История раннего христианства: возникновение церкви, Вселенские соборы церкви, расколы внутри христианства.
В прощальной беседе с учениками Христос обещал им послать Святого Духа как Учителя и Руководителя. Святой Дух сошел на апостолов на 50 день после воскресения Христова. Это событие произошло в Иерусалиме и совпало с празднованием Пятидесятницы – 50-го дня после иудейской Пасхи. Когда – то в этот день бог через Моисея даровал евреям Закон на горе Синай.
Сошествие Святого Духа на собравшихся вместе апостолов было воспринято как явление языков пламени, которые как бы разделились и сошли на каждого из апостолов. Эти огненные языки Святого Духа позволили апостолам говорить на иных языках, поэтому их теперь стали понимать представители других народов. Ученики Христа составили новозаветную – христианскую церковь.
Слово «церковь» происходит от греческого «кириакос» — «дом Господень». Но в старославянском и русском текстах Священного Писания «церковь» соответствует греческому слову «экклесия» — «собрание (призванных)». Избранность ветхозаветного Израиля унаследовала Христианская Церковь — новозаветный Израиль, новый народ Божий, перешагнувший через расовые, национально-культурные и государственные границы. Глава Христианской Церкви — Сам Христос.
Первыми распространителями христианства стали 12 апостолов Христа, они основали христианские общины. Самые известные из апостолов — Петр (считающийся основателем христианской церкви), Павел (бывший ярый язычник, который не был прямым учеником Христа, но, уверовав в него, очень много сделал для разъяснения в своих проповедях учения Иисуса), Андрей (распространявший христианство в разных странах, в том числе в России, и по версии древнерусской летописи «Повести временных лет» основавший Киев).
Апостолы, по мнению христиан, несли не только истины учения Христа, но и благодать (по гр. харизма), т.е. особую божественную силу, которая передавалась через специальный священнодейственный акт рукоположения в священство.
V В католичестве и православии носителями и передатчиками благодати являются священники (чем они и отличаются от мирян). Протестанты же считают, что благодать может снизойти на любого человека, и не признают в этом смысле приоритета священников.
Богословы и теологи признают, что церковь является социальной организацией. Но главным в определении церкви для них является ее мистическая, таинственная природа. Христианское богословие утверждает, что церковь — это не историческая организация, а мистическое образование, земная, телесная форма существования Иисуса Христа. Как утверждает Крупнейший русский религиозный философ В. С. Соловьев: «Церковь есть тело Христово не в смысле метафоры, а в смысле метафизической формулы. Множественность отдельных людей, из которых слагается церковь, образует единую общность, в которой благодатно проявляется действие Духа Божия» (Соловьев В. С. Духовные основы жизни. Собр. соч. 1903. Т. 3. С. 388). В связи с этим православные богословы и католические теологи стремятся подчеркнуть специфичность церкви, ее отличие от любых форм социальной организации. Церковь — «это не смертный, рассыпающийся на индивиды коллектив, а как бы живое существо, надмирной сверхчеловеческой природы, имеющее божественные свойства вечности, неразрешимости, нетления, святости, непогрешимости», — утверждает православный богослов А. В. Карташев (Карташев А. В. Православие — свет истинный опровержения безбожия. 1938. С. 205). С точки зрения католической теологии, церковь есть ни что иное, как выражение и обнаружение для людей таинства универсальной любви Отца, Сына и Святого Духа как чистого союза с ними человечества.
Таинственная, мистическая природа единения христиан с Богом отразилась в семи таинствах христианства, возникших в ходе начальной истории христианской церкви. Через эти таинства церковь выполняет и по сей день свою задачу воссоединения людей с Богом.
