Вопрос. Спрос и предложение. Закон спроса и предложения. Механизм рыночного равновесия.

Функциональная зависимость спроса складывается в результате совмещения двух эффектов потребительского поведения: эффекта замещения и эффекта дохода.

Эффект замещения – изменение величины спроса на товар в результате замещения (замены) более дорогих благ менее дорогими. Суть эффекта замены состоит в том, что при понижении цены у потребителя появляется желание покупать больше того товара, на который цена снизилась, взамен тех товаров, на которые цены остались прежними и вследствие чего они теперь стали относительно дороже.

Эффект дохода – воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя, на количество товара, которое приобретает потребитель. Суть эффекта дохода заключается в том, что при понижении цены потребитель может купить больше данного товара, не уменьшая при этом потребления другого. При неизменном денежном доходе уменьшение цены увеличивает реальный доход потребителя.

Уравнение Е.Е. Слуцкого: эффект замещения + эффект дохода = эффект цены

Оба эффекта совмещаются, и у потребителей появляется желание приобретать товары по более низким ценам.

Эффект цены – изменение величины спроса на товар, возникшее в результате изменения его цены.

Спрос – это идеальная потребность и реальная возможность покупателя купить определенное количество данного товара. В экономической категории «спрос» обязательно выделение двух аспектов:

идеальное желание потребителя приобрести данный товар, поскольку он имеет субъективную полезность для данного покупателя, и

реальную возможность купить данный товар, т.е. наличие платежеспособности.

Закон спроса: если цена блага повышается, то спрос на него падает, при прочих равных условиях (т.е. неизменных неценовых детерминантах).

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага. Кроме цены (P), на спрос влияют неценовые факторы (детерминанты):

1) доходы потребителей (I);

2) изменение вкусов и предпочтений потребителей (Z);

3) ценовые и дефицитные ожидания (W);

4) колебания расходов на рекламу;

5) изменение цен товаров – субститутов и комплиментарных товаров (Psub, Pcom);

6) изменение количества покупателей (N) и др (B).

Таким образом, спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B)

Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием неценовых факторов.

 

 

Теория предложения. Предложение – это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество данного товара. В экономической категории «предложение» также обязательно выделение двух аспектов:

готовность товаропроизводителя удовлетворить рыночный спрос на данный товар и

реальную возможность этого товаропроизводителя произвести и поставить на рынок прогнозируемый товар.

Закон предложения: объем предложения товара увеличивается с повышением его цены, при прочих равных условиях (т.е. неизменных неценовых детерминантах).

Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Функция предложения – определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Изменение цены (Р) означает движение по кривой предложения. В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:

1) цены факторов производства (ресурсов) (Pr);

2) технология (K);

3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

4) размер налогов и субсидий (T);

5) количество продавцов (N) и др. (B).

Таким образом, предложение является функцией всех этих факторов:

QD = f (P, Pr, K, T, N, B)

 

Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием неценовых факторов.

 

Взаимодействие спроса и предложения. В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Точка рыночного равновесия (Е) показывает равновесное количество товара (QE), то есть то количество товара, которое производители (продавцы) готовы продать, а потребители (покупатели) готовы купить при данном уровне равновесной рыночной цены (PE).

 

Таким образом, в точке равновесия сохраняются условия:

 

PE = PS = PD где PE – равновесная цена; PS – цена предложения; PD – цена спроса. QE = QS = QD где QE – равновесный объем; QS – объем предложения; QD – объем спроса.

 

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

При анализе рыночного равновесия выделяют четыре типичные ситуации:

– увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

– уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;

– рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;

– сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

 

Государственная политика регулирования цен: товарные излишки и дефициты.

В ситуации государственного регулирования процесса рыночного ценообразования имеет место практика законодательного установления цен на определенное благо выше или ниже естественно установившегося уровня.

Снижение уровня цены на благо, как правило, имеет социальные цели и осуществляется для расширения круга потребителей этого блага из числа малоимущих.

Снижение цены на благо (РЕ → Р1) стимулирует его потребление и спрос на рынке увеличивается (QE → QD). Однако снижение цен сокращает окупаемость затрат производителей, снижает эффективность их производства, что приводит к уменьшению объема предложения (QE → QS). Таким образом, увеличение спроса на благо и снижение его предложения приводит к несовпадению интересов продавца и покупателя: объем спроса превышает объем предложения (QD > QD). Такая ситуация характеризуется как дефицит товара.

Искусственное завышение цен преследует цели защиты производителей некоторых видов благ от банкротства в случаях чрезмерного падения цен на них. В этих случаях государство устанавливает цены, которые обеспечивают достаточный уровень рентабельности, чтобы удержать производителей в отрасли и не допустить нежелательных структурных сдвигов в национальной экономике. Однако эта мера сокращает объем спрашиваемого на рынке товара (QE → QD) и одновременно увеличивает его предложение (QE → QS). Так что на рынке в этом случае формируются товарные излишки.

Наличие на рынке товарного дефицита или излишков выступают как ситуации неравновесности состояния рыночной конъюнктуры. Поскольку причиной таких ситуаций явилось государственное ценовое регулирование, восстановление равновесия осуществляется посредством государственных товарных интервенций на рынке. В ситуации дефицита государство выступает дополнительным продавцом продукции, а в случае излишков – покупателем, тем самым, воздействуя на состояние предложения и спроса, соответственно.