают вокруг своей оси, добиваясь равномерности светового потока. Правильность настройки оценивают зрительно по освещенности кадра на листе белой бумаги, расположенной на экране. Неравномерность в освещенности по площади кадра не должна превышать 15–20 %. При изменении масштаба увеличения возможна коррекция положения осветителя.

Наведение на резкость. Наводку на резкость осуществляют перемещением объектива вдоль оптической оси фотоувеличителя за счет вращения втулки в фокусировочной оправе, либо она автоматически устанавливается перемещением объективной панели по направляющим при изменении положения проектора.

Резкость проецируемого изображения наводят при открытой диафрагме объектива, чаще оценивая ее визуально – по фактуре одежды, четким контурам предметов и т. п. Для контроля точности наведения на резкость при печати с плотных негативов используют щелевое устройство, являющееся элементом многих негативных рамок. Оно состоит из двух металлических пластин, образующих небольшую щель. Проходя через данное устройство, свет на экране образует сплошную резкую светлую полосу при точной наводке или размытую и разделенную пополам – при неточной. Для наведения на резкость в этом случае негативную рамку выдвигают из гнезда проектора, пока изображение щели не будет проецироваться на экран. С изменением высоты положения осветителя резкость устанавливают заново.

При диафрагмировании объектива увеличивается глубина резкости проецируемого на экран изображения, что позволяет в случае непараллельности экрана и негатива в определенной степени избежать нерезкости.

Определение пределов увеличения. Выбираемое при проекционной печати увеличение зависит от формата негатива и печатаемого снимка, резкости негатива, его зернистости и других факторов. Формат снимка в одних случаях заведомо известен, например, для документов, удостоверяющих личность, фототаблиц. В других – формат кадра определяет профессиональный замысел фотографа, размеры сюжетно важного элемента на негативе.

При увеличении фотографическое изображение становится не просто большим по площади – оно преобразуется в картину. Изображение выглядит более естественным только тогда, когда приобретает определенный максимальный формат. Увеличение негатива позволяет сделать его композиционное построение более выразительным и тем самым открывает неограниченные возможности для кадрирования. Например, не воспринимаемую глазом на небольших снимках перспективу более естественно передают увеличенные снимки; увеличивая изображение, исключают случайные элементы, попавшие в кадр при съемке. Поэтому при данном формате снимка изображение увеличивают до тех пор, пока эти элементы не выйдут за границы кадра. Следует помнить, что с ростом увеличения снижается резкость изображения, возрастает зернистость.

Кадрирование изображения. Печать с негатива без обрезки его изображения – это наиболее благоприятная для фотографа ситуация. В практике фотографии она встречается крайне редко. В первую очередь это связано с тем, что фотограф за короткое время при съемке не имеет возможности продумать композицию и удачно построить кадр. Не существует и пропорциональной зависимости между форматами негативов и фотобумаги. Например, вытянутое изображение малоформатных негативов (24х36 мм) приходится обрезать при печати сюжетов, протяженных по высоте, а квадратные негативы (4,5х4,5; 6х6 см) среднеформатных камер – при печати сюжетов, протяженных в ширину. Возможны случаи, когда из изображения, полученного при горизонтальном расположении кадра, формируется композиция, построенная по вертикали, или с одного негатива печатаются два-три снимка, завершенные по своему композиционному построению.

Проще кадрировать симметричные сюжеты. После исключения из пределов кадра негатива несущественных деталей содержание печатаемого сюжета становится более понятным. Однако, обрезая участки изображения негатива, фотограф должен иметь чувство меры. Например, печатая (снимая) человека, группу лиц в полный рост, нельзя обрезать им ноги или верхнюю часть головы. Можно смело кадрировать погрудное изображение человека, «обрезая» изображение со всех сторон, но при этом следует помнить о сущности решаемой задачи – получение портретного снимка. Так, восприятию динамики движения спортсмена, автомобиля способствует большее свободное пространство на снимке перед движущимся объектом, чем за ним. Динамике портретных снимков эквивалентно направление взгляда – в данном направлении при кадрировании и оставляют больше свободного пространства.

При кадрировании изображение негатива ограничивают настолько, насколько это возможно или необходимо. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к необходимости повышать увеличение. Существуют различные варианты кадрирования.