Христианские таинства:
1. Крещение. Крещение в христианстве берёт начало из обряда, исполненного Иоанном Крестителем над Иисусом в реке Иордан. Крещение принимается всеми христианскими конфессиями и означает для того, кого крестят, — крещаемого — вступление в Церковь. Крещение уже как таинство, а не как обряд установилось в апостольские времена, и тогда, как, впрочем, и сейчас, ему предшествовало наставление в вере. Взрослые верующие, готовившиеся принять крещение, назывались оглашенными или оглашаемыми. Они готовили себя к крещению молитвой и исповедью. Оглашаемые разделялись на три группы. Первая — «слушающие»; они получали право присутствовать в церкви, слушать Священное Писание и церковные наставления. Вторая группа оглашаемых — «те, кто преклоняет колени»; они могли присутствовать в храме на протяжении всей службы. Третью группу составляли «требующие», т. е. те, кто уже приготовился принять крещение. Только им доверялись важнейшие элементы христианского учения о Святой Троице и Церкви. Оглашение длилось от одного до трёх лет. Известны случаи, когда оглашенные откладывали совершение самого обряда до предсмертного часа, чтобы предстать перед Богом после смерти совершенно «чистыми». Однако подобная практика не поощрялась Церковью.
Обычно совершение таинства приурочивалось к празднику Пасхи или Пятидесятницы и заключалось в погружении в воду. По общему для Православной и Католической Церквей учению крещение есть таинство, в ходе которого крещаемый со словами: «Крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа» — получает Божию благодать и очищается от личных грехов, совершённых ранее, и от первородного греха, тяготеющего над всеми людьми до крещения. Это таинство совершается один раз и больше не повторяется на протяжении жизни. (Протестантство вкладывает в таинство крещения несколько иной смысл, поскольку считает, что прощение грехов и без того даровано христианину Иисусом Христом.)
Вначале крещение проводилось на открытом воздухе, в ручьях и реках, позже — в специальных помещениях крещальнях или баптистериях. Крещение является одним из самых ярких моментов в жизни христианина.
2. Евхаристия (причащение).(греч. – «благодарение».) Во время этого таинства все христиане в храме съедают кусочек хлеба и выпивают немного вина, которые символически олицетворяют соответственно тело и кровь Христа. Только через евхаристическое собрание можно объяснить само устройство ранней Церкви, жившей от одной евхаристической трапезы до другой. Богослужение было неотделимо от реальной помощи, заботы о неимущих братьях, вдовах, сиротах. Приходя для совершения евхаристии (первоначально просто в дом к кому-нибудь из членов общины), каждый приносил дары: хлеб и вино — для общей трапезы, деньги и вещи — для помощи неимущим.
Первой евхаристией считается Тайная Вечеря Иисуса Христа и его учеников. Затем с момента возникновения церкви она стала постоянно совершаемым таинствам на всех собраниях членов христианских общин. Сейчас евхаристия является центром всего христианского богослужения: после того, как священники церкви приносят благодарственную, умилостивительную и молитвенную жертву Богу за спасение всех людей, человек причащается (приобщается) к «телу и крови Христа», т.е. реально соединяется с Христом, освящая свою душу и свое тело. Евхаристия может совершаться только соборно. И лишь собравшись вместе для принесения Святых даров, община христиан становится Церковью.
(Для Православной и Католической Церквей — таинство, во время которого происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Для Протестантской Церкви евхаристия — только символический обряд, напоминающий о Тайной Вечере и крестной жертве Христа. Через причащение хлебом и вином христиане получают возможность мистического общения с Богом.)
Крещение и евхаристия являются главными христианскими таинствами.
3. Покаяние. Или исповедь. Это устный рассказ священнику о своих грехах перед Богом и получение прощения грехов от Христа через священника. Каждый священник обязан свято хранить тайну исповеди.
4. Миропомазание. Во время этого таинства происходит символическая передача христианину «даров Святого Духа» через помазание (смазывание) лба, глаз, ушей, рта, груди, рук и ног специальным ароматическим благовонием – миром. Данное таинство напоминает о сошествии Святого Духа на апостолов Христа после его вознесения. Миропомазание, как и крещение, совершается лишь однажды.
5. Елеосвящение (соборование). Помазание освященным древесным маслом – елеем – больного христианина с целью его выздоровления. Это таинство напоминает христианину о чудодейственных исцелениях, когда-то осуществлявшихся Иисусом Христом.
