Учение Будды. Особенности буддизма как религии.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. «Дхарма» буквально означает «опора», «то, что поддерживает». Слово «дхарма» означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать.
Буддизм в своей основе содержит многие идеи и учения индуизма, главным из которых и является учение о сансаре – постоянной цепи перерождений, определяемых законами кармы. Главная цель размышлений самого Будды, а потом и смысл жизни всех буддистов — избавление от круговорота сансары и достижения нирваны(в индуизме аналогом слова «нирвана» является слово «мокша») – состояния, в котором отсутствуют перерождения. Конечно, в недрах буддизма существовало и существует поныне множество разнообразных течений, школ, сект, которые по-разному трактуют смысл и цель жизни человека и говорят о разных средствах достижения этой цели, но все же понятие нирваны – центральное понятие буддийской религиозно-мифологической системы.
По теории буддизма, о ниврване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства (хотя и эти слова неадекватны для описания нирваны.) В современном буддизме считается, что нирваны можно достичь и при жизни, однако полностью она достигается только после физической смерти тела и освобождении души. Нирвана — это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.
G Нобелевский лауреат мира Далай-Лама XIV так объясняет сущность нирваны: «Сансара означает зависимость существа от кармы, заблуждений и обстоятельств, им же созданных и им же усугубляемых. Нирвана — это освобождение от зависимости от кармы, заблуждений и их последствий. Низшее состояние нирваны характеризуется отсутствием неудовлетворенности и страдания. Высшим состоянием является махапаринирвана — это состояние будд, свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение которых сливается со всем бытием».
Главным вопросом, который стоял перед Сиддхартхой Гаутамой, и ответ на который он искал шесть лет, стал вопрос о способе (или способах) прекращения круговорота сансары и достижения нирваны.
Содержание учения Будды:
Уже в самой первой – бенаресской – проповеди Будда говорил о двух «крайностях» в поведении людей, которые мешают им встать на путь подлинного религиозного спасения:
«Есть, о братья, две крайности, которых должен избегать удалившийся от мира. Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избегая этих двух крайностей, я во время Просветления постиг срединный путь — путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване».
Итак, свой путь Будда назвал «срединным», поскольку он лежал между обычной чувственной жизнью и аскетической практикой, минуя крайности того и другого.
Ядро учения Будды составляют так называемые «четыре благородных истины»:
] Жизнь есть страдание. (Рождение есть страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, соединение с немилым — страдание, разлука с милым — страдание, желание недостижимого — страдание.)
] Существует причина страдания. (Она состоит в стремлении и жажде к наслаждению, к могуществу, к материальной и плотской жизни.)
] Страдание можно прекратить. (Прекращение страданий происходит через полное уничтожение желаний и достижение просветленного состояния.)
] Существует путь, ведущий к уничтожению страдания. («восьмеричный благородный путь»):
] правильные взгляды,
] правильные намерения,
] правильная речь,
] правильные действия,
] правильный образ жизни,
] правильные усилия,
] правильное осознание,
] правильное сосредоточение.
G Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный благородный путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других известных религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.
Таким образом, восьмеричный путь включает три основных упражнения в нравственности, созерцании и мудрости: культуру мудрости, культуру поведения и культуру медитации.
Культура мудрости — знание четырёх благородных истин.
Культура поведения — это пять основных заповедей (панчашила):
] не убей,
] не бери чужого,
] не лги,
] не пьянствуй,
] не прелюбодействуй;
а также добродетели щедрости, благонравия, почтительности и т. п.
Культура медитации — это система упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию страстей.
О характере передачи смысла Учения.
Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой: одним Дхарму нужно долго растолковывать, другие поймут её на лету, третьим потребуется привести множество примеров и т. п. Потому то и не существует универсальной формулы Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма, изложенная с учётом индивидуальных особенностей каждой группы верующих. Буддийское учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах и в прозе, изображено на красочной картине или быть сосредоточено в букете цветов. В притчах о проповедях Будды встречается эпизод, в котором описывается, как Будда, собрав учеников, молча улыбался и показывал ученикам цветок, который держал в руках. Это и была вся проповедь.
Можно сказать, что Будда назвал свой путь «срединным» еще и потому, что в плане постижения и передачи Высшей Истины – Дхармы – человек выбирает середину между рассудочностью и поэзией.
Этика буддизма:
Этика (от гр. обычай, характер) — система норм поведения человека. Учение Будды имеет ярко выраженныйэтическийхарактер. Но это особая этика! Человек может двигаться или не двигаться, согласно указанному ему направлению, — это его личное дело. Не творя зла, он не стремится к активному противостоянию злу, не вмешивается в жизнь. Например, любовь и милосердие ко всем живым существам предполагает не делать различия между людьми, животными, насекомыми и всегда соблюдать принцип ахимсы – не причинять вреда всем живым существам. Очень важно, что принцип ахимсы основан не на ритуальном запрете убийства или причинения вреда, а именно на любви ко всему живому. Доброжелательно следует относиться не только к добрым, но и к злым людям, преступникам, убийцам. В принципе, защита других людей от зла и насилия противоречит учению буддизма. Мстить и наказывать за злодеяния и преступления тоже нежелательно, следует терпимо и бесстрастно относиться к злу. Решительно осуждается и привязанность к какому-либо человеку. Этика буддизма, таким образом, — пассивная этика.
3. Особенности буддизма как религии. Организации верующих и культ в буддизме. Священные книги буддизма.
] Учение Будды было обращено ко всем без исключения людям, причем обретение спасения также провозглашалось абсолютно для всех, независимо от социального положения, национальности, пола и возраста. (В Древней Индии популярность буддизма как раз и объясняется его надсословным и надкастовым характером).
] Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ, но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного — избавиться от перевоплощений. Только человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы — те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.
] Буддизм не признаёт Провидения и подчёркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой.
] Если христианство неразрывно связано с верой в Христа как Сына Божьего, а ислам — с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играет особенно важной роли во многих направлениях буддизма. С точки зрения буддистов, будд было и будет бесконечное множество, и некоторые из них не менее авторитетны, чем Шакьямуни. В странах Юго-Восточной Азии Будду Шакьямуни почитают скорее как святого и великого мудреца.
] В буддизме отсутствует призыв борьбы с «инакомыслием», буддизм очень веротерпим.
Эти качества буддизма и определили его высокую жизнестойкость в среде других религий и философско-этических течений, что в конечном итоге позволило буддизму стать мировой религией.
После того, как Будда провозгласил свою первую проповедь в Бенаресе, у него появилось множество сторонников и последователей. Особенно его поддерживали кшатрии и вайшьи, которые видели в буддийской проповеди возможность избавления от засилья и верховенства брахманов. Этические и социальные идеи буддизма были привлекательными для общества в целом. Но что касалось сферы практических действий и образа жизни, ведущих к достижению нирваны, то она была строго ограничена коллективом сознательно ушедших от мира людей, т. е. некой общиной монахов – аскетов. В древних источниках по истории буддизма говорится, что сам Будда являлся в ней почитаемым Учителем, но, в то же время, рядовым монахом. Такая община получила название сангхи. Буддистские сангхи и сегодня существуют во всем мире, где буддизм пустил свои корни. Но что же представляла собой сангха времен самого Будды?
Вступавшие в сангху люди отказывались от всякой собственности, поэтому их называли «бхикшу» (досл. – «нищий»). Они обривали голову, облачались одежды, сшитые из лоскутов простой ткани (преимущественно желтого цвета), имели при себе только самые необходимые вещи: кружку для сбора подаяний, миску для воды и пищи, бритву, посох, коврик, игольницу с нитками и пару чулок с башмаками. Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая милостыню.
Вся жизнь в сангхе была строжайшим образом регламентирована. Например, есть бхикшу могли только до полудня и исключительно вегетарианскую пищу; заходить в дом с целью получения милостыни, бхикшу должен был с опущенным взором, а, пока хозяева наполняли его чашу, он должен был молчать и не смотреть в лицо дающему; брать пищу самостоятельно монах не мог (существует много преданий о буддийском монахе, который умер от голода рядом с пищей, ожидая, что кто-нибудь положит ее в его чашку); бхикшу предостерегались и в «женском вопросе»: к пожилой женщине они должны были относиться как к своей матери, к остальным – как к сестрам; каких – либо драгоценностей они не должны были даже касаться; никакой труд, кроме духовных упражнений, не разрешался.
