Внутренняя торговля

Основные особенности внутренней торговли ХVII в.:

- впервые появились крупные всероссийские торговые ярмарки (Архангельская, Ирбитская (в Западной Сибири), Свенская (Якутск), Макарьевская (Нижний Новгород)

- специализация в области продажи товаров

Товар Центры торговли
Соль Свозилась на продажу в Вологду, Нижний Нов­город, Старую Руссу, Тихвин
Хлеб Вологда, Вятка, Великий Устюг
Лён и пенька Продавались главным образом в Новгороде, Пскове, Тихвине, Смоленске
Животновод­ческое сырье Вологда, Ярославль, Казань
Железные изделия Тула, Тихвин

- главной особенностью торговли в XVII веке стало формирование всероссийского рынка.

Всероссийский рынок- усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями России, основанное на экономической специализации территории.

- с середины XVII в. по отношению к русской промышленно­сти и к купечеству государство стало проводить политику меркан­тилизма –защиты отечественной промышленности и торговли посредством льгот и покровительства.

1653 г. – Торговый Устав, по которому вводилась единая пошлина (5% от продаваемого товара).

1667 г. – Новоторговый устав (автор – Ордин-Нащокин) (повышал пошлины на иностранные товары).

Внешняя торговля

Активно развивалась внешняя торговля, по-прежнему шед­шая в основном через Архангельск (до 75%) в западном направ­лении и через Астрахань — в восточном.

Россия активно экспортировалако­жу, лён, пеньку, смолу, соль, рыбу, пушнину, изделия из металла и дерева, холсты.

ПЕНЬКА – грубое волокно, полученное из стеблей конопли. Из пеньки делают канаты, веревки и т.п.

Импортироваласукно, ткани, металлы и металлические из­делия, вина, пряности, предметы роскоши.

Гости – купцы, имевшие право торговать за границей.