Перечисленные пять таинств являются обязательными для исполнения каждым христианином. Два остальных обязательными не являются:
6. Брак.
7. Священство. Это таинство рукоположения в церковный сан, осуществляемое епископами.
С христианской точки зрения принято различать таинство и обряд. Первое имеет божественное происхождение и связано с внутренней духовно-нравственной жизнью человека. У обряда — церковное происхождение, и он направлен на жизнь и деятельность человека в реальном мире и обществе.
История становления христианской церкви:
Вначале христиане, гонимые властями Римской империи, собирались для своих молитв тайно, под покровом ночи (в память об этом в православной церкви служится Всенощная, т.е. богослужение, которое длилось в древности «всю ночь»). Складывались тексты молитв и песнопений, утверждался единый порядок хода богослужений. Авторами текстов и последовательности важнейших служб выступали, как называют их христиане, Отцы церкви — наиболее авторитетные и заслуженные ее устроители и святые. Среди них Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др. Они пережили доносы, гонения, странствия, но не только сохранили и укрепили веру, но и заложили основы современной христианской церкви. Были созданы тексты и сценарии главной службы христианской церкви — литургии (с гр. богослужение), которая у католиков называется мессой. Для осуществления богослужений в церкви появились диаконы (букв. служители), епископы (букв. «сверху смотрящие"»), т.е. начала вырисовываться система христианской церковной иерархии (букв. с гр. священной власти). Со временем в христианской церкви установились три степени священства: епископат, пресвитерство (пресвитер – «старейший») и дьяконство, сохранившиеся у православных и католиков по сей день. К концу III в иерархия усложняется. Среди епископов выделились 5 церковных иерархов наиболее крупных, а также экономически и политически сильных областей и провинций. Их называли папами (греч. «паппас» – «отец»), митрополитами (от греческого “metropolites” — человек из главного города) и патриархами. Со временем наиболее могущественными и влиятельными стали Римский папа и Константинопольский патриарх.
В первые века христианства зародилось и христианское монашество (от гр. «монос» - «один», «монастырь» - букв. «уединенное жилище»). Находились люди, которые по примеру апостолов отрекались от земных благ, служа делу распространения новой веры. Путь монашества — это путь не для всех, а только для стремящихся к высшей святости и имеющих внутренние силы для ее достижения.
Появление монашества относится к IV в., когда некоторые христиане стали удаляться от мира, превращаясь в пустынников, отшельников. Монахами были многие учителя и Отцы церкви. Один из знаменитых отшельников — старец Антоний Великий — жил в Египте в III—IV вв. Он раздал свое имущество и ушел в пустыню, где боролся с искушавшими его демонами, являвшимися в виде диких животных. Прожил Антоний более ста лет. Постепенно возникла и идея коллективного общего жития монахов. Основателем общежитийного монашества был Пахомий, также прозванный Великим. Он создал первый устав коллективной монашеской жизни.
В IV в. н.э. огромная Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византию). Окончательное разделение произошло в 395 г., однако упадок западной части государства и столицы — Рима начал ощущаться гораздо раньше. История Византии, как вы знаете, имела длинное продолжение (до завоевания ее турками – османами в 1453 г.), а Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476 г. Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стало меняться. Появлялось постепенное осознание новой веры и, что немаловажно, власти увидели в христианстве могучую силу, которую можно поставить себе на службу. Из гонимой христианская церковь превратилась в наиболее авторитетную, господствующую и государственную. Решительный шаг сделал в этом направлении римский император Константин Великий (285—337 гг.). (Большое влияние оказала на Константина его мать Елена. Как рассказывает ее житие, она сочувствовала христианам, совершила поездку в Палестину, разыскала Гроб Господень и Крест, на котором был распят Иисус Христос (в память об этом отмечается праздник Воздвижения Креста Господня). За это Елена была причислена к лику святых.) Константин издал в 313 г. знаменитый Миланский эдикт, уравнивавший в правах христианство и другие религии.
V В православии Константин причислен к лику святых как равноапостольный (т.е. равный по значению апостолам), в католичестве он очень уважаем, но не считается святым.
