Блага и товар
Благо представляет собой предмет, услугу, явление, продукт труда, в котором человек испытывает необходимость, нуждается в нем.
Для того чтобы предмет стал благом, требуется выполнение следующих условий:
1) человеческая потребность;
2) свойства предмета, делающие его годным для удовлетворения этой потребности;
3) познание человеком связи между потребностью и свойствами предмета;
4) возможность распоряжаться данным предметом (предмет не принадлежит индивиду; находится вне пределов его досягаемости; стоит слишком дорого).
Предмет перестает быть благом, если не выполняется хотя бы одно из этих условий. Например, человек ощущает потребность во вкусной пище (первое условие); существует соль, которая может помочь ему удовлетворить эту потребность (второе условие); однако человек не знает о взаимосвязи своей потребности и соли (третье условие) или соль находится на территории, которая ему недоступна (четвертое условие).
Блага, согласно А. Маршаллу, можно разделить на материальные и нематериальные (схема.11). К материальным благам относятся полезные материальные вещи и права на владение ими. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним нематериальным благам относятся собственные качества и способности человека (например, деловые способности, профессиональное мастерство, способность получать удовольствие от чтения и музыки).
К внешним нематериальным благам можно отнести репутацию, а также деловые и социальные связи людей (например, отношения с коллегами по работе, одноклассниками, одногруппниками, соратниками, друзьями, соседями, родственниками).
Репутация относится к внешним благам, поскольку она не всегда зависит от человека и зависит от мнения о нем окружающих. Так, не самый добропорядочный гражданин может иметь отличную репутацию, и наоборот.
Блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми. К непередаваемым благам относятся личные качества и способности человека к действию и наслаждениям, часть деловых связей, зависящих от доверия к личности, а также благоприятные климатические условия, воздух, гражданские привилегии и права, возможность пользоваться общественной собственностью. Все остальные блага относятся к передаваемым.
Кроме этого выделяют блага первого, второго, третьего и т. д. порядков. Блага первого порядка человек использует непосредственно для потребления, блага высших порядков (второго, третьего и т. д.) — для производства благ первого порядка.
Одно и то же благо может быть одновременно благом первого и более высокого порядка (второго, третьего и т. д.).
Блага подчиняются следующим законам:
1) благо высшего порядка нельзя использовать для удовлетворения потребностей, если не располагать комплементарными (дополнительными) благами низшего порядка (например, пшеница, которая в темном чулане хранится, не может быть использована для приготовления хлеба, если нет орудий, позволяющих изготовить из нее муку);
2) блага высшего порядка являются благами, потому что
они используются для производства благ первого порядка.
Блага также можно разделить на экономические (или хозяйственные) и неэкономические.
Экономическими являются блага, надобность в которых превышает доступное распоряжению количество, т. е. их меньше, чем потребность в них. Соответственно, неэкономические блага — это блага, надобность в которых меньше количества, доступного распоряжению. Одно и то же благо в разных условиях может быть и экономическим, и неэкономическим. Например, вода в обычных условиях является неэкономическим благом, но в местности испытывающей недостаток во влаге, становится благом экономическим.
Основными свойствами блага являются следующие: ценность, стоимость, полезность, потребительная стоимость.
Потребительная стоимость блата — это его способность удовлетворять потребности людей. Если благо не обладает потребительной стоимостью, оно просто не найдет покупателя, не будет реализовано.
Полезность также выражает способность блага удовлетворять потребности, однако делает это несколько в иной форме, чем потребительная стоимость. Мы можем дать количественную оценку полезности, и если невозможно сказать точно, что данное благо во столько-то раз ценнее другого, то уж ранжировать товары в зависимости от их полезности каждый индивид в состоянии. Категория «потребительная стоимость» несет только качественную нагрузку, и нельзя сказать, что потребительная стоимость одного товара больше потребительной стоимости другого.
Свойства товара «стоимость» и «ценность» также близки по смыслу, означая некую субстанцию, которая позволяет сравнивать разные товары и делать вывод о том, что один товар является более дорогим, чем другой. Однако существуют нюансы, позволяющие говорить об их кардинальном различии.
Категория «ценность» отражает субъективную оценку индивидом блага, «стоимость» же является объективной характеристикой. Величина ценности блага для каждого человека своя, стоимость зависит от количества труда, капитала, земли, предпринимательства, затраченных на его производство.
В Советском Союзе была сделана попытка реализовать на практике марксистскую трудовую теорию стоимости. «...Институты нового общества создавались под кальку тех, которые описывались в работах К. Маркса и Ф. Энгельса»[12]. Попытки определять цены товаров на основе затрат труда на их производство привели к завышению цен на одни товары и услуги и занижению — на другие. Как следствие — дефицит одних товаров и избыток других; слишком высокие доходы одних категорий работников и чрезвычайно низкие заработки, как правило, у пролетариев умственного труда. Реализация принципа трудовой стоимости в ценообразовании в конечном итоге привела к тому, что «в состоянии купить окажутся только те, кто придет первым, или только те, кому специфические обстоятельства (например, личные связи) обеспечили привилегированное положение»[13].
Необходимо рассказать еще о существовании категории «меновая стоимость» — формы проявления стоимости в процессе обмена, определяющей количественные пропорции товаров в процессе обмена. Интересно, что соотношение между меновой и потребительной стоимостью для каждого экономического субъекта постоянно изменяется, и причины таких перемен следующие:
1. изменения потребностей индивида (например, связанные с возрастом);
2. изменения свойств товара;
3. изменение количества товара (увеличение количества доступного распоряжению товара уменьшает его потребительную стоимость и увеличивает меновую); уменьшение количества приводит к обратным результатам.
Экономическое благо, предназначенное для обмена, называют товаром. Благо перестает быть товаром, когда владеющий им экономический субъект отказывается от намерения обменять его или когда оно попадет к индивиду, который не намеревается дальше обменивать его и намеревается заняться потреблением.
Экономический обмен благ предполагает, что в распоряжении субъекта находятся блага, имеющие для него меньшую ценность, чем другие блага, которыми распоряжается другой субъект, тогда как у последнего в оценке благ наблюдается другое соотношение; субъекты обладают возможностью осуществить обмен благ. В итоге оба контр-партнера, в идеале, получают выгоду от сделки.
Все товары характеризуются особой способностью к сбыту, или ликидностью.
Во-первых, способность товаров к сбыту (схема. 12) ограничена по
отношению к лицам, которым можно сбыть товар. Владелец товаров не может сбыть товары лицам, которые:
· не имеют потребности в данных товарах;
· по правовым или физическим причинам не могут приобрести данный товар;
· не знают о возможности приобрести товар;
· оценивают товар на сумму, меньшую, чем предполагает продавец.
Во-вторых, ликвидность ограничена местностью, в которой можно реализовать товар, т. е. в данном районе должен быть круг лиц, имеющих потребность в данном товаре. Кроме этого, не должно быть правовых или физических препятствий для доставки товара в данную местность, а также должны окутаться расходы, связанные с перевозкой.
В-третьих, ликвидность товаров ограничена количественно. Например, учебник по экономической теории может быть реализован относительно небольшой аудитории, в то время как романы какой-нибудь Д. Донцовой продаются в уму непостижимых количествах.
В-четвертых, способность товаров к сбыту ограничена сезоном, в течение которого может быть реализован товар, так, один товар можно продать только зимой, другой — исключительно летом, третий является демисезонным.
Так как ресурсы являются достаточно редкими, экономика не в состоянии обеспечить оптимальный выпуск всего ассортимента товаров и услуг. Следует принимать решения относительно количества товаров, которое можно произвести и от которого необходимо отказаться.
Отношения обменавпервые возникают в форме аутистического обмена — обмена между человеком и природой. Как отмечает французский экономист А. Тюрго, ценой природы, которую она требует от человека в этой сделке, являются время и усилия, затраченные человеком. Преобладающей формой обмена в наши дни аутистический обмен выступает только в случае изоляции индивида. Примером аутистического обмена можно считать обмен между творческим индивидом и природой, в результате которого первый получает информацию в форме откровения (вдохновения).