Определение и структура рынка

Категория «рынок» имеет два основных значения:

1. система экономических отношений между людьми, ме­ханизм, помогающий осуществлять взаимодействие между покупателями и продавцами;

2. место торговли.

Одна из студенток, обучавшихся у автора, в письменном ответе на вопрос об определении рынка, написала: «рынок и базар — одно и то же; рынок бывает открытый и под крышей». В данном случае речь шла исключительно о второй ипостаси категории «рынок».

В прошлом рынок как место торговли (агора в Древней Греции, форум в Древнем Риме, гостиный двор на Руси) сыграл определенную роль в развитии городов, являясь центром, вокруг которого концентрировались поселения торговцев и ремесленников. В дальнейшем роль рыночной
площади в городах снижается; системообразующим центром города становятся одна или несколько улиц, В то же время для современной деревни рынок продолжает оста­ваться основным местом сбора, обмена информацией и за­ключения сделок.

Основными субъектами, вступающими на рынке в отношения по поводу производства, обмена, распределе­ния и потребления товаров, являются (схема 8):

1) государство — все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осу­ществления контроля над другими рыночными субъек­тами и рынком для достижения общественных целей;

2) фирма — самостоятельно принимающая решения эко­номическая единица, стремящаяся к максимизации прибыли, использующая приобретенные и собствен­ные факторы производства для изготовления продук­тов и услуг;

 

 

3) домохозяйство представляет собой экономическую единицу в составе одного иди нескольких лиц, которая владеет факторами производства, реализует их фирмам и государству, а также занимается собственным производством продуктов и услуг для собственного потребления либо для реализации на рынке при помощи по­требительского капитала;

4) индивид, т. е. отдельный человек, самостоятельно принимающий решения и занимающийся экономической деятельностью.

Объектами рынка, (т.е. тем, что продается на рынке) могут быть практически любые результаты человеческой деятельности, а также природные блага.

Рынок выполняет определенные функции:

1) посредническая функция — помогает покупателям и продавцам встретиться на рынке;

2) информационная – через изменение цен дает субъектам рынка информацию о его состоянии;

3) санирующая — приводит к разорению неэффективно действующих хозяйств;

4) регулирующая — помогает рационально функциони­ровать различным субъектам рыночного процесса.

В зависимости от реализуемых объектов можно выде­лить в структуре рынка следующие сегменты:

1) рынок товаров, включающий:

· рынок средств производства;

· рынок потребительских товаров;

2) рынок капиталов, который, в свою очередь, можно раз­делить на:

· рынок кредитов;

· денежный рынок;

· рынок ценных бумаг;

3) рынок услуг:

· рынок материальных услуг;

· рынок нематериальных услуг; .

4) рынок труда.

Рынок можно структурировать и по другим критери­ям. Например, по географическому признаку выделяют:

1) локальный рынок;

2) региональный рынок

2) национальный рынок

3) мировой рынок.

По характеру продаж выделяют:

1) розничный рынок:

2) оптовый рынок.

По уровню насыщенности товарами:

1) дефицитный рынок;

2) равновесный рынок;

3) профицитный рынок.

По степени зрелости:

1) формирующийся рынок;

2) зрелый рынок.

По степени соответствия законодательству:

1) легальный рынок;

2) серый рынок;

3) черный рынок.

Совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, образовательных учреждений, обеспечивающих функционирование рынка, представляет собой инфраструктуру рынка. Ин­фраструктура способствует более эффективному функцио­нированию рыночной экономики, упрощает товарообмен.

Элементами инфраструктуры рынка являются:

1) кредитная система;

2) эмиссионная система;

3) товарные, фондовыми валютные биржи;

4) аукционы, ярмарки, тендеры;

5) биржи труда, службы занятости, организации, осуще­ствляющие переподготовку и переквалификацию работников;

6) налоговая система;

7) страховые компании;

8) рекламные и информационные агентства;

9) объединения деловых кругов;

10) таможенная система и др.

Рыночная экономика несвободна от некоторых недос­татков. Английский экономист A.С. Пигу именовал ситуа­ции, когда рынок действует неэффективно, «фиаско рын­ка». Итак, к отрицательным сторонам рыночной эконо­мики относятся:

1) нестабильность рыночной экономической системы, цикличность развития;

2) появление организаций, монополизирующих рынок;

3) возникновение внешних эффектов (экстерналий), например, загрязнение окружающей среды, возникновение промышленных шумов;

4) сложности с производством общественных благ (существуют проблемы с капиталовложениями в сферы об­разования, здравоохранения, в оборонную промыш­ленность);

5) высокий уровень дифференциации населения по доходам;

6) отсутствие возможности обеспечить полную занятость
и стабильный уровень цен.

Впрочем, экстерналии могут нести и положительный заряд. Например, особняк, построенный буржуа для удовлетворения своих эгоистических потребностей, может ока­заться архитектурным памятником и доставлять эстетиче­ское удовлетворение рассматривающим (хотя бы издали) его людям. Звуки музыки (разновидность промышленного шума), доносящиеся из находящейся поблизости филармонии, могут служит развитию музыкального вкуса прожи­вающих по соседству.