Фактически после правления Константина, при императоре Юлиане (332—363 гг.), несмотря на временную утрату своего влияния (Юлиан пытался реставрировать дохристианскую национальную языческую римскую религию, за что получил от христиан прозвище «отступник»), христианство утвердилось в качестве государственной религии Римской империи, а Византия стала оплотом восточного христианства.
С этого времени церковь как организация приобретает относительную самостоятельность и становится обладателем особых интересов по отношению как к верующим, так и государству.Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви.
История Вселенских соборов христианской Церкви:
Важнейшим принципом жизни раннехристианской церкви был принцип соборности, т.е. принцип свободного «собирания» множества людей в единый церковный организм. Истоки этой формы восходят к так называемому Апостольскому собору (состоявшемуся в Иерусалиме около 49 г. н.э.). Позднее, начиная со второй половины II в., в практику вошли поместные соборы, на которые съезжались представители клира и мирян какой-либо области или провинции (а также ряда областей) для решения наболевших церковных вопросов. С прекращением гонений на христиан, соборная форма решения этих вопросов достигает полного своего развития. Царствование Константина Великого положило начало Вселенским соборам, созываемым для решения наиболее важных догматических и канонических (церковно-юридических) проблем, касающихся всего христианского мира.
Вселенские соборы собирались в течение IV—XI вв. На них съезжались представители высшего духовенства, делегированные своими церковными общинами. Дальнейшие церковные соборы, начиная с восьмого, происходили в обстановке разногласий между восточной и западной ветвями христианской церкви. После окончательного раскола церковные соборы были уже не всеобщими и созывались только католической церковью (хотя католики считают их вселенскими).
Первый Вселенский собор состоялся в г. Никея и называется Никейским (325 г.) по инициативе и под председательством императора Константина. Центральной темой собора была полемика с александрийским епископомАрием (256—336) и его последователями - арианами. Арий утверждал, что Бог-Сын не единосущен Богу-Отцу. Никейский собор осудил учение Ария. Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей), где Сын вечно рождающийся от Отца, единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность.
После Никейского собора остался невыясненным вопрос относительно божественности Святого Духа. Поэтому император Феодосий созывает в 381 г. второй Вселенский собор – Константинопольский. На Константинопольском соборе была принята новая редакция Никейского Символа Веры, в частности было решено считать Святой Дух исходящим от Бога. Святой Дух стал полноправной составляющей Святой Троицы. (Святая Троица = Бог-Отец + Бог-Сын + Святой Дух). Арианство стало считаться еретическим учением, т.е. неканоническим, неправильным, отвергаемым большей частью Церкви и ложным по отношению к официальному учению и канону. В итоге появился т.н. Никео-Царьградский Символ веры (краткое изложение основных догматов) – первый догмат христианства, который и по сей день признается православными и протестантскими Церквами. Католическая Церковь имеет расхождение с этим Символом веры.
Никео – Царьградский Символ веры:
Христиане, согласно Символу веры, состоящему из 12 членов (частей), верят:
1. В Единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли.
2. В Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущного Отца (т.е. одной природы, одного существа с Богом-Отцом).
3. В то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей.
4. В то, что Иисус был распят при Пилате, страдал и умер как человек и был погребен. Иисус принял страдание за всех людей, за их грехи.
5—6. В то, что Христос воскрес на третий день, а затем вознесся на небеса. Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом.
7. В то, что Иисус придет на Землю второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут.
8. В Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец.
9. В Единую, Святую (освященную Христом, несущую божественную благодать), Соборную (составленную из свободных личностей — людей всех времен и народов), Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь.
10. В таинство крещения и оставление грехов.
11. В будущее Воскресение мертвых.
12. В вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного суда.
Помимо вопросов о тождественности Божеству Лиц Троицы, встали вопросы о том, что означает «человеческое» в Иисусе Христе, как нужно понимать соединение Божества и человечества в нем.
