Земельная рента и цена земли. Земельный налог.
По поводу землевладения возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму - земельнуюренту.Земельная рента представляет частный случай экономической ренты - дохода собственника ресурса, предложение которого строго ограничено. Слово «рента» в переводе с французского (rente) означает «отданная». В этимологии этого слова таким образом воспроизводится факт передачи части продукции (или дохода), произведенной земледельцем, собственнику земли. Земельная рента - доход собственника земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. Предложение земли и других природных ресурсов выступает как запас, рента - как поток. Рента в современной экономической теории есть форма, в которой земельная собственность реализуется экономически, т.е. приносит доход.
Основы теории ренты были разработаны английскими классиками А.Смитом и Д.Рикардо в конце XVIII-начале Х1Хв. Первоначально понятия «земельная рента» и «экономическая рента» совпадали. У современных экономистов понятие ренты шире: его обозначают любой дифференцированный доходвообще, особенно когда этот доход порождается невоспроизводимым фактором (например, владелец хорошего голоса не может передать его другому и т.п.). Обладатели таких факторов получают ренту.
Рассмотрим сначала ренту, которую получают все собственники земли независимо от ее качества (так называемая абсолютная рента).
Предложение земли абсолютно неэластично. Поэтому, если мы на оси абсцисс отложим земельную площадь (определенное количество гектаров земли), а на вертикальной оси - ренту (сумму денег, которую арендаторы ежемесячно выплачивают за каждый гектар), то кривая предложения S будет параллельна оси ординат (см.: рис.1). Кривая спроса До будет иметь отрицательный наклон вследствие действия закона уменьшающегося плодородия земли.
Пересечение кривой спроса До с кривой предложение S определяет равновесие на рынке земли, Ro - уровень ежемесячной ренты за 1 га земли. Площадь OQ°EoRo представляет собой совокупную ренту за всю используемую в данном обществе землю. Изменение спроса на основной продукт питания (пшеницу) приведет к повышению ежемесячной ренты за 1 га земли с Ro до Ri. Это обусловит увеличение чистой экономической (абсолютной) ренты (площади OQ°EiRi). В случае падения спроса на пшеницу ежемесячная земельная рента за 1 га земли уменьшится до R и абсолютная рента - до 0Q Е R .
Рис1.
Предложенная модель наглядно показывает активную роль спроса. В условиях неэластичного предложения земли цена земли и абсолютная рента всецело зависит от изменения спроса.
Необходимость выплаты земельной ренты собственнику земли является ограничением для доступа к земле. Если она полностью уплачивается землевладельцу, то служит своеобразным налогом, понижающим эффективность хозяйствования на земле. Поэтому уже в Х1Хв. выдвигались различные проекты отмены феодальной собственности на землю и передачи ее в руки государства. Такое требование, например, содержится в «Манифесте коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса. Для передовых стран основоположниками научного коммунизма предлагалась «экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов».
Однако ни в одной стране с развитым рыночным хозяйством национализация земли в Х1Хв. осуществлена не была. Эта идея была реализована лишь в некоторых социалистических странах, да и то не во всех. В предложенной модели абсолютной ренты предполагалось одинаковое качество и одинаковое метоположение земли. В действительности земля различается («дифференцируется») и по плодородию, и по положению. При равных вложениях капитала и труда на одинаковых по размеру участках могут быть получены различные результаты вследствие различного плодородия и местоположения земли. Поэтому рента за лучшую землю будет выше, чем за среднюю, а за среднюю выше, чем за худшую. Худшая земля будет давать ее владельцу лишь абсолютную ренту, а средняя и лучшая, наряду с абсолютной рентой еще и дифференциальную. Естественное плодородие почвы не является раз и навсегда заданным. Оно может быть улучшено или ухудшено в результате хозяйствования на земле. К естественному плодородию может добавиться и искусственное плодородие.
Таким образом, невоспроизводимость (ограниченность) лучших земель и их неперемещаемость объективно формируют особый тип монополии в обществе — монополию на землю как объект хозяйства. Этой монополией обладают те, кто ведет хозяйство на лучших землях. Существование этой монополии и является причиной дифференционального дохода, достающегося землепользователю и превращающегося в дифференциальную ренту при условии его передачи землевладельцу.
И модель дифференциальной ренты, и модель абсолютной ренты наглядно показывают активную роль спроса. В условиях неэластичного предложения земли рента всецело определяется динамикой и уровнем спроса. А это оказывает влияние на цену земли.
Цена земли не тождественна земельной ренте, представляющей собой цену услуг земли как фактора производства. Цена на землю определяется на основе капитализации ренты, т.е. представляет собой дисконтированную стоимость рентных платежей.
Как писал К.Маркс, цена земли – «это покупная цена не земли, а той земельной ренты, которую она приносит, - исчисленная в соответствии с обычной процентной ставкой» (Соч.т.25, ч.II, с.172). И действительно, владелец земли продает тот или иной участок, а покупатель купит его только за такую денежную сумму (цену), которая, будучи положена в банк, позволит первому получить доход в форме процента, равный по величине его прежнему рентному доходу, а второму – получать рентный доход, адекватный процентному доходу. Поэтому, цена земли представляет собой капитализированную земельную ренту. Ее величина прямо пропорциональна размерам земельной ренты и обратно пропорциональна ссудному проценту и может быть определена по формуле:
Цена земли = (R/n) * 100%
Где R – рента;
n – норма ссудного процента.
С возникновением многоукладной экономики, отменой монополии государственной собственности на землю, признанием коллективной и индивидуальной собственности на нее споры о земельной ренте как научной категории утратили чисто теоретическое значение и приобрели большой практический интерес. Категории земельного налога и земельной ренты тесно взаимосвязаны. Причем исходными являются именно рентные отношения, определяющие функции земельного налога, на основе которых, в свою очередь, устанавливаются величины налоговых ставок и принимаются другие конкретные решения.
