Методы экономической науки

Основными методами, (от греч. methodos - путь, способ исследования, теория, учение) экономической теории являются общенаучные дедуктивный и индуктивный методы.

Дедукция (от лат. deductio - выведение), или логический метод, предполагает рассуждение на основе априор­ных аксиом, гипотез, выведение с их помощью общих теорий и последующую проверку данных теорий на практике. Иногда дедукцию именуют гипотетическим, иди гипотетико-дедуктивным методом.

Истинность или ложность гипотезы можно проверить при помощи следующих приемов:

• сведения тезиса, противоречащего гипотезе, к противоречию (так называемый сократический метод);

• фальсификации — процедуры устанавливающей противоречивость гипотезы при помощи эмпирической или теоретической проверки;

• верификации – процедуры доказательства истинности гипотезы при. помощи эксперимента.

С дедукцией тесно связан аксиоматический метод: способ конструирования научной концепции в виде систе­мы аксиом (постулатов), на основе которых по определен­ным правилам доказываются теоремы.

Аксиоматический метод предполагает:

• перечисление исходных данных (терминов, предложений);

• осознание системы аксиом как суммы подразумеваемых дефиниций исходных данных;

• постепенное введение остальных данных на основе определенных п0равил;

• отделение процесса построения системы аксиом от процесса ее интерпретации.

Индукция (от лат. inductio — наведение), или эмпири­ческий (от греч. empeiria — опыт) метод, напротив, основан­ный на предварительном изучении фактов (например, на сборе статистической информации, наблюдении, экспери­менте) с последующей формулировкой на их базе гипотез, теорий.

Основные типы индукции:

1. Перечислительная (популярная) индукция — основана на построении индуктивной гипотезы: если А присуще некоторое свойство, то В, С и т. д. также имеет данное свойство.

2. Полная (совершенная) индукция: известно, что неко­торое свойство присуще всем известным субъектам или объектам в некоторой цепи.

3. Неполная индукция: числа звеньев в цепи неизвестно,
а потому неизвестно присуще ли некоторое свойство всем звеньям.

4. Научная индукция — это вид неполной индукции, в рамках которой, кроме формального, дается содержательное обоснование наблюдаемой сходности свойств в анализируемой цепи.

Научные рассуждения невозможны без абстракции (от лат. аbstractio — отвлечение) — формы познания действи­тельности, основанной на отвлечении от несущественных свойств предмета и акцентировании внимания на сущест­венном. Процесс абстрагирования предполагает, обобще­ние, классификацию исследуемых явлений по некоему критерию. Пример абстрактного высказывания: «Фирмы действуют на рынке с целью максимизации прибыли». Ес­тественно, на рынке действует ряд фирм, не преследующих данную цель (например, некоторые некоммерческие орга­низации), но для того, чтобы осознать, закономерности поведения данных субъектов экономики в рамках рыноч­ного хозяйства, нам необходимо определить их некоторое общее важное свойство. Процесс абстрагирования присущ всем без исключения людям, даже с достаточно примитивным мышлением, ибо без него человек погряз бы в неверо­ятном количестве познаваемых фактов, не в сипах класси­фицировать их по какому бы то ни было признаку.

Основными типами абстракции являются:

· изолирующая абстракция — вычленение исследуемого явления из некоторой целостности;

· обобщающая абстракция – формулировка обобщенной картины явления;

· Идеализация – замещение реально существующего эмпирического явления идеальным явлением. Его схематизированной моделью.

В результате процесса абстрагирования можно провести процесс классификации (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) объектов, т. е. разбить множест­во на подмножество на основе определённого критерия.

Основные типы классификаций:

· естественная (основана на существенных признаках
объектов);

· искусственная (основана на несущественных признаках);

· вспомогательные классификации (например, предметный и именной указатель в книге, каталог в библиотеке).
Кроме этого в экономической науке, как, впрочем, и в других разделах экономической науки, активно используется инструментарий формальной логики: анализ и синтез, сравнение, аналогия.

Анализ представляет собой мысленное разделение пред­мета на составные части с целью пристрастного изучения.

Синтез противоположен анализу — для него характерно соединение частей в единое целое.

Сравнение предполагает выявление общего и особенно­го в анализируемом явлении или объекте.

Аналогия позволяет переносить в процессе анализа свойств одного явления на другие.

В последнее столетие в экономических исследованиях очень активное применение нашли многие математиче­ские методы: графический метод; табличный метод; функ­циональный и корреляционный анализ; матричный ана­лиз; предельный анализ; экономико-математическое моде­лирование; регулярно используются дифференциальное и интегральное исчисление, логарифмирование, теория графов, теория вероятностей, тригонометрия.

Использование экспериментального метода в эконо­мической науке затруднено, поскольку в хозяйственной практике трудно создать условия, необходимые для полно­ценного эксперимента, а именно искусственные, воспроиз­водимые условия. Тем не менее экономическое эксперимен­тирование все же имеет место, особенно в рамках микро­экономики, поскольку на отдельном предприятии можно создать контролируемую ситуацию, необходимую для чистоты опыта. В данном случае можно подвергнуть экспериментальной проверке, например, новую систему оплаты труда, организационную структуру управления.

Примером применения лабораторного эксперимента в микроэкономике может служить опыт, проведенный аме­риканскими исследователями на белых крысах[4]. Крысы были помещены в клетки с двумя рычажками, нажимая ко­торые, они могли получать пиво и питательную смесь. Два участвовавших в эксперименте животных явно предпочли пиво. Затем условия были изменены: для того чтобы полу­чить пенный напиток, крысы должны были нажимать на соответствующий рычаг большее, чем прежде, количество раз, при неизменном общем количестве нажатий (т. е. фак­тически увеличилась «цена» пива, а «доход» остался преж­ним). Грызуны повели себя как настоящие экономисты: они сократили потребление хмельной субстанций и сосредото­чились на питательной смеси.

Любопытным методом, достаточно часто используе­мым в экономической теории, является контрафактическое утверждение — «мысленный эксперимент, опираю­щийся на условные предположения «что, если бы»[5]. Амери­канский экономист Р. Фогель в работе «Железные дороги и рост американской экономики: эссе по эконометрической истории» (1964) даже провел фундаментальное исследова­ние на тему: что было бы с транспортной системой Соеди­нённых Штатов, если бы железные дороги не были бы изобретены?

Вполне может быть использован в экономической нау­ке диалектический метод, основанный на использовании законов: единства и борьбы противоположностей; отрица­ния отрицаний; перехода количества в качество.

Например, закон перехода из количества в качество можно проиллюстрировать следующим образом: медленное накопление количественных изменений в экономиче­ской системе (эволюция экономики) приводит к резкому переходу системы в новое качество (революционным изменениям в экономике).

В микроэкономических исследованиях в последние годы активно примеряются методы смежных дисциплин:

· социологические методы опроса и анкетирования;

· статистический анализ;

· психологическое тестирование.