Структура экономической науки
Четкое осознание внутренней структуры науки, выделение разделов, характеризующихся особым объектом исследования, является, безусловно, важным для любой научной дисциплины. В естественных науках структура является традиционной и не подвергается значительной корректировке в течение столетий. Например, в математике выделяются разделы алгебра и геометрия, в химии — органическая и неорганическая части. Достаточно стабильным является внутреннее строение философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, логика. В общественных науках чаще всего существует несколько конкурирующих между собой подходов к структурированию их внутреннего поля.
Первым в истории экономической науки способом определения разделов был подход древнегреческих экономистов, выделявших:
· каталлактику, или искусство обмена товарами;
· хрематистику, или искусство накопления денег и имущества.
До сих пор не утратила своего значения схема Ж.-Б. Сэя и Дж.С. Милля (экономистов XIX века) «производство — распределение — обмен — потребление». Будучи наполнена современным содержанием, она вполне еще в состоянии помочь достойно организовать пространство экономической теории.
В разделе «производство» рассматриваются аспекты создания материальных и духовных благ и услуг.
Раздел «распределение» посвящен проблемам разделения созданных благ между участниками производства. Проблематика купли-продажи товаров, а также их безвозмездной передачи анализируется в разделе «обмен».
Наконец, в разделе «потребление» исследованию подвергаются аспекты удовлетворения потребностей людей.
Весьма интересным является выделение швейцарским экономистом второй половины XIX века Л. Вальрасом в рамках экономической науки следующих разделов: «чистая экономика», «прикладная экономика», «социальная экономика». В данном случае в качестве критерия выделения разделов берётся возможность математического исследования экономических проблем (чистая и прикладная экономика) или их отсутствие (социальная экономика или, фактически, гуманитарная экономическая наука).
В рамках «чистой экономики» Л. Вальрас предлагал изучать проблемы, связанные с обменом меновой ценностью.
Предметом «прикладной экономики» является теория производства общественного богатства, организации общественного производства в рамках разделения труда.
Л. Вальрас считал, что присвоение вещей лицами или распределение общественного богатства между людьми в обществе является моральным, а не промышленным фактом, а поэтому должно исследоваться в рамках «социальной экономии».
Среди подходов к определению структуры экономической науки в XX веке можно отметить выделение «нормативной и позитивной экономической науки».
Нормативные экономические исследования подразумевают создание определенных правил, норм, предписаний для практикующих экономистов и управляющих, т. е. отражение того, какой «должна быть» экономика.
Напротив, позитивный подход предполагает описание существующего положения в экономической сфере, констатацию того, «какова есть» экономическая система.
В середине прошлого века под влиянием исследований
англичанина Дж. М. Кейнса и американца П. Самуэльсона наиболее принятым в экономической теории стало выделение в ее рамках 2 основных разделов: микро- и макро экономики (схема 2).
Микроэкономика, как это видно из названия, занимается изучением экономической деятельности небольших хозяйственных субъектов: домашних хозяйств и предприятий.
Макроэкономикабыла задумана как раздел науки, посвященный анализу деятельности групп отраслей экономики и всего государства.
Разумеется, всякое деление, классификация являются делом в достаточной степени условным. В данном случае это проявляется в том, что многие проблемы оказались на пересечении «интересов» микро- и макроэкономики. Например, кейнсианский анализ склонности к потребление и сбережениям может быть проведён в рамках как одного, так и другого раздела. Также неясно, почему рынок труда принято анализировать в рамках микроэкономики, а глава о безработице является атрибутом любого макроэкономического опуса.
Долгое время макроэкономика и микроэкономика являлись практически не связанными между собой отраслями экономического знания: «отсутствие ясной взаимосвязи между макроэкономикой и микроэкономикой долгое время было источником беспокойства среди экономистов; бесчисленные студенты жаловались на «шизофреническую» природу дисциплины, две основные ветви которой имели столь радикально различающиеся взгляды на мир»[2].
Очевидным является и факт недостаточности подобного структурирования для охвата всех экономических проблем. Так, в последние годы в качестве промежуточного звена между микро- и макроэкономикой выделяется «мезоэкономика», в рамках которой изучаются аспекты хозяйственной деятельности отдельного региона и отрасли.
В отдельный раздел обособляется «мегаэкономика», имеющая объектом исследования экономику мирового сообщества в целом.
В настоящее время среди экономистов существует достаточно ясное понимание того, что изучать поведение домохозяйства и фирмы в рамках микроэкономики нельзя — слишком разные субъекты, ведущие себя неадекватно. Предполагается также, что конечным субъектом принятия решений в экономике является отдельный индивид, а не домохозяйство. Создатель данного направления американский экономист российского происхождения X. Лейбенстайн назвал свою концепцию «микро-микротеорией». Все же называть новые разделы экономики многократным повторением слова «микро» не совсем правильно. Тем более что в древнегреческом языке есть достаточно много приставок, обозначающих гораздо более мелкие части предмета, чем «микро». Таким образом, можно выделить и обозначить разделы экономики, предметом исследования которых являются индивид и домохозяйство.
Раздел экономической теории, или, если угодно, микроэкономики, занимающийся изучением экономической деятельности домохозяйств, более правильным будет называть «фемтоэкономика» (от древнегреческой приставки «фемто» - десять в минус пятнадцатой степени), или «камеральная экономика» (от итальянского «камера» - комната).
«Аттоэкономика» (от древнегреческого «атто» - десять в минус восемнадцатой степени) посвящена экономическому поведению отдельного изолированного индивида или же анализу его деятельности в рамках домохозяйства.