Философские учения о познании: гностицизм, агностицизм, скептицизм.

 

В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания: гностицизм и

агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе».

Агностицизм и гностицизм являются не главными разли­чиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. От­личие их подходов в том, что:

• идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через свою отражательную способность — созна­ние — изучает сама себя.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

практики — признавать главным способом познания практи­ку — деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;

познаваемости — быть убежденным в самой возможности познания;

объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины — искать именно индивидуальную и дос­товерную истину в конкретных условиях.

 


 

РАССМОТРЕНО на заседании ЦК ОГиСЭД Протокол № ____ от «_____»__________________ Председатель _____________ ГОУ СПО Московский медицинский колледж им. С.П. Боткина Департамент здравоохранения города Москвы Дисциплина: Основы философии По специальности: Лабораторная диагностика, 2-й курс УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе Усатенко Е.В.__________________ «_____»_____________ 20____ г.

 

 

Билет №15

 

1. Позитивизм в философии ХХ века. Неопозитивизм и Постпозитивизм.

2. Мышление, его истоки и сущность. Процесс мышления. Роль языка в мышлении.
Эталоны ответов