На третьем Вселенском соборе – Ефесском (431 г.) – прозвучала критика взглядов константинопольского патриарха Нестория и его последователей – несториан – которые призывали четко разделять в Христе человеческое и божественное, считая божественное в Христе – главным. Но победила точка зрения противников Нестория.
На четвертом Вселенском Соборе – Халкидонском (451 г.) – была окончательно определена неверной трактовка природы Христа как преимущественно божественной. Несторианство также было признано ересью. Однако на точке зрения, что в Христе человеческое поглощено божественным продолжала оставаться группа, возглавляемая Константинопольским архимандритом Евтихием и поддерживающим его Александрийским папой и патриархом Диоскором, которые получили название монофизитов (одноестественников). Монофизитство существовало достаточно долго и распалось в последствии на ряд течений. А собор утвердил такую формулировку двойственной природы Христа: «два естества — Божеское и человеческое — соединены во Христе нераздельно и неслиянно». Кроме того, на Халкидонском соборе большое внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоплощения.
Пятый Вселенский собор – II Константинопольский (553 г.) – окончательно признает неразрывность божественной и человеческой природы Христа. На этом соборе Византийский император Юстиниан (527-565 гг.) толкает богословов на провокацию, пытаясь утвердить точку зрения, что Христос был истинным Богом в человеческом обличье. Такое насилие императора раскалывает Церковь: в Византии сильны были позиции монофизитов, вследствие чего более популярной на Востоке считалась именно их точка зрения, что Христос был прежде всего носителем божественных качеств, а в Западной Римской империи придерживались иного взгляда, принятого на Халкидонском соборе – о неразрывном единстве божественного и человеческого в Христе.
Шестой Вселенский собор состоялся в 680 г. опять в Константинополе (III Константинопольский собор). Речь на нем опять шла о двойственной природе Христа, и на этом соборе вновь постановили считать природу Христа неразрывно дуалистичной: богочеловеческой. Это позволило Риму продемонстрировать Константинополю свой духовный авторитет.
Седьмой Вселенский собор состоялся в 787 г. в Никее (II Никейский собор). Главный объект споров – вопрос об отношении к изображениям Христа. Существовало две противоборствующих группы: иконопочитатели (считали, что иконы символизируют божественное присутствие) и иконоборцы (стремившиеся уничтожить иконы, как объекты суеверного почитания). Этот вопрос был актуален для Византии, но не для Западного христианства. Общий смысл решения этого собора – сохранить иконопочитание. Однако иконоборчество продолжалось и в IX в., а в середине IX века иконоборцы были объявлены еретиками.
Был еще и т.н. Восьмой Вселенский собор – IV Константинопольский,который состоялся в 869 г. Впервые в истории Церкви обсуждаются не вопросы догматики и вероучения, а церковно-политические разногласия, которые ставят под сомнение единство Восточной и Западной Церквей. Этот собор должен был подтвердить реальное единство двух ветвей христианской церкви. Но этого не произошло, хотя формально церкви пришли к общим мнениям.
Раскола церквей исторически избежать уже было нельзя, ибо главным камнем преткновения между церквами был вопрос о духовном главенстве. Кроме того, сложились отличия в таинствах и обрядах в Западной Церкви (целибат – обет безбрачия для всего духовенства, признание того, что святой дух исходит не только от Бога-Отца (как определялось в Никео-Царьградском Символе веры), а и от Бога-Сына – т.н. «filioque» – «и от Сына», и т.д.) и Церкви Восточной.
Окончательный раскол христианской церкви на две ветви – восточную (православие) и западную (католичество) произошел в 1054 г. когда посланник папы римского Льва IX – Кардинал Гумберт – привез в Константинополь буллу папы об отлучении от церкви византийского патриарха Михаила Керуллария, а затем последний, в свою очередь, отлучил от церкви папского легата.
Несмотря на то, что папа Павел VI и патриарх Константинопольский Афинагор отменили взаимные анафемы обеих сторон 7 декабря 1965 г. и обе конфессии были официально названы Церквями-Сестрами, раскол между православием и католицизмом сохраняется до сих пор.