Пояснительная записка
Данная учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413 и учебным планом ГБОУ лицея № 419.
Программа составлена на основе: комплексной программы физического воспитания, разработанной д.п.н. В.И.Ляхом, и к.п.н. Зданевичем (Лях, Зданевич, М.: Просвещение, 2009) и Примерной программы по физической культуре, образовательные стандарты второго поколения (М.: Просвещение, 2010).
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся средней (полной) школы ориентируется на решение следующих задач:
· развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
· воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
· овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и техническими действиями базовых видов спорта;
· овладение системой знаний о физической культуре как способе формирования здорового образа жизни и социальных ориентаций;
· приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Структура и содержание учебной программы. Программа состоит из разделов: «Знания о физической культуре»; «Способы двигательной (физкультурной) деятельности»; «Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «Физическая культура и здоровый образ жизни», «Оздоровительные системы физического воспитания», «Спортивная подготовка» и «Прикладно ориентированная физическая подготовка». В этих темах раскрываются современные представления о роли физической культуры в формировании индивидуального образа жизни, сохранении здоровья и продлении творческой активности, подготовке человека к предстоящей жизнедеятельности. Кроме того, здесь приводятся сведения о современных оздоровительных системах физического воспитания, раскрываются их цели, задачи, формы организации.
В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя такие темы, как «Организация и проведение занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Наиболее представительным по объему учебного содержания является раздел «Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя следующие темы: «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» и «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на повышение физической подготовленности учащихся и включает в себя информацию о средствах общей физической подготовки. В качестве этих средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, кроссовой подготовки, спортивных игр), имеющих относительно выраженное прикладное значение.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью» ориентирована на возрастные интересы учащихся к соревновательной деятельности. Основу темы составляет углубленное изучение нескольких базовых видов спорта.
Формы организации и планирование образовательного процесса. Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.
Уроки физической культуры подразделяются на три типа с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью. При этом они по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как комплексные уроки, т. е. с решением нескольких педагогических задач, и как целевые уроки, т. е. с преимущественным решением одной педагогической задачи.
Разделы «Знания о физической культуре»; «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» составляют базовую часть программы - основу национального стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных особенностей и индивидуальных характеристик ученика. Раздел «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью» составляет вариативную часть программы. Данная часть программы обусловлена, во-первых, необходимостью учета индивидуальных особенностей учеников, а во-вторых, теми традициями спортивных соревнований, которые сложились в Санкт-Петербурге и в которых принимают участие учащиеся лицея.
В средней (полной) школе урочные формы учебных занятий физической культурой приобретают все более самостоятельный характер, т. е. учащимся предоставляется определенная самостоятельность в их планировании и структурировании, выборе состава упражнений и дозировки нагрузки, контроле за функциональным состоянием организма и результативностью тренировочного процесса. Роль учителя здесь сводится в большей степени к проведению консультаций по корректировке разрабатываемых учащимися индивидуальных методик, помощи в организации занятий, включая и самостоятельные занятия дома. При таком подходе, наряду с традиционными типами уроков (с образовательно-познавательной, образовательно-обучающей и образовательно-тренировочной направленностью), появляются и так называемые практико-ориентированные уроки (занятия), которые по своей сути носят методический характер. На этих уроках совместно с учителем разрабатываются индивидуальные учебные задания, составляются планы-конспекты, оценивается результативность в обучении двигательным действиям и развитии физических качеств, проводятся презентации учащимися подготовленных тем по программе знаний о физической культуре.
В качестве учебного пособия по предмету рекомендован учебник “Физическая культура, 10 - 11 класс”, Лях В.И., Зданевич А.А., 2012.