Анализ потребления, сбережений и инвестиций как составных частей совокупного спроса
В предыдущем параграфе мы отмечали, что совокупный спрос , стимулировать который предлагается в рамках кейнсианского подхода, состоит из спроса на потребительские товары , на инвестиции , правительственных расходов и чистого экспорта :
. (9.6)
Согласно классической концепции уровень совокупных расходов, определяемый совокупным доходом, всегда достаточен для закупки продукции, произведенной в условиях полной занятости. Кейнсианский подход, поставив под сомнение данное утверждение, исходит из того, что объем спроса отдельных экономических субъектов, формируется под воздействием разных побудительных мотивов, включая психологические факторы. Со времен Кейнса в инструментарий экономической науки вошли понятия «склонность», «ожидания», «предпочтения»и т.п. Данные понятия уже в виде конкретных экономических показателей позволяют не просто учитывать психологические факторы, но и измерять их влияние при анализе макроэкономического равновесия.
ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
Итак, посмотрим внимательнее на компоненты совокупных расходов. Начнем со спроса на потребительские товары — важнейшей составляющей совокупного спроса . На потребление приходится, как правило, больше 50% общей величины совокупного спроса. Потребительский спрос определяется как платежеспособный спрос, или как сумма денег, которая тратится населением на приобретение потребительских благ. Спрос зависит от многих факторов, включая уровень цен, экономические ожидания, накопленное богатство, традиции в обществе, уровень налогообложения, политическую, а также демографическую ситуацию, привычки людей, ставки процента по потребительским кредитам, ожидания инфляции и др. Таких факторов исследователи потребительского поведения насчитывают несколько десятков. Однако со времен Дж. М. Кейнса определяющим фактором при анализе потребления стал доход.
Структура потребления, как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со своим доходом и укладом жизни. Однако есть и некоторые общие приоритеты. Так, нетрудно представить расходы любой семьи по степени их значимости, на питание, одежду, жилье, транспорт, медицину, образование. При этом расходы малоимущих семей приходятся в основном на питание и самые необходимые повседневные нужды. При росте доходов семей увеличиваются расходы на одежду, предметы длительного пользования, отдых, развлечения, сбережения и т.п.
СБЕРЕЖЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДОХОДА
Непотребляемую часть дохода или часть, остающуюся после осуществления всех потребительских расходов, составляют сбережения,т.е. сберегаемая часть дохода.
Если представители классической школы связывали стремление населения к сбережению с величиной процентной ставки,то Кейнс отметил, что склонность населения сберегать обусловлена, прежде всего, изменениями в доходе.Помимо дохода стремление к сбережению формируется под влиянием большого спектра разнообразных причин — от желания обеспечить себе экономическую независимость, скопить деньги на старость, решить проблемы подрастающих детей и так далее, вплоть до элементарной скупости.
Объем национальных сбережений — важнейший показатель развития экономики. Это один из 10 агрегатов СНС наряду с такими, как ВВП, ВНД и пр. Он требуется не только для анализа уровня жизни, но и как один из, источников финансирования инвестиций. Не случайно в развитых странах весьма бережно относятся к сбережениям граждан.
ФУНКЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ И СБЕРЕЖЕНИЯ
Общий уровень и динамику потребления и сбережений исследуют с помощью таких инструментов, как функция потребления и функция сбережения:
а) потребление как функция дохода :
; (9.7)
б) сбережения , равные разнице между доходом и потреблением :
или . (9.8)
СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ И СБЕРЕЖЕНИЮ
Для того чтобы выяснить, от чего зависит угол наклона функций потребления и сбережения, необходимо ознакомиться с показателями, характеризующими тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Это так называемые склонность к потреблению и к сбережению. Названные понятия введены Дж. М. Кейнсом, который писал по поводу одного из них: «Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только «apriori», исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход».
Итак, показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбережению, можно выразить следующим образом.
Средняя склонность к потреблению и сбережению:
а) средняя склонность к потреблению (average propensity
to consume— ), исчисляемая по формуле
(9.9)
показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление;
б) средняя склонность к сбережению (average propensity to save —
), исчисляемая по формуле
, (9.10)
показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения.
Показатели, которые мы описали выше, важны для характеристики тенденций в потребительских расходах. Так, по мере роста располагаемого дохода доля дохода, направленная на потребление, уменьшается, т.е. уменьшается, a , напротив, увеличивается, что отражает ситуацию увеличения сбережений у потребителей по мере роста дохода — богатые люди имеют больше возможности сберегать, чем бедные. Однако такая тенденция наблюдается в краткосрочном периоде. В долгосрочном плане и , как правило, стабилизируются, отражая относительную устойчивость потребительского поведения при отсутствии «форсмажорных» обстоятельств.
ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ И СБЕРЕЖЕНИЮ
Но возникает вопрос, что происходит с потреблением и сбережением, когда изменяется доход. Для ответа на него используются показатели, характеризующие реакцию потребителя на изменение дохода.
Предельная склонность к потреблению и сбережению:
а) предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume — ), исчисляемая по формуле
, (9.11)
показывает, какая часть прироста дохода используется на прирост потребления или какова доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода;
б) предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save — ), исчисляемая по формуле
(9.12)
показывает, какая часть прироста дохода используется на прирост сбережения или какова доля прироста расходов на сбережения при любом изменении располагаемого дохода.
Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению для любого изменения дохода всегда равна единице:
. (9.13)
Это дает возможность выражать один показатель посредством другого:
, или . (9.14)
Показатели предельной склонности к сбережению и предельной склонности к потреблению не менее значимы при анализе макроэкономического равновесия, чем предельные величины в микроэкономике, в которой маржинализм стал основным методом анализа.
Так, функции потребления и сбережения с использованием показателей МРС и MPS могут быть представлены в следующем виде.
Функция потребления:
, (9.15)
где — автономное потребление, величина которого не зависит от размеров дохода;
— предельная склонность к потреблению;
— доход;
— налоговые отчисления.
функция сбережения:
, (9.16)
где — автономные сбережения;
— предельная склонность к сбережению.
Если рассматривать функции потребления и сбережения как непрерывно дифференцируемые, то и есть не что иное, как производные этих функций . Данные показатели и будут определять крутизну ( угла наклона) функций потребления и сбережения.
ИНВЕСТИЦИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОВОКУПНЫХ
РАСХОДОВ (AD)
Вторая составляющая совокупных расходов — инвестиционныерасходы, которые можно определить как денежные вложения, увеличивающие объем инвестиционных (производительных) товаров. Инвестиционные расходы могут быть направлены как на увеличение объема капитала предприятия, так и на сохранение этого объема на прежнем уровне. Соответственно принято различать чистые инвестиции(инвестиции нетто), которые равны увеличению объема капитала, обеспечивающему прирост производства, и валовые инвестиции(инвестиции брутто), равные чистым инвестициям плюс расходы на замещение старого капитала (амортизация).
Инвестиционные расходы, как правило, составляют около 20% от общего объема совокупного спроса, т.е. значительно меньше расходов на потребление. Однако, поскольку от их размера зависят колебания деловой активности не только в текущем периоде, но и темпы экономического роста в будущем, значение инвестиций трудно переоценить.
Различают следующие направления вложений инвестиционных средств:
■ производственные инвестиции (оборудование, здания, сооружения);
■ инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ) (незавершенное производство, сырье, материалы, готовые изделия);
■ инвестиции в жилищное строительство.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И ЧИСТЫЙ ЭКСПОРТ КАК
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АО
Государственные расходы — это прежде всего денежные средства на закупки государством на рынках благ. Объемы этих закупок определяются состоянием государственного бюджета. Общая тенденция после Второй мировой войны для стран с рыночной экономикой такова: размеры государственного бюджета, его расходных статей известны на год вперед. Мы будем считать их величиной автономной, т.е. не зависящей от совокупного дохода , и обозначим функцию спроса государства на рынке благ как . Такой подход не отрицает того очевидного факта, что государственное влияние на совокупный спрос определяется не только величиной сумм статей расходов, утвержденных в бюджете, но и мероприятиями государства в сфере фискальной и денежно-кредитной политики.
На величину чистого экспорта также воздействует комплекс разнообразных причин, среди которых важнейшие — курс национальной валюты, величина издержек и цен в странах, торгующих друг с другом, конкурентоспособность производимых товаров. Чистый экспорт — это сальдо торгового баланса страны, и мы также будем рассматривать его как величину постоянную.