Определение и структура рынка
Категория «рынок» имеет два основных значения:
1. система экономических отношений между людьми, механизм, помогающий осуществлять взаимодействие между покупателями и продавцами;
2. место торговли.
Одна из студенток, обучавшихся у автора, в письменном ответе на вопрос об определении рынка, написала: «рынок и базар — одно и то же; рынок бывает открытый и под крышей». В данном случае речь шла исключительно о второй ипостаси категории «рынок».
В прошлом рынок как место торговли (агора в Древней Греции, форум в Древнем Риме, гостиный двор на Руси) сыграл определенную роль в развитии городов, являясь центром, вокруг которого концентрировались поселения торговцев и ремесленников. В дальнейшем роль рыночной
площади в городах снижается; системообразующим центром города становятся одна или несколько улиц, В то же время для современной деревни рынок продолжает оставаться основным местом сбора, обмена информацией и заключения сделок.
Основными субъектами, вступающими на рынке в отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления товаров, являются (схема 8):
1) государство — все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над другими рыночными субъектами и рынком для достижения общественных целей;
2) фирма — самостоятельно принимающая решения экономическая единица, стремящаяся к максимизации прибыли, использующая приобретенные и собственные факторы производства для изготовления продуктов и услуг;
3) домохозяйство представляет собой экономическую единицу в составе одного иди нескольких лиц, которая владеет факторами производства, реализует их фирмам и государству, а также занимается собственным производством продуктов и услуг для собственного потребления либо для реализации на рынке при помощи потребительского капитала;
4) индивид, т. е. отдельный человек, самостоятельно принимающий решения и занимающийся экономической деятельностью.
Объектами рынка, (т.е. тем, что продается на рынке) могут быть практически любые результаты человеческой деятельности, а также природные блага.
Рынок выполняет определенные функции:
1) посредническая функция — помогает покупателям и продавцам встретиться на рынке;
2) информационная – через изменение цен дает субъектам рынка информацию о его состоянии;
3) санирующая — приводит к разорению неэффективно действующих хозяйств;
4) регулирующая — помогает рационально функционировать различным субъектам рыночного процесса.
В зависимости от реализуемых объектов можно выделить в структуре рынка следующие сегменты:
1) рынок товаров, включающий:
· рынок средств производства;
· рынок потребительских товаров;
2) рынок капиталов, который, в свою очередь, можно разделить на:
· рынок кредитов;
· денежный рынок;
· рынок ценных бумаг;
3) рынок услуг:
· рынок материальных услуг;
· рынок нематериальных услуг; .
4) рынок труда.
Рынок можно структурировать и по другим критериям. Например, по географическому признаку выделяют:
1) локальный рынок;
2) региональный рынок
2) национальный рынок
3) мировой рынок.
По характеру продаж выделяют:
1) розничный рынок:
2) оптовый рынок.
По уровню насыщенности товарами:
1) дефицитный рынок;
2) равновесный рынок;
3) профицитный рынок.
По степени зрелости:
1) формирующийся рынок;
2) зрелый рынок.
По степени соответствия законодательству:
1) легальный рынок;
2) серый рынок;
3) черный рынок.
Совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, образовательных учреждений, обеспечивающих функционирование рынка, представляет собой инфраструктуру рынка. Инфраструктура способствует более эффективному функционированию рыночной экономики, упрощает товарообмен.
Элементами инфраструктуры рынка являются:
1) кредитная система;
2) эмиссионная система;
3) товарные, фондовыми валютные биржи;
4) аукционы, ярмарки, тендеры;
5) биржи труда, службы занятости, организации, осуществляющие переподготовку и переквалификацию работников;
6) налоговая система;
7) страховые компании;
8) рекламные и информационные агентства;
9) объединения деловых кругов;
10) таможенная система и др.
Рыночная экономика несвободна от некоторых недостатков. Английский экономист A.С. Пигу именовал ситуации, когда рынок действует неэффективно, «фиаско рынка». Итак, к отрицательным сторонам рыночной экономики относятся:
1) нестабильность рыночной экономической системы, цикличность развития;
2) появление организаций, монополизирующих рынок;
3) возникновение внешних эффектов (экстерналий), например, загрязнение окружающей среды, возникновение промышленных шумов;
4) сложности с производством общественных благ (существуют проблемы с капиталовложениями в сферы образования, здравоохранения, в оборонную промышленность);
5) высокий уровень дифференциации населения по доходам;
6) отсутствие возможности обеспечить полную занятость
и стабильный уровень цен.
Впрочем, экстерналии могут нести и положительный заряд. Например, особняк, построенный буржуа для удовлетворения своих эгоистических потребностей, может оказаться архитектурным памятником и доставлять эстетическое удовлетворение рассматривающим (хотя бы издали) его людям. Звуки музыки (разновидность промышленного шума), доносящиеся из находящейся поблизости филармонии, могут служит развитию музыкального вкуса проживающих по соседству.