На тему: «Коллоквиум. Водоросли. Грибы. Споровые. Голосеменные»

1. Актуальность.Изучение классификации, особенностей строения, размножения грибов, водорослей, высших споровых и голосеменных растений дает целостное представление об уровнях организации жизни на Земле и ее эволюции.

2. Цель занятия:Проверка уровня усвоения теоретических знаний и практических умений по теме.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- строение растительной клетки и тканей;

- уровни организации живых организмов;

- классификацию и характеристику царства грибов;

- классификацию и характеристику подцарства водорослей;

- классификацию и характеристику отдела мхов;

- классификацию и характеристику отдела плаунов;

- классификацию и характеристику отдела хвощи;

- классификацию и характеристику отдела папоротники;

- классификацию и характеристику отдела голосеменные;

- значение для природы и фармации.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- охарактеризовать основные таксоны грибов, водорослей, высших споровых, голосеменных растений;

- различать представителей по образцам гербария и сырья;

- охарактеризовать применение в фармации.

Для формирования профессиональной компетенции студент должен владеть:

· ботаническим понятийным аппаратом;

· навыками постановки предварительного диагноза систематического положения растения;

· методами исследования растений с целью диагностики лекарственных растений и их примесей.

3. Необходимые базисные знания и умения:

· строение растительной клетки и тканей;

· уровни организации живых организмов;

· цикл чередования поколений и ядерных фаз.

4. Продолжительность внеаудиторной работы – 3 академических часа (135 мин).

Вопросы для самоподготовки:

1. Прокариоты. Общая характеристика. Отличие прокариотической клетки от эукариотической.

2. Дайте общую характеристику подцарства настоящие водоросли. Приведите классификацию на русском и латинском языках. Охарактеризуйте типы талломов водорослей. Укажите экологические группы, значение в природе и жизни человека.

3. Дайте общую характеристику отделу багрянки (экологическая группа, тип таллома, строение хроматофора, запасное вещество, способы размножения, тип полового процесса). Опишите цикл развития. Укажите представителей на русском и латинском языках, значение в природе и фармации.

4. Дайте общую характеристику отдела бурые водоросли (экологическая группа, тип таллома, строение хроматофора, запасное вещество, способы размножения, тип полового процесса). Опишите цикл развития. Укажите представителей на русском и латинском языках, значение в природе и фармации.

5. Дайте общую характеристику отделам зеленые и диатомовые водоросли (экологическая группа, тип таллома, строение хроматофора, запасное вещество, способы размножения, тип полового процесса). Укажите представителей на русском и латинском языках, значение в природе и фармации.

6. Дайте общую характеристику царству грибов. Приведите классификацию на русском и латинском языках. Укажите отличия грибной клетки от растительной. Значение в природе и фармации.

7. Дайте общую характеристику классу базидиомицеты (среда обитания, способ питания, тип мицелия, строение плодового тела, способы размножения, тип полового процесса). Укажите представителей на русском и латинском языках, значение в природе и фармации.

8. Дайте общую характеристику классу аскомицеты (среда обитания, способ питания, тип мицелия, строение плодового тела, способы размножения, тип полового процесса). Опишите цикл развития на примере спорыньи пурпурной. Укажите представителей на русском и латинском языках, значение в природе и фармации.

9. Дайте общую характеристику отделу лишайники (среда обитания, способ питания, типы слоевища, способы размножения). Укажите представителей на русском и латинском языках, значение в природе и фармации.

10.Дайте общую характеристику высшим споровым растениям. Укажите отличия

от водорослей. Приведите классификацию на русском и латинском языках. 11.Дайте общую характеристику отделу мхи. Приведите классификацию на

русском и латинском языках. Кратко охарактеризуйте класс печеночников.

Опишите цикл развития на примере маршанции многообразной. Укажите

значение в природе и фармации.

12.Приведите классификацию отдела мхи на русском и латинском языках.

Кратко охарактеризуйте класс листостебельных мхов. Опишите цикл развития на примере кукушкиного льна. Укажите представителей на русском и латинском языках, их значение в природе и фармации.

13.Дайте общую характеристику отделу хвощи. Приведите классификацию на русском и латинском языках. Опишите цикл развития на примере хвоща

полевого. Укажите представителей на русском и латинском языках, их

значение в природе и фармации.

14. Дайте общую характеристику отделу папоротники. Приведите классификацию на русском и латинском языках. Опишите цикл развития на примере папоротника мужского. Укажите представителей на русском и латинском языках, их значение в природе и фармации.

15.Дайте общую характеристику отделу плауны. Приведите классификацию на русском и латинском языках. Опишите цикл развития на примере плауна

булавовидного, отличия цикла развития разноспоровых плаунов. Укажите

представителей на русском и латинском языках, их значение в природе и

фармации.

16.Укажите прогрессивные черты семенных растений и их отличия от высших споровых растений. Дайте общую характеристику отделу голосеменные. Приведите классификацию на русском и латинском языках.

17.Дайте общую характеристику классам саговниковые, гинковые. Укажите

представителей на русском и латинском языках, их значение в природе и

фармации.

18.Дайте общую характеристику классу гнетовые. Приведите классификацию на русском и латинском языках. Укажите представителей на русском и латинском языках, их значение в природе и фармации.

19.Дайте общую характеристику классу хвойные. Приведите классификацию на русском и латинском языках. Опишите цикл развития на примере сосны

обыкновенной. Укажите представителей на русском и латинском языках, их

значение в природе и фармации.

20.Укажите задачи и предмет изучения раздела науки ботаники - систематики. Охарактеризуйте существующие типы систем. Дайте определение понятиям «таксономические категории», «таксон» и «бинарная номенклатура».

Список растений

1. Ламинария японская 2. Спорынья пурпурная
3. Чага 4. Кукушкин лен
5. Сфагнум двуцветный 6. Плаун булавовидный
7. Плаун сплюснутый 8. Плаун баранец
9. Хвощ полевой 10. Хвощ луговой
11. Хвощ ветвистый 12. Хвощ лесной
13. Хвощ приречный 14. Папоротник мужской
15. Кочедыжник женский 16. Сальвиния плавающая
17. Многоножка обыкновенная 18. Страусопер
19. Сосна обыкновенная 20. Сосна сибирская
21. Ель европейская 22. Лиственница сибирская
'23. Пихта сибирская 24. Туя западная
25. Можжевельник обыкновенный 26. Можжевельник казацкий
27. Можжевельник Виргинского 28. Эфедра хвощевидная
29. Эфедра средняя 30. Гинкго двулопастной

Литература для самоподготовки: