Базовые концепции ФМ

ФМ как наука должен иметь в своей основе базовые теоретические положения, позволяющие понять его суть, цели, задачи, роль в д-ти п/п и пути совершенствования. ФМ на п/п должен иметь в своей основе определенную концепцию. Это необходимо, потому что теория и практика неразрывны м/у собой по определению.

В теории известны следующие концепции ФМ.

1. Концепция текущей ст-тиописывает закономерности деловой активности п/п. Она объясняет механизм приращения капитала. Каждый предприниматель, вкладывая свой первоначальный капитал, рассчитывает получить новый капитал, чтобы через некоторый промежуток времени возместить ранее инвестированный и получить определенную долю его приращения (т. е. прибыль). Ежедневно предприниматель вынужден управлять множеством операций по купле-продаже товара (продукции), услуг, инвестиционных средств. В связи с этим менеджеру необходимо определить, насколько целесообразно совершать эти операции, будут ли они эффективны. Эффективность операций определяется поср-вом диагностики информации, содержащейся в б/у. Однако видно противоречие м/у сроками, денежными оценками авансированных затрат (вложений) и эк-ой эффективностью. На основе данных учета невозможно определить эффективность будущих операций, поэтому необходимо дополнительно оценивать будущие операции с позиций текущего времени.

2. Концепция предпринимательского Рапозволяет объяснить важность и связь фин-го Ра с показателями д-ти п/п. Каждое п/п вынуждено составлять прогнозы. Однако объективность текущей оценки по прогнозам экономических выгод зависит от того, насколько точно составлен прогноз. Основываясь на статистических измерениях колебаний, прогноз ожидаемых экономических выгод составляется, как правило, в виде примерной оценки текущей ст-ти, а не однозначной величины. Мнения экспертов могли быть ошибочными, поэтому требуется дополнительная информация и проведение экстраполяции прошлых событий в будущее. Для того чтобы уменьшить уровень Ра, необходимо определить требуемую информацию.

3. Концепция потоков денежной наличностипосвящена вопросам привлечения фин-ых ресурсов, орг-ии их движения, поддержания в определенном качественном состоянии. В соответствии с ней фин-ому менеджеру следует четко определять, какое количество д.с. необходимо для погашения обязательств, выплаты дивидендов, когда будет получен избыток денежной наличности, на какой промежуток времени орг-ия будет испытывать дефицит наличных средств. Размер денежного остатка п/п должен быть оптимальным. Его размер зависит от решений руководства в области фин-го Ра, д-дности и ликвидности. Денежный остаток на счетах п/п должен давать расходы, краткосрочные фин-ые вложения, обеспечивать неснижающийся остаток д.с. на счете.

Концепции ФМ позволяют эффективно организовывать практическую работу по управлению финансами на п/п. На их основе строятся многие инструменты управления, помогающие финансовым менеджерам в постановке и решении фин-ых целей и задач.