В общину принимали всех одинаково, независимо от кастовой принадлежности и богатства – необходимо было глубоко принимать учение Будды и стремиться к спасению. Вступление в них не было обставлено в виде особой церемонии или священнодействия. Несколько лет желающий был учеником, после чего собрание общины задавало ему еще ряд вопросов о жизни Будды и о его собственном положении (не болен ли он, не должник ли, не раб ли и т.д.). Получив удовлетворяющиеих ответы, члены общины принимали новичка. Поступившие в общину раньше имели больший авторитет, чем поступившие позже. Несовершеннолетние принимались в общину только с согласия родителей, и находились под опекой наставника. Из общины можно было легко выйти, и это не влекло за собой никаких неприятных последствий.
Существовали и женские общины. Их история началась с момента, когда умер отец Гаутамы Будды, и мачеха Будды с 500 женщинами просили Будду принять их в сангху. Однако для Индии того времени вступление женщины на тропу аскезы и отшельничества было явлением необычным, поэтому Будда долго сомневался. В конце концов, он решился принять их в отдельную общину, которая будет подчиняться особым правилам: монахини всегда будут признавать больший авторитет монахов; они будут обращаться к монахам за наставлениями; монахини могут просить совета у монахов, но монахи у монахинь – никогда.
Никаких начал культа и богослужений в раннем буддизме не было. Исключение составляли собрания монахов, на которых те каялись в совершенных грехах. Многие праздники и памятные даты были взяты из более ранних индийских традиций. Не было поначалу и собственных буддийских святынь, храмов. Со временем святыми местами стали считаться города, где жил и проповедовал Будда, дерево, около которого он вошел в нирвану. Особое значение стало придаваться телесным останкам Будды, тело которого было сожжено. Для этих святынь строились часовни —ступы (букв. вершина), обязательно круглые или квадратные. Ступа рассматривается в буддизме как модель Вселенной (это характерно и для православного храма).
Поначалу изображений Будды не было, но со временем появились изображающие его рисунки и скульптуры. Он представлялся сидящим на лотосе со спокойным и сосредоточенным выражением лица. В качестве даров и приношений часто использовались цветы и благовония. Постепенно в буддизме все больше стали распространяться развитый культ и божественное поклонение.
Миряне в буддизме никакой церковной общины (подобно христианству, исламу или иудаизму) не составляли и не составляют.
Священные книги буддизма:
Учение и история Будды и буддизма изложены в огромном количестве древних книг, рукописей и сказаний. Так как буддизм впоследствии раскололся на два направления (об этом будет рассказано позже), то существует соответственно и две ветви литературы: северная и южная. Южная ветвь — наиболее древняя и ценная для изучения истории буддизма. Она написана на языкепали — индийском диалекте, основанном на древнемсанскрите.
Самый большой сборник буддийских текстов, признанных каноническими (правильными, истинными) — Трипитака (на языке пали - «три корзины»). По легенде, эти записи были сделаны первоначально на пальмовых листьях, которые помещались в трех корзинах.
Трипитака включает в себя более 15 тыс. повествований, историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов и комментариев к ним. Около 500 лет все это передавалось изустно. На заучивание такого количества текста даже у выдающихся монахов уходило около 25 лет. Чтобы сохранить точность передаваемого, монахи периодически собирались на специальные соборы, где существовала система перепроверки заученного путем перекрестных изложений. В XIX в. канонический текст вырезали на 729 каменных плитах и над каждой плитой возвели пагоду (храм-часовню).
Трипитака состоит из трех частей.
] Виная - питака («корзина устава») — это книга устава для монахов, где перечисляются проступки, наказания за них, описываются церемонии, распорядок дня в общине, обычаи (омовение, одевание, пользование предметами обихода, жизнь во время дождливого сезона и т.д.).
] Сутра-питака («корзина бесед и поучений») состоит из пяти частей. Сутра включает в себя проповеди Будды-Гаутамы в изложении его любимого ученика Ананды (поэтому каждая проповедь начинается словами: «Так, я слышал однажды...»). Интереснейшая часть Сутры —Дхаммапада, представляющая собой популярное изложение всего буддийского учения. Дхаммапада — настольная книга каждого буддиста. Очень увлекательна для чтения еще одна книга из состава Сутры —Джатака. Это сборник легенд и сказок, собранных по всей Азии. В них рассказывается о многочисленных воплощениях Будды еще до его рождения в лице Сиддхартхи Гаутамы. Слово «джатака» родственно русскому слову «житие».
] Абхидхарма-питака («корзина чистого знания») содержит философские трактаты буддизма, обобщающие и систематизирующие все учение.