Учение Будды. Особенности буддизма как религии.

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. «Дхарма» буквально означает «опора», «то, что поддерживает». Слово «дхарма» означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать.

Буддизм в своей основе содержит многие идеи и учения индуизма, главным из которых и является учение о сансаре – постоянной цепи перерождений, опре­деляемых законами кармы. Главная цель размышлений самого Будды, а потом и смысл жизни всех буддистов избавление от круговорота сансары и достижения нирваны(в индуизме аналогом слова «нирвана» является слово «мокша») – со­стояния, в котором отсутствуют перерождения. Конечно, в недрах буддизма су­ществовало и существует поныне множество разнообразных течений, школ, сект, которые по-разному трактуют смысл и цель жизни человека и говорят о разных средствах достижения этой цели, но все же понятие нирваны – центральное поня­тие буддийской религиозно-мифологической системы.

По теории буддизма, о ниврване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства (хотя и эти слова неадек­ватны для описания нирваны.) В современном буддизме считается, что нирваны можно достичь и при жизни, однако полностью она достигается только после фи­зической смерти тела и освобождении души. Нирвана это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

G Нобелевский лауреат мира Далай-Лама XIV так объясняет сущность нирваны: «Сансара означает зависимость суще­ства от кармы, заблуждений и обстоятельств, им же соз­данных и им же усугубляемых. Нирвана — это освобожде­ние от зависимости от кармы, заблуждений и их последст­вий. Низшее состояние нирваны характеризуется отсутст­вием неудовлетворенности и страдания. Высшим состоя­нием является махапаринирвана — это состояние будд, свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение которых сливается со всем бытием».

Главным вопросом, который стоял перед Сиддхартхой Гаутамой, и ответ на который он искал шесть лет, стал вопрос о способе (или способах) прекращения круговорота сансары и достижения нирваны.

Содержание учения Будды:

Уже в самой первой – бенаресской – проповеди Будда говорил о двух «край­ностях» в пове­дении людей, которые мешают им встать на путь подлинного ре­лигиозного спасения:

«Есть, о братья, две крайности, которых должен избегать удалившийся от мира. Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погру­жённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Из­бегая этих двух крайностей, я во время Просветления постиг срединный путь — путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване».

Итак, свой путь Будда назвал «срединным», поскольку он лежал между обычной чувственной жизнью и аскетической практикой, минуя крайности того и другого.

Ядро учения Будды составляют так называемые «четыре благородных ис­тины»:

] Жизнь есть страдание. (Рождение есть страдание, старость — страдание, бо­лезнь — страдание, соединение с немилым — страдание, разлука с милым — страдание, желание недостижимого — страдание.)

] Существует причина страдания. (Она состоит в стремлении и жажде к наслаж­дению, к могуществу, к материальной и плотской жизни.)

] Страдание можно прекратить. (Прекращение страданий происходит через полное уничтожение желаний и достижение просветленного со­стояния.)

] Существует путь, ведущий к уничтожению страдания. («восьмеричный бла­городный путь»):

] правильные взгляды,

] правиль­ные намерения,

] правильная речь,

] правильные действия,

] правильный образ жизни,

] правильные усилия,

] правильное осознание,

] правильное сосредоточение.

 

G Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный благород­ный путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других известных религий — ни одно рели­гиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.

Таким образом, восьмеричный путь включает три основных упражнения в нравственности, созерцании и мудрости: культуру мудрости, культуру поведения и культуру медитации.

Культура мудрости — знание четырёх благородных истин.

Культура поведения — это пять основных заповедей (панчашила):

] не убей,

] не бери чу­жого,

] не лги,

] не пьянствуй,

] не прелюбодействуй;

а также добродетели щедрости, благонравия, почтительности и т. п.

Культура медитации — это сис­тема упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.

О характере передачи смысла Учения.

Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой: одним Дхарму нужно долго растолковывать, другие поймут её на лету, третьим потребуется привести множество примеров и т. п. Потому то и не существует универсальной формулы Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма, изложенная с учётом индивидуальных особенностей каждой группы верующих. Буддийское учение может быть выра­жено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах и в прозе, изо­бражено на красочной картине или быть сосредоточено в букете цветов. В прит­чах о проповедях Будды встречается эпизод, в котором описывается, как Будда, собрав учеников, молча улыбался и показывал ученикам цветок, который держал в руках. Это и была вся проповедь.

Можно сказать, что Будда назвал свой путь «срединным» еще и потому, что в плане постижения и передачи Высшей Истины – Дхармы – человек выбирает се­редину между рассудочностью и поэзией.

Этика буддизма:

Этика (от гр. обычай, характер) система норм поведения человека. Учение Будды имеет ярко выраженныйэтическийхарактер. Но это особая этика! Чело­век может двигать­ся или не двигаться, согласно указанному ему направлению, — это его личное дело. Не творя зла, он не стремится к активному противостоянию злу, не вмеши­вается в жизнь. Например, любовь и милосердие ко всем живым существам предполагает не делать различия между людьми, животными, насеко­мыми и всегда соблюдать принцип ахимсы – не причинять вреда всем живым су­ществам. Очень важно, что принцип ахимсы основан не на ритуальном запрете убийства или причинения вреда, а именно на любви ко всему живому. Доброже­лательно следует относиться не только к добрым, но и к злым людям, преступни­кам, убийцам. В принципе, защита других людей от зла и насилия противоречит учению буддизма. Мстить и наказывать за злодеяния и преступления тоже неже­лательно, следует терпимо и бесстрастно относиться к злу. Решительно осужда­ется и привязанность к какому-либо человеку. Этика буддизма, таким образом, — пассивная этика.

 

 

3. Особенности буддизма как религии. Организации верующих и культ в буд­дизме. Священные книги буддизма.

] Учение Будды было обращено ко всем без исключения людям, причем обрете­ние спасения также провозглашалось абсолютно для всех, независимо от соци­ального положения, национальности, пола и возраста. (В Древней Индии попу­лярность буддизма как раз и объясняется его надсословным и надкастовым ха­рактером).

] Буддизм не относится ни к моно­теистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (осно­ванным на вере во многих богов) рели­гиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных су­ществ, но счи­тает, что они тоже подчинены дей­ствию кармы и, несмотря на все свои сверхъ­естественные силы, не могут самого главного — избавиться от пере­воплоще­ний. Только человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину пере­рождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родить­ся в человеческом облике. Только сре­ди людей могут появиться высшие ду­ховные существа: будды — люди, дос­тигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы те, кто откладывает уход в нир­вану ради помощи другим созданиям.

] Буддизм не при­знаёт Провидения и подчёркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над со­бой.

] Если христианство неразрывно свя­зано с верой в Христа как Сына Божьего, а ислам — с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играет особенно важ­ной роли во многих направлениях буддизма. С точки зрения буддистов, будд было и будет бесконечное множество, и не­которые из них не менее авто­ри­тетны, чем Шакьямуни. В странах Юго-Восточной Азии Будду Шакьямуни почитают скорее как святого и великого муд­реца.

] В буддизме отсутствует призыв борьбы с «инакомыслием», буддизм очень веро­терпим.

Эти качества буддизма и определили его высокую жизнестойкость в среде других религий и философско-этических течений, что в конечном итоге позволило буддизму стать мировой религией.

После того, как Будда провозгласил свою первую проповедь в Бенаресе, у него появилось множество сторонников и последователей. Особенно его поддер­живали кшатрии и вайшьи, которые видели в буддийской проповеди возможность избавления от засилья и верховенства брахманов. Этические и социальные идеи буддизма были привлекательными для общества в целом. Но что касалось сферы практических действий и образа жизни, ведущих к достижению нирваны, то она была строго ограничена коллективом сознательно ушедших от мира людей, т. е. некой общиной монахов – аскетов. В древних источниках по истории буддизма говорится, что сам Будда являлся в ней почитаемым Учителем, но, в то же время, рядовым монахом. Такая община получила название сангхи. Буддистские сангхи и сегодня существуют во всем мире, где буддизм пустил свои корни. Но что же представляла собой сангха времен самого Будды?