При проекционной печати изготавливают снимки различного формата. Как и при съемке возможны варианты горизонтального и вертикального расположения кадра. Чаще размеры кадра ограничивает формат фотобумаги (9х12; 13х18; 18х24 см и др.). В этом случае на кадрирующей рамке устанавливают кадр под формат фотобумаги, а затем увеличивают изображение настолько, чтобы все изображение или наиболее существенная его часть разместились в пределах установленных границ. Размеры кадра корректируют таким образом, чтобы элементы кадрирующей рамки перекрывали периферийные участки фотобумаги, образуя после лабораторной обработки светлые кромки на снимках в пределах 3–5 мм. При печати со всей площади негатива увеличение подбирают с таким расчетом, чтобы проходящий между краями негативного вкладыша и самого негатива свет оказывался за пределами формата кадра.

Иногда кадрирование осуществляют при подобранном для печати увеличении и установленном на кадрирующей рамке формате кадра. В этом случае, перемещая рамку в пределах проецируемого изображения и исключая второстепенные его элементы, устанавливают границы кадра.

При печати не всегда удается определить точные границы кадра. Окончательное кадрирование изображения проводят при обрезке снимков. Обрезка снимка сверху, снизу и с боков может усилить содержание отображенного на нем сюжета.

Определение оптимальной экспозиции (выдержки) при фотопечати имеет особое значение для получения качественного фотоснимка. Начинающие фотографы часто недооценивают важность этой операции. Печать с выдержками, определенными «на глаз», не приводит к экономии времени и фотоматериалов.

Время экспонирования зависит от многих факторов: мощности источника света, плотности негатива, величины диафрагмы объектива, увеличения изображения, светочувствительности фотобумаги и др. Об оптимальности выдержки можно судить только при обработке фотобумаги до рекомендуемого времени проявления (2,5–3,0 мин) в свежеприготовленном растворе.

При оптимальной выдержке фотоснимок должен иметь глубокие черные тона в теневых участках, чистые, но с проработанными деталями «света». Темное плотное изображение с серыми «светами» свидетельствует о передержке; бледное изображение со светлыми участками без деталей – о недодержке.

Оптимальное время экспонирования определяют способами ступенчатого экспонирования фотоматериала или пробной фотопечати, помещая полоску фотобумаги на участках с сюжетно-важными элементами проецируемого изображения.

Определение оптимальной выдержки способом ступенчатого экспонирования заключается в последовательном экспонировании полоски фотобумаги ступенями через равные промежутки времени, экранируя отдельные ее части черной бумагой. Если все участки пробы имеют высокую плотность, то это говорит о передержке. Для определения оптимальной выдержки изготавливают новую пробу, используя при экспонировании участков выдержку меньшей кратности. Выбирая ее значение, ориентируются по минимальной выдержке предыдущей пробы. Наличие на пробе лишь светлых участков свидетельствует о недодержке. Поэтому для изготовления следующей пробы кратность выдержки увеличивают, ориентируясь по максимальной выдержке предыдущей.

Способ пробной печати основан на поэтапном экспонировании полосок фотобумаги. Кратность выдержки для каждой последующей пробы обычно увеличивают вдвое, например 2, 4, 8, 16… секунд. Пробы изготавливают до тех пор, пока не будет определена оптимальная выдержка.

Плотность участков пробы оценивают при белом свете, так как оценка качества печати при лабораторном (красном) освещении требует определенного навыка. Так, при красном свете черно-белое изображение воспринимается более плотным и контрастным (сочным), чем на самом деле. Данное явление следует учитывать при печати, изготавливая снимки с некоторой «передержкой». Оптимальная оценка плотности возможна и при темно-зеленом лабораторном освещении.

С увеличением размеров проецируемого изображения освещенность в плоскости экрана снижается. Поправку в экспозиции каждый раз определяют с помощью проб или ориентируясь по шкале увеличений и коэффициента изменения выдержки на стойке фотоувеличителя. Небольшое изменение масштаба проекции практически не влияет на время экспонирования.

Способы экспозиционных проб, используемые для определения выдержки, очень просты, надежны, но отнимают много времени, особенно пробная печать. Более современные основаны на использовании специальных оптико-электронных приборов для измерения освещенности.

Экспонирование фотобумаги. Фотопечать ведется при выключенном общем (белом) освещении. Кроме рассмотренных операций она включает установку негатива, регулировку освещенности, размещение фотобумаги и ее непосредственное экспонирование.

Освещенность изображения при печати зависит от плотности негатива. Ее подбирают, открывая или закрывая диафрагму объектива. При печати с плотных негативов диафрагму открывают полностью, а при печати с тонких закрывают так, чтобы обеспечить возможность экспонирования фотобумаги в пределах от 0,5 до 2–3 с.

Негатив в негативную рамку помещают эмульсионным слоем к экрану. Фотобумагу при установленном перед объективом красном светофильтре кладут на экран фотоувеличителя в пределах проецируемого изображения, прижимая края линейками, небольшими металлическими предметами. Экспонировать фотоматериал можно, убирая и устанавливая светофильтр под объективом либо выключив осветитель и убрав с пути светового потока светофильтр, экспонировать, включая и выключая осветитель.

Применение кадрирующей рамки исключает необходимость использования при печати красного светофильтра. После кадрирования, проводимого при белом свете, выключают осветитель, размещают фотобумагу в рамке, не изменяя ее положения, и экспонируют, включая, осветитель на требуемое время.

Отсчет выдержек ведут либо в автоматическом режиме, применяя реле времени, либо устно, с постоянной скоростью произнося двухзначные числа, соответствующие секундам. С изменением увеличения при печати с данного негатива или негативов одинаковой плотности для коррекции выдержки используют шкалу кратности увеличений и экспозиции фотоувеличителя.

Исправление изображения снимков. При печати контрастных, полученных при неравномерном освещении, а иногда и подсвеченных негативов возникает необходимость оттенить (экранировать) отдельные наиболее светлые участки и добавить выдержку на более темные, обеспечивая получение нормальных по плотности и проработке деталей снимков. Иногда, экранируя большую часть кадра, добиваются выделения на снимке той или иной сюжетно важной детали, например непропечатанного лица человека. Такой способ изменения количества копирующего света на отдельных участках фотоматериала получил название «местное маскирование». Маскирование проводят, частично перекрывая свет под объективом на соответствующих участках экспонируемой фотобумаги. Обычно перед началом маскирования определяют общую выдержку, ориентируясь по участкам негатива с максимальной плотностью. Затем специальной маской перекрывают свет, уменьшая выдержку в светлых участках негатива. В качестве масок (рис. 75) используют звездочки, круги из плотной непрозрачной бумаги; листы с отверстиями в зависимости от формы маскируемого участка, а часто и руку (руки) фотографа. В процесс экспонирования маску плавно перемещают над листом фотобумаги, избегая образования на отпечатке четких контуров маски.

При контактном способе печатипоследовательно выполняют операции по подготовке к печати, установке копирующего света, определению оптимальной экспозиции, экспонированию, исправлению качества снимка, лабораторной обработке отпечатков.

Подготовка к печати. Перед началом печати проверяют рабочее состояние копировального прибора. Осматривают контактное (покровное) стекло и при обнаружении царапин заменяют его. Оценивают равномерность освещения и его интенсивность. При высокой интенсивности ее уменьшают, изменяя положение осветительных ламп, снижая их накал, применяя дополнительные рассеиватели в виде папиросной или фильтровальной бумаги, располагаемой на матовых стеклах. При использовании осветительной системы фотоувеличителя освещенность изменяют диафрагмой объектива. Освещенность должна быть отрегулирована так, чтобы печать велась с выдержками в пределах 4–5 с. При меньших значениях выдержек сказываются ошибки в экспонировании, если их отсчет ведется не с помощью реле времени.

При печати должен быть обеспечен плотный прижим негатива к фотобумаге. Поэтому осматривают подушки копировальных приборов, проверяют наличие поролона на крышке копировальной рамки, выбирают покровные стекла толщиной 7–10 мм.

При контактной печати, как и при проекционной, на снимках должны отображаться все детали изображения, содержащиеся в негативе. Фотоснимки должны быть резкими, иметь оптимальную плотность, контраст, хорошую проработку деталей в светлых и теневых участках.

Форматные негативы изготавливают более высокой плотности с учетом высокой освещенности копировальных приборов. Вместе с тем, как и малоформатные, они могут иметь различные плотность и контраст. Подбор фотобумаги производят с учетом контраста негатива. Оптимальные результаты получают, когда интервал плотностей негатива приближен к полезному интервалу экспозиций фотобумаги. Поэтому негативы с повышенным контрастом печатают на мягкие фотобумаги, а мягкие и вялые негативы – на контрастные и особоконтрастные.

Размещение негатива и фотобумаги. При контактной печати соблюдается основное правило расположения негатива и фотобумаги – их эмульсионные слои обращены друг к другу. Нарушение этого правила приводит к получению зеркального изображения. На негативах, изготовленных на фототехнических пленках, трудно отличить эмульсионный слой от подложки, поскольку на последнюю нанесен противоореольный слой, мало отличающийся от эмульсионного.

Подложку от эмульсионного слоя можно отличить по содержанию негатива, если оно представляет текстовую информацию. Если при просмотре буквы цифры наблюдаются зеркально, то это эмульсионная сторона негатива, если текст читается – подложка. Во всех остальных случаях эмульсионный слой определяют, соскабливая острым предметом (лезвием, скальпелем и т. п.) краевые участки негатива, изображение которых впоследствии будет обрезано. При этом с эмульсионного слоя удаляется металлическое серебро, и царапины (соскоб) хорошо видны на просвет; со стороны подложки царапины не образуются.

На контактном стекле копировального прибора размещают негатив и фотобумагу эмульсионными слоями друг к другу. Затем их плотно прижимают крышкой и экспонируют со стороны негатива, включая белый копировальный свет. Аналогичным образом располагают фотобумагу и негатив при контактной печати с использованием копировальных рамок. Здесь в качестве источника света используют осветители, дающие равномерный поток света – матовые лампы накаливания или обычные с матовыми стеклами, а чаще световой поток от фотоувеличителя. Переворачивая рамку и располагая ее под источником копировального света, обеспечивают необходимое для печати положение негатива и фотобумаги. Перед экспонированием шибер открывают. При использовании покровных стекол на экран фотоувеличителя сначала кладут фотобумагу эмульсионным слоем к объективу, а на нее негатив эмульсией вниз. Негатив к фотобумаге прижимают покровным стеклом. Его размеры должны превышать размеры негатива, а от толщины зависит плотность прижима. Экспонирование осуществляют включением лампы осветителя.

Определение оптимальной выдержки. Основной способ определения оптимальной экспозиции при контактной печати на копировальных приборах – пробная фотопечать. При использовании копировальных рамок и покровных стекол оптимальную выдержку подбирают способом ступенчатого экспонирования фотоматериала. Выдержку задают с помощью реле времени или ведя устный отсчет. Пробу делают на узкой полоске фотобумаги, располагая ее на сюжетно важных участках негатива, включающих максимальные и минимальные плотности. Фотобумагу обрабатывают в стандартном проявителе до рекомендуемого времени проявления. После фиксирования на свету оценивают плотности на участках пробы и устанавливают оптимальную выдержку.

Изготовление контактных фотоснимков. После того как будет приблизительно подобрана выдержка, делают пробный отпечаток со всей площади негатива. Достаточная и равномерная по всей площади снимка плотность, хорошая проработка деталей в светлых и теневых участках свидетельствуют о высоком качестве снимка и точности подобранной экспозиции. Если отдельные части снимка резко отличаются по плотности (контрасту), приступают к маскированию (оттенению) изображения на этих участках.

Оттенение отдельных участков на копировальных приборах возможно лишь для больших по площади негативов, например аэронегативов. В этих целях можно изменять положение центральной лампы на КП-8М, включать или выключать группы ламп на КП-10, изменять на них мощность накала, применять маски с вырезанными отверстиями.

При печати с негативов форматом 9х12, 13х18 см контраст получаемого снимка в случае необходимости регулируют изменением времени экспонирования и проявления, руководствуясь следующими правилами:

– для уменьшения контраста изображения выдержку увеличивают относительно оптимальной на 20–25 %, а время проявления уменьшают от рекомендуемого на 20–25 %;

– для увеличения контраста изображения, наоборот, уменьшают выдержку, а время проявления увеличивают в тех же соотношениях.

В таких случаях качество получаемого при обработке изображения контролируют зрительно, наблюдая за процессом проявления и выравнивая плотность снимка. Проявление ведется до проработки всех деталей изображения. Снимки выглядят менее сочными, но детали, как правило, наблюдаются как в светлых, так и теневых участках.

При контактной печати с использованием копировальных рамок, покровных стекол возможно и обычное фотографическое маскирование посредством масок различной формы, рук и т. п.

Технологические процессы обработки фотобумаги, промывки отпечатков, сушки и обрезки снимков аналогичны проекционной печати.