Факторы, влияющие на спрос услуг автосервиса

ОПИСАНИЕ РЫНКА И КОНКУРЕНЦИИ

Анализ рынка – изучение рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров на рынке.

Емкость рынка – это тот объем продаж, который можно иметь в данном регионе при данных условиях и при данном платежеспособном спросе. Емкость рынка в конкретный момент времени зависит от количества автомобилей, интенсивности их эксплуатации, цен, которые формируют спрос, уровня платежеспособности населения.

Определение емкости рынка одна из сложных задач управления рынком, потому что на ее величину влияет очень большое число факторов: от курса валюты до действий конкурентов и политической ситуации. Один из способов определения емкости рынка – это прогнозирование, которое осуществляется на основе рыночного спроса.

Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

При изучении развития рынка автосервисных услуг важным аспектом является рассмотрение механизма его функционирования, определение и классификация факторов его формирования. Результативность рынка автосервисных услуг связана с механизмом функционирования, который характеризуется следующими составляющими:

– качество предлагаемого товара

– услуги предприятия автосервиса;

– рыночная цена на автосервисные услуги;

– эффективность производства автосервисных услуг;

– используемые технологии;

– прибыльность автосервисного бизнеса и т.п.

Механизм функционирования рынка автосервисных услуг представляет собой взаимодействия цен, спроса и предложения. Поведение субъектов этого рынка определяет структура рынка автосервисных услуг. При первом рассмотрении спрос на автосервисные услуги зависит от количества и доходов потребителей данных услуг. С другой стороны, спрос на автосервисные услуги зависит от цены на них. Однако применение классического подхода, предполагающего зависимость спроса лишь от двух факторов – доходов и цен приводит к чрезмерному упрощению и даже искажению ситуации. Согласно закону спроса при неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса на него, и, наоборот повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.

К неценовым факторам, формирующим спрос на автосервисные услуги, относятся перечисленные ниже факторы:

– удобство расположения;

– спектр услуг;

– квалификация персонала;

– наличие стоянки;

– качество выполнения работ;

– приемлемость цен;

– сроки выполнения работ.

К факторам, обусловливающим изменение показателя парка автомобилей, относятся:

– экспорт и импорт автомобилей;

– уровень продажи автомобилей;

– цены на автомобили;

– доступность автомобилей;

– доходность населения.

Рост темпа жизни (особенно в крупных городах) в связи с переходом России на рыночный тип экономического хозяйствования постепенно меняет отношение россиян к автомобилю. Автомобиль перестал быть роскошью и является средством удовлетворения насущной потребности выживания в быстроменяющихся рыночных условиях. Это способствует росту спроса на автосервисные услуги.

Доступность автосервисных услуг. Для удовлетворения потребностей и увеличения спроса населения в ТО и ремонте автомобилей существенное значение имеет проблема рационального размещения СТО, которые должны быть территориально приближенными к клиенту.

Условия эксплуатации автомобилей, при которых используется автомобиль, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя интенсивность изменения параметров их технического состояния. Изменение технического состояния автомобиля потребует соответствующего технического обслуживания и ремонта и тем самым напрямую повлияет на уровень спроса на услуги предприятий автосервиса. Условия эксплуатации автомобилей включают в себе целый ряд факторов:

– условия хранения автомобилей;

– квалификацию владельцев автомобилей как водителей, общий уровень, их технического образования, навыков;

– интенсивность дорожного движения.