Внутренняя торговля
Основные особенности внутренней торговли ХVII в.:
- впервые появились крупные всероссийские торговые ярмарки (Архангельская, Ирбитская (в Западной Сибири), Свенская (Якутск), Макарьевская (Нижний Новгород)
- специализация в области продажи товаров
Товар | Центры торговли |
Соль | Свозилась на продажу в Вологду, Нижний Новгород, Старую Руссу, Тихвин |
Хлеб | Вологда, Вятка, Великий Устюг |
Лён и пенька | Продавались главным образом в Новгороде, Пскове, Тихвине, Смоленске |
Животноводческое сырье | Вологда, Ярославль, Казань |
Железные изделия | Тула, Тихвин |
- главной особенностью торговли в XVII веке стало формирование всероссийского рынка.
Всероссийский рынок- усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями России, основанное на экономической специализации территории.
- с середины XVII в. по отношению к русской промышленности и к купечеству государство стало проводить политику меркантилизма –защиты отечественной промышленности и торговли посредством льгот и покровительства.
1653 г. – Торговый Устав, по которому вводилась единая пошлина (5% от продаваемого товара).
1667 г. – Новоторговый устав (автор – Ордин-Нащокин) (повышал пошлины на иностранные товары).
Внешняя торговля
Активно развивалась внешняя торговля, по-прежнему шедшая в основном через Архангельск (до 75%) в западном направлении и через Астрахань — в восточном.
Россия активно экспортировалакожу, лён, пеньку, смолу, соль, рыбу, пушнину, изделия из металла и дерева, холсты.
ПЕНЬКА – грубое волокно, полученное из стеблей конопли. Из пеньки делают канаты, веревки и т.п.
Импортироваласукно, ткани, металлы и металлические изделия, вина, пряности, предметы роскоши.
Гости – купцы, имевшие право торговать за границей.