Земельный налог - одна (но не единственная) из форм проявления земельной ренты. Последняя присутствует также в цене земли, влияет на другие элементы налогообложения в сельском хозяйстве. Рассмотрим ряд методологических вопросов, определяющих взаимосвязь земельной ренты и земельного налога.
1. Какую долю ренты следует изымать в форме налога? По мнению одних специалистов, изыматься должна вся сумма ренты, другие же считают, что часть ренты нужно оставлять в рассмотрении коллективов предприятий для стимулирования более рационального использования земельных и других ресурсов и в особенности для интенсификации производства. Сторонники второй позиции предлагают изымать в виде налога только дифференциальную ренту I, связанную с плодородием и местоположением земель, а дифференциальную ренту II, связанную с дополнительными вложениями капитала в земельные участки, - оставлять в распоряжении трудовых коллективов. По нашему мнению, более обоснован второй подход, поскольку он способствует лучшему использованию земли. Но при этом возникают трудности методического характера, вызванные необходимостью разделения общей суммы ренты на две части.
2. Кто является субъектом рентного платежа, то есть кто конкретно должен его вносить? Сегодня плательщиком выступают субъекты, получающие землю во владение или в собственность. Применительно к колхозам и совхозам это означает, что именно они должны быть плательщиками ренты, если им переданы рентоносные земли. За земли, переданные во временное пользование (аренду), дифференциальная рента выплачивается их собственником или владельцем. Однако рента может быть включена в состав арендной платы, взыскиваемой с арендатора. Во всех случаях источником дифференциальной ренты является избыточная прибыль, получаемая собственником или владельцем земли.
3. На основе каких цен на сельскохозяйственную продукцию нужно определять величину дифференциальной ренты? Здесь есть два подхода. Согласно первому, дифференциальная рента, как и вообще оценка земли, должна определяться на основе расчетных (кадастровых) цен, отражающих в той или иной форме затраты на производство продукции в худших условиях. Мы согласны с точкой зрения, что такой подход правомерен для анализа межотраслевых отношений, решения задач размещения производства и т.д. Но он неприемлем для построения системы налогообложения, так как она должна опираться на реальную сумму прибыли, получаемую сельскохозяйственными предприятиями. Этим целям лучше отвечает другой подход к исполнению ренты, суть которого состоит в определении ее суммы на основе действующих законодательных и других цен.
4. Каковы конкретные формы передачи земельной ренты в распоряжение общества? Как показывает мировая практика, земельный налог — не единственная форма изъятия земельной ренты. Она передается в бюджет и по другим каналам - через налог на прибыль, подоходный налог. Во многом формы передачи ренты зависят от развитости всей системы налогообложения и других факторов, которые, в свою очередь, обуславливают разделение функций между разными видами налогов.
5. Стимулируется ли рациональное использование земли?На величину земельного налога, определяемого по стабильным ставкам на единицу площади, не влияют фактические результаты хозяйственной деятельности (доход, прибыль). Несомненно, при этом налог выполняет и функцию стимулирования рационального использования земли. Однако эффективность данной функции зависит от тяжести налогообложения, т.е. от величины налоговой ставки на единицу земельной площади. Таким образом, изъятие земельной ренты в форме земельного налога, установленного на единицу площади, предпочтительнее, чем введение налога на прибыль или валовой доход.
Введение земельного налога было связано с переходом от монопольной собственности государства на землю к многообразию форм собственности, землевладения и землепользования. Вместе с тем поземельный налог в том виде, в каком он сейчас применяется уже не соответствует новым экономическим реалиям. Возможности изъятия земельной ренты резко сужаются внутри регионов - субъектов федерации, поскольку они перестают быть монополистами - собственниками земли. Все больше земель сельскохозяйственного назначения передается в общую собственность реформированных сельскохозяйственных предприятий и в частную собственность фермерских хозяйств. Следовательно, утрачивается юридическая и политэкономическая основа изъятия земельной ренты у ее собственников -реформированных сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.
Земельный налог пока не играет регулирующей роли. Он слабо влияет на уровень и характер использования земли, не побуждает к применению наиболее эффективных методов земледелия. Дифференциация земельного налога не в полной мере отражает различия в местоположении и плодородии земельных участков даже в пределах одного района или области.
С учетом перспектив развития рыночных отношений целесообразно перейти на двухканальную систему налогообложения:
- налог на прибыль сельскохозяйственных товаро-производителей. Он должен получить статус федерального;
- налог на недвижимое имущество (включая землю). Данный налог должен быть муниципальным.
Применение двухканальной системы позволит устранить многие недостатки, обусловленные действующей концепцией земельного налога. Прежде всего исчезнет необходимость его перераспределения между регионами. Статус налога на прибыль обеспечивает беспрепятственное поступление в бюджет федерации.
Муниципальный статус налога на недвижимое имущество снимает многие проблемы, связанные с присвоением и реализацией ренты. Земельный налог как составная часть налога на имущество будет предназначен для финансирования мероприятий, необходимых для населения данной территории. К ним относятся затраты на поддержание социальной инфраструктуры, осуществление экономических и землеохранных программ в интересах жителей соответствующей территории.
Таким образом, трансформация земельного налога должна быть синхронизирована с процессом распространения частной и коллективной форм собственности на землю, усилением заинтересованности в ее лучшем использовании и сохранении. В результате исчезнет правовая основа изъятия ренты в доход государства, поскольку она принадлежит собственнику. Это значит, что земельный налог будет превращаться в муниципальный, обслуживающий местные нужды, связанные с охраной земель, землеустройством и т.п.