Вступавшие в сангху люди отказывались от всякой собственности, поэтому их называли «бхикшу» (досл. – «нищий»). Они обривали голову, облачались одежды, сшитые из лоскутов простой ткани (преимущественно желтого цвета), имели при себе только самые необходимые вещи: кружку для сбора подаяний, миску для воды и пищи, бритву, посох, коврик, игольницу с нитками и пару чулок с башмаками. Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая ми­лостыню.

Вся жизнь в сангхе была строжайшим образом регламентирована. Например, есть бхикшу могли только до полудня и исключительно вегетарианскую пищу; заходить в дом с целью получения милостыни, бхикшу должен был с опущенным взором, а, пока хозяева наполняли его чашу, он должен был молчать и не смот­реть в лицо дающему; брать пищу самостоя­тельно монах не мог (существует много преданий о буддийском монахе, который умер от голода рядом с пищей, ожидая, что кто-нибудь положит ее в его чаш­ку); бхикшу предостерегались и в «женском вопросе»: к пожилой женщине они должны были относиться как к своей матери, к остальным – как к сестрам; каких – либо драгоценностей они не должны были даже касаться; никакой труд, кроме духовных упражнений, не раз­решался.

В общину принимали всех одинаково, независимо от кастовой принадлежно­сти и богатства – необходимо было глубоко принимать учение Будды и стре­миться к спасению. Вступление в них не было обставлено в виде особой церемо­нии или священнодей­ствия. Несколько лет желающий был учеником, после чего собрание общины задавало ему еще ряд вопросов о жизни Будды и о его собст­венном положении (не болен ли он, не должник ли, не раб ли и т.д.). Получив удовлетворяющиеих ответы, члены общины принима­ли новичка. Поступившие в общину раньше имели больший авторитет, чем поступившие позже. Несовершен­нолетние принимались в общину только с согласия родителей, и находились под опекой наставника. Из общины можно было легко выйти, и это не влекло за собой никаких неприятных последст­вий.

Существовали и женские общины. Их история началась с момента, когда умер отец Гаутамы Будды, и мачеха Будды с 500 женщинами просили Будду при­нять их в сангху. Однако для Индии того времени вступление женщины на тропу аскезы и отшельничества было явлением необычным, поэтому Будда долго со­мневался. В конце концов, он решился принять их в отдельную общину, которая будет подчиняться особым правилам: монахини всегда будут признавать больший авторитет монахов; они будут обращаться к монахам за наставлениями; монахини могут просить совета у монахов, но монахи у монахинь – никогда.

Никаких начал культа и богослужений в раннем буд­дизме не было. Исклю­чение составляли собрания мона­хов, на которых те каялись в совершенных гре­хах. Мно­гие праздники и памятные даты были взяты из более ранних индийских традиций. Не было поначалу и со­бственных буддийских святынь, храмов. Со вре­менем святыми местами стали считаться города, где жил и проповедовал Будда, дерево, около которого он вошел в нирвану. Особое значение стало придаваться телес­ным останкам Будды, тело которого было сожжено. Для этих святынь строи­лись часов­ни —ступы (букв. вершина), обязательно круглые или квадратные. Ступа рассматривается в буддизме как мо­дель Вселенной (это характерно и для православного храма).

Поначалу изображений Будды не было, но со вре­менем появились изобра­жающие его рисунки и скуль­птуры. Он представлялся сидящим на лотосе со спо­койным и сосредоточенным выражением лица. В качестве даров и приношений часто использовались цветы и благовония. Постепенно в буддизме все больше стали распространяться развитый культ и божественное поклонение.

Миряне в буддизме никакой церковной общины (подобно хрис­тианству, ис­ламу или иудаизму) не составляли и не со­ставляют.

Священные книги буддизма:

Учение и история Будды и буддизма изложены в огромном количестве древ­них книг, рукописей и сказа­ний. Так как буддизм впоследствии раскололся на два направления (об этом будет рассказано позже), то су­ществует соответственно и две ветви литературы: се­верная и южная. Южная ветвь — наиболее древняя и ценная для изучения истории буддизма. Она написана на язы­кепали — индий­ском диалекте, основанном на древ­немсанскрите.

Самый большой сборник буддийских текстов, при­знанных каноническими (правильными, истинными) — Трипитака (на языке пали - «три корзины»). По легенде, эти записи были сделаны перво­начально на пальмовых листьях, которые помещались в трех корзинах.

Трипитака включает в себя более 15 тыс. повествований, историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов и комментариев к ним. Около 500 лет все это передавалось изустно. На заучивание такого количества текста даже у выдающих­ся монахов уходило около 25 лет. Чтобы сохранить точ­ность передаваемого, мо­нахи периодически собирались на специальные соборы, где существовала система пе­репроверки заученного путем перекрестных изложений. В XIX в. канонический текст вырезали на 729 камен­ных плитах и над каждой плитой возвели пагоду (храм-часовню).

Трипитака состоит из трех частей.

] Виная - питака («кор­зина устава») — это книга устава для монахов, где пере­числяются проступки, наказания за них, описываются церемонии, распорядок дня в общине, обычаи (омове­ние, одевание, пользование предметами обихода, жизнь во время дождливого сезона и т.д.).

] Сутра-питака («корзина бесед и поучений») состоит из пяти частей. Сутра включает в себя проповеди Будды-Гаутамы в изложении его люби­мого уче­ника Ананды (поэтому каждая проповедь начинается словами: «Так, я слышал однажды...»). Ин­тереснейшая часть Сутры —Дхаммапада, представля­ющая собой популярное изложение всего буддийского учения. Дхаммапада — на­стольная книга каждого буддиста. Очень увлекательна для чтения еще одна книга из состава Сутры —Джатака. Это сбор­ник легенд и сказок, собранных по всей Азии. В них рассказывается о многочисленных воплощениях Будды еще до его рождения в лице Сиддхартхи Гаутамы. Слово «джатака» родст­венно русскому слову «житие».

] Абхидхарма-питака («корзина чистого знания») содержит философские трак­таты буд­дизма, обобщающие и систематизирующие все учение.

 


Чтобы сохранить точ­ность передаваемого, мо­нахи периодически собирались на специальные соборы, где существовала система пе­репроверки заученного путем перекрестных изложений. В XIX в. канонический текст вырезали на 729 камен­ных плитах и над каждой плитой возвели пагоду (храм-часовню).

Трипитака состоит из трех частей.

] Виная - питака («кор­зина устава») — это книга устава для монахов, где пере­числяются проступки, наказания за них, описываются церемонии, распорядок дня в общине, обычаи (омове­ние, одевание, пользование предметами обихода, жизнь во время дождливого сезона и т.д.).

] Сутра-питака («корзина бесед и поучений») состоит из пяти частей. Сутра включает в себя проповеди Будды-Гаутамы в изложении его люби­мого уче­ника Ананды (поэтому каждая проповедь начинается словами: «Так, я слышал однажды...»). Ин­тереснейшая часть Сутры —Дхаммапада, представля­ющая собой популярное изложение всего буддийского учения. Дхаммапада — на­стольная книга каждого буддиста. Очень увлекательна для чтения еще одна книга из состава Сутры —Джатака. Это сбор­ник легенд и сказок, собранных по всей Азии. В них рассказывается о многочисленных воплощениях Будды еще до его рождения в лице Сиддхартхи Гаутамы. Слово «джатака» родст­венно русскому слову «житие».

] Абхидхарма-питака («корзина чистого знания») содержит философские трак­таты буд­дизма, обобщающие и систематизирующие все учение.