Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

Обычно с помощью предложения рынок сообщает о тех условиях, при которых предприятия производят и продают свою продукцию.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемой продукта называет законом предложения.

Кривая предложения (supply curve) – кривая, показывающая количество экономического блага, которое готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения в зависимости от изменения цены. Чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения. И наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.

Кроме цены на предложение оказывают влияние неценовые факторы или иначе детерминанты:

1. Затраты на производство. Чем выше эти затраты, тем менее выгодно будет производство товаров по любой цене.

Основные причины изменения себестоимости:

· цены на производственные ресурсы (факторы производства). Себестоимость товара повысится, если повысятся зарплата рабочих, цена на сырье, рента и т.д.;

· характер применяемой технологии. Усовершенствование технологии приводит, как правило, к снижению себестоимости товара;

· изменение в организации труда. Фирма может сэкономить средства, если проведет рационализацию трудовых процессов, проведет реорганизацию;

· политика правительства. Себестоимость товара может быть понижена благодаря субсидиям и дотациям и повышена из-за налогов.

2. Ожидания изменения цены. Если ожидается, что цена поднимется, производители могут временно уменьшить объем продаж.

3. Количество продавцов на рынке. Чем больше число поставщиков, при данном объеме производства каждой фирмы, тем больше рыночное предложение.

4. Прибыльность производства альтернативных товаров (взаимозаменяемых при снабжении товаров). Если производство альтернативного становится более выгодным, чем раньше, то производители, скорее всего, перейдут на него, отказавшись от производства первоначального товара. Производство первого товара уменьшается. Товары выгоднее производить, если:

· их цена растет;

· их себестоимость уменьшается.

5. Прибыльность совместного производимых продуктов. Иногда при производстве одного товара параллельно производится еще какой-то продукт. Такие товары называются совместно производимыми.

6. Природные явления. Стихийные бедствия, нанося ущерб экономике, влияют на сокращение предложении

7. Цели производителей.

8. Конкуренция на рынках одноименных товаров и условия предложения.