УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
Иисус Христос называл Свое учение РадостнойилиБлагой Вестью (греч. Евангелие). Он принес миру не новые философские доктрины и не познание тайн потустороннего. Он в корне изменил самое отношение людей к Богу.
Проповедь Иисуса обращена не к «массам», а к каждой отдельной личности. В толпе духовный уровень людей снижается, они оказываются во власти стадных инстинктов. В каждом отдельном человеке заключен целый мир, бесконечно ценный в глазах Божиих.
Из всех имен, которыми в Писании называется Творец, Иисус предпочитает слово Отец. От Христа люди узнают, что с Создателем Вселенной можно говорить один на один, как с любящим Отцом, Который ждет ответной любви. Ни храмовое действо, ни даже совместная молитва не могут заменить общения с Богом наедине, сокровенной беседы с Отцом. В единственной молитве, которую дал Иисус ученикам, Он учит молиться простыми словами с любовью и доверием.
Заповедь любви:
Зло, с которым человек соприкасается теснее всего, живет в нем самом: склонность к насилию, слепая мятежность, ищущая самоутверждения за чужой счет и безграничного простора инстинктам. Это зло питается ощущением собственного «я» как единственного центра, имеющего ценность. Растворение "я" в стихии общества, в коллективе, казалось бы, ограничивает бунт индивида, но при этом нивелирует, стирает личность. Выход из тупика — в библейской заповеди, данной еще в Ветхом Завете, задолго до Иисуса Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18; Мф.5, 43; 19, 19; 22, 39; Мк.12, 31; Лк.10, 27). Она призывает к борьбе против звериных эгоистических начал, к признанию ценности другого "я". Заповедь любви к ближнему конкретизируется Иисусом в простом правиле: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними"(Мф. 7, 12; Лк.6, 31).
А как должны поступать ученики Христовы, если сталкиваются с проступками других людей? При виде слабостей ближнего человек должен не выносить ему приговор, а сострадать, памятуя о собственной греховности. «Не судите, —предостерегает Иисус, — чтобы и вы не были судимы, ибо каким судом судите и какою мерою мерите, так будет отмерено и вам» (Мф. 7, 2; Мк. 4, 24; Лк. 6, 38).
Людям свойственно ненавидеть врагов, но ученики Иисуса Христа должны побеждать зло добром. Им следует бороться с мстительными чувствами. Мало того, они должны делать добро своим обидчикам. "Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных... Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5, 45; 5, 48).
Нагорная проповедь Иисуса Христа:
Нагорная проповедь Христа представляет собой собрание заповедей Нового Завета. В этих заповедях отражена система ценностей и нормы праведной жизни каждого христианина. В них существенно переосмыслены заповеди Ветхого Завета – 10 заповедей, данных богом Яхве Моисею на горе Синай, а также существенно расширено число заповедей в различных областях жизнедеятельности и мировосприятия человека. Наиболее важны из них так называемые «Заповеди блаженства»:
V Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное;
V Блаженны плачущие, ибо они утешатся;
V Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю;
V Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;
V Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;
V Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
V Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими;
V Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство Небесное;
V Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня;
V Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
(Цитата по Евангелию от Матфея)
Старое и новое:
Для людей, слушающих Иисуса, было важным решить, как соотносится Его учение с древним Моисеевым Законом? Религиозные учители Израиля времен Иисуса, фарисеи и книжники, часто прибавляли к Закону сотни мелочных правил. Иисус, напротив, возвращал Ветхий Завет к его истокам - к Десяти заповедямСиная, подлинному Моисееву наследию, сохраненному пророками. Иисус углубляет и дополняет этические требования Закона.
Законы Ветхого Завета и заповеди Христа:
ВЗ: «Не убивай, кто же убьет – подлежит суду.» Иисус: суду подлежит любой гневающийся и оскорбляющий ближнего своего, его ждет геенна огненная.
ВЗ: «Не прелюбодействуй». Иисус: всякий, испытывающий вожделение к женщине – уже прелюбодействует с ней в своем сердце; а посему необходимо уничтожать органы тела, возбуждающие вожделение (вырвать глаз, отсечь руку), дабы потом все тело не горело в геенне огненной.
ВЗ: если разводишься с женой – дай ей разводную (обеспечь ее права). Иисус: любой, кто разводится (если только жена не прелюбодейка) – дает повод жене к прелюбодеянию, а также любой, кто женится на разведенной – прелюбодей.
ВЗ: «не нарушай клятву, а выполняй ее перед лицом Господа». Иисус: не клянись вовсе – лишь утверждай или отрицай («да, да или нет, нет – а другие слова – от лукавого»).
ВЗ: «око за око, зуб за зуб». Иисус: не противься злу! Просящему у тебя – дай!
ВЗ: «люби ближнего своего и ненавидь врага своего». Иисус: люби врагов, благословляй проклинающих тебя, молись за обижающих тебя; будь совершенен, как Отец Небесный.
Прочие заповеди:
V Не творите милостыни напоказ;
V Не молитесь напоказ;
V Не поститесь напоказ;
V Прощайте, и будете прощены;
V Не думайте о земных богатствах;
V Не служите двум господам;
V Не судите, да не судимы будете;
V Не позволяйте поругания святынь;
V Просите, и дано вам будет;
V Поступайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами.
Земная жизнь и жизнь вечная:
Ветхозаветная религия очень долго она не находила ответа на вопрос о посмертной участи человека. В Ветхом Завете было создано представление о Шеоде, сумрачном царстве мертвых, Преисподней. Настоящее же «продолжение жизни» видели главным образом в потомках. Только в IV в. до Р.Х. появилась идея грядущего возрождения, воскресения всех людей, нового неба и земли, где будут царствовать правда и все злое будет побеждено. Иисус Христос полностью подтвердил веру в воскресение мертвых. Однако Евангелие учит не только о потустороннем, но и о том, как нам должно жить сегодня. Бессмертие, воскресение, Царство Божие, о которых говорит Евангелие, неотделимы от того, что совершается в этом мире. Если человек станет пренебрегать своим земным служением, это будет изменой его призванию. С другой стороны, тех, кто все силы отдает тоя в этом мире. Если человек станет пренебрегать своим земным служением, это будет изменой его призванию. С другой стороны, тех, кто все силы отдает только материальному, ждет неминуемая катастрофа. Жизнь коротка и может оборваться в любой момент. И в любой момент человек может быть спрошен о том, как он прожил свою жизнь, на что употребил он данные ему способности и таланты.
Царство Божие:
Иисус говорит о Царствии Божием, иногда называя его также Царством Небесным, как о Своем Царстве, Своем господстве в мире и в сердцах людей. Царство Божие выше всего преходящего. Сокрушая власть зла, оно несет на землю законы Неба. Эту духовную реальность нельзя ставить в один ряд с каким-либо земным счастьем. Земное счастье хрупко, немного нужно, чтобы развеять его. Царство Божие — это жизнь в правде Божией, именно такая жизнь приносит человеку наивысшее удовлетворение и счастье.
return false">ссылка скрытаКто же может проложить путь к Царству? Кто подведет к нему человека? Иисус. Он не только Пастырь; Он — Дверь, Врата, через которые входят люди в Царство Небесное. Так учил Он о Себе Самом. Он — Посредник, соединяющий Небо и землю. «Никто, — говорит Иисус, — не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6).
Таким образом, Благая Весть Иисуса Христа есть весть о спасении от смерти, о приобщении мира к Божественной жизни как высшей его цели. Это Царство уже приходит в наш мир, если в душах людей воцаряется Господь. Оно приносит вступающим в него не забытье, а светлое, радостное чувство близости Отца Небесного. Евангелие разрушило преграды, разделявшие людей. Каждый, становящийся христианином, приобретает как бы второе гражданство, входит в народ, в котором «нет ни эллина, ни иудея... но все и во всем Христос» (Гал.З, 28; Кол